Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения условий обогащения культурно-досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения 6
1.1. Культурно - досуговая деятельность в социально-педагогической работе с детьми и подростками 6
1.2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате, и условия ее обогащения 17
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Организация социально-педагогической работы по обогащению культурно-досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате 25
2.1. Диагностика актуального состояния культурно-досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения в практике школы-
интерната (предпроектное исследование) 25
2.2. Разработка и реализация проекта по обогащению культурно
досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения, обучающихся в
школе-интернате 29
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48
Актуальность исследования: проблема организации внеучебного времени подростков с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность в контексте социально-педагогической работы. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.
Для подростка, имеющего особенности развития, культурно-досуговая деятельность призвана решать не только общеразвивающие, но и коррекционно-реабилитационные задачи. Именно в культурно-досуговой деятельности такой ребенок получает возможность приобрести тот реабилитационный потенциал, который позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться и социализироваться в обществе.
Отдельного внимания заслуживает проблема организации культурнодосуговой деятельности в образовательном процессе школы-интернат. Весьма большой объём неорганизованного свободного времени учащихся, проживающих в интернате, неумение распорядиться им приводит к возникновению социальных рисков таких как: возникновение и развитие девиантных форм поведения подростков.
Несмотря на огромное количество теоретических материалов и системных исследований, посвященных осмыслению потенциала культурнодосуговой деятельности, проблема досуга подростков с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях школы-интерната, остаётся недостаточно изученной.
Таким образом, противоречие между потребностями современных подростков с нарушениями зрения, обучающихся и проживающих в школе- интернате, в качественно организованной культурно-досуговой деятельности и недостаточной проработанностью данной проблемы в теории и практике социальной работы, обусловила выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность.
Предмет исследования: социально-педагогические условия,
обеспечивающие обогащение культурно-досуговой деятельности подростков с нарушением зрения.
Цель исследования: теоретически обосновать и внедрить практику внеучебной работы школы-интерната социально-педагогические условия, обеспечивающие обогащение культурно-досуговой деятельности подростков с нарушениями зрения, определить их результативность.
Задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
• провести диагностическое исследование особенностей культурно - досуговой деятельности подростков с нарушением зрения, обучающихся в школе-интернате;
• разработатьи реализоватьпроект по обогащению культурнодосуговой деятельности подростков с нарушением зрения, обучающихся в школе-интернате;
• проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
...
Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы. Досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей. Несомненным качеством творческой личности является доминирование досуговых и учебных интересов, свойственных ребенку на протяжении всей жизни. Досуг - основная детерминанта творчества детей, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из средств социализации подрастающего поколения является досуг. В процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
Дети с нарушением зрения испытывают значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации. Задачей социализации детей с нарушениями зрения является создание соответствующих условий и привлечении всех социальных институтов помощи для развития у ребенка социально значимых навыков, способностей, личностных качеств, умения приспосабливаться к требованиям общества, в котором он живет.
Воспитание и социализации таких школьников обусловлена тем, что аномальное развитие психики ребенка проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, уровень их этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ними начали проводить коррекционновоспитательную работу.
Для усиления потенциала культурно-досуговой деятельности в социально-педагогической реабилитации учащихся школы-интерната для слабовидящих нами были разработаны педагогические условия ее обогащения. Определены основные направления культурно-досуговой деятельности подростков с нарушением зрения: патриотическое воспитание, гражданско-правовое воспитание, воспитание культуры здоровья, интеллектуальное воспитание, нравственное воспитание, художественно - эстетическое воспитание. Разработано содержание культурно -досуговой деятельности учащихся школы-интерната в него входят экскурсии, тренировки, посещение музея, различные мероприятия и т.д. В культурнодосуговую деятельность детей с нарушениями зрения подключаются молодежные центры, спортивные комплексы, родители, педагоги.
Программа организации культурно-досуговой деятельности со слепыми и слабовидящими учащимися, проживающими в условиях интерната, апробирована на базе Красноярской общеобразовательной школы-интерната. Проведены следующие мероприятия: экскурсия по городу на тему «Край, где мы живем»; экскурсия в геологический музей совместно с молодежным центром; веселые старты «Мама, папа, я спортивная семья»; игра «Что? Где? Когда?» место проведение специализированная библиотека ВОС; по будням ежедневно проходят тренировки в спорткомплексе, по таким видам спорта как плавание, легкая атлетика, биатлон. Налажены взаимодействия межведомственных организаций с учреждениями культуры и спорта с целью привлечения их материально-технических и кадровых ресурсов. Учащиеся включены в социально-значимую общественную волонтерскую деятельность.
Таким образом, полученные позитивные результаты позволяют нам прийти к выводу о том, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение. Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение изучаемой проблемы и представляют собой один из путей ее решения.
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А.Аванесова - М.: Аспект Пресс, 2006 - 236с.
2. Алексеева, Е.В. Наш проблемный подросток: учеб.пос. С - П,2009
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект
пресс,2005
4. Андреева, Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2007. - №4. - С.31.
5. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации / Т.П. Аргунова. - Наука и образование, 2009. - № 1. - 111с.
6. Бибикова Н.В. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством арт-терапи // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 154-156.
7. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика. - М.: Академия., 2007.345с
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений / Ю.В. Василькова - М.: Изд-во центр "Академия", 2002 - 159с.
9. Веденцева Л.Н., Рыбакова М.Г. Педагогика. - М.: 2006
10. Волков, Б.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр,2005
11. Воспитание трудного подростка/под ред. М.И. Рожкова, Б.: Приамурье.,2008
12. Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М.:2004
13. Гамаузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателя и студентов - М.:2005
14. Гимазетдинова О.В., Крючек В.К. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности: Монография / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 - 218с.
15. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
... всего 55 источников