Введение 2
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Координационные способности и их составные части 11
1.3. Средства развития координационных способностей 22
1.4. Методика проведения подвижных игр в начальной школе 28
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 37
3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 -9 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОВЕРКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 38
3.1. Подвижные игры для развития координационных способностей у
обучающихся 8 - 9 лет 38
3.2. Оценка эффективности разработанных подвижных игр 41
ВЫВОДЫ 45
Практические рекомендации 46
Библиографические источники
Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности.
В программе воспитания и обучения младших школьников особое значение придается физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психологических особенностях дошкольника.
Сегодня повышаются требования к уровню физического развития и физической подготовленности детей.
К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапов обучения [20].
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий[11].
Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Поэтому в младшем школьном возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой, дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
Многократное повторение упражнений способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств [14].
Подвижные игры - важнейшее средство развитие двигательных способностей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели [24].
Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер [5].
Игра требует от ее участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает у них умение быстро ориентироваться, находить правильное решение. Поэтому игру на занятиях физической культурой нельзя считать средством развлечения, она - обычное упражнение, облеченное в занимательную форму [1].
Подвижные игры отличаются тем, что двигательная деятельность, включающая, как правило, естественные виды движений, протекает в них в неожиданно изменяющихся условиях при обязательном наличии сотрудничества и соревновательного момента. Допускаемая в связи с этим относительная свобода выбора действий лимитируется установленными правилами игры, нормами и необходимостью взаимодействовать с другими участниками [17].
В играх совершенствуются ранее приобретенные двигательные навыки, развивается самостоятельность, инициативность, решительность, смелость, чувство товарищества, коллективизма и воспитываются другие нравственные, волевые и физические качества [4].
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс с обучающимися 9 - 10 лет.
Предмет исследования: подвижные игры, применяемые на уроках физической культуры у обучающихся 8 - 9 лет для развития координационных способностей.
Цель исследования: Обоснование применения подвижных игр на уроках физической культуры у обучающихся 9 - 10 лет для развития координационных способностей и проверка их эффективности.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по теме развития координационных способностей.
2. Разработать подвижные игры для развития координационных способностей у обучающихся 8 - 9 лет.
3. Применить разработанные подвижные игры на уроках физической культуры, выявить их эффективность.
Гипотеза: предположили, что применение разработанных подвижных игр позволит повысить уровень координационных способностей у обучающихся 8 - 9 лет, если будут учитываться:
- возрастные особенности обучающихся;
- уровень сложности подвижных игр;
-интервалы отдыха между подвижными играми.
^Проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что при развитии координационных способностей необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки для развития этих способностей.
2. При разработки подвижных игр учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Были разработаны подвижные игры, которые применялись на уроки физической культуры у обучающихся 8 - 9 лет с целью развития координационных способностей.
3. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой результаты существенно повысились во всех тестах, имеют достоверное отличие: «челночный бег» в контрольной группе 10.2, в экспериментальной 9.5; «проба Ромберга» в контрольной группе 7.8 , в экспериментальной 10.9.
Данные результаты позволяют говорить об эффективности применяемых подвижных игр.
1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.
2. Бармай В.М. В.М. «Активные игры для детей».-Ростов-на-Дону,- Феникс 2001г.-320с.
3. Барчуков И.С. «Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений».- М.:Издательский центр «Академия», 2006г.-528с.
4. Барчуков, Игорь Сергеевич. Физическая культура: методики практического обучения [Текст] : учебник / И. С. Барчуков. - М. :КноРус, 2014. - 304 с. - (Бакалавриат).
5. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков; В.М. Богушас; О.В. Матыцин.- М.: Кронус, 2011.- 247 с.
6. Бергер, Григорий Ильич. Урок физкультуры [Текст] : спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры / Г. И. Бергер, Ю. Г. Бергер. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 144 с. : ил.
7. Броненко В.А. Здоровье и физическая культура/ В.А. Броненко-М.: Альфа-М, 2013
8. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие / Н. Ф. Лысова [и др.]. - Новосибирск: Сибирское университетское изд- во, 2010. - 398 с. : ил. - (Университетская серия).
9. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. - М. : ВЛАДОС, 2013.
10. Дворкина Н.И. «Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств». Методическое пособие.- М.Советский спорт.2007г-80с.
11. Детская спортивная медицина / авт. - сост. Т.Г. Авдеева [и др.]; под ред. Авдеевой, И.И. Бахраха - Издание 4 - е исправ. И доп. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 320 с. - (Медицина для Вас).
12. Евсеев, Юрий Иванович. Физическая культура [Текст] : учебное пособие / Ю. И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д : "Феникс", 2004. - 384 с.
13. Игры во дворе и на улице [Текст] : научно-популярная литература. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 320 с.
14. Карашвили Е.А. «Физкультурная минутка: Дидактические упражнения для детей 6-10 лет».-М.Сфера2003г-64с.
15. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие Г.А. Колодницкий». М. Дрофа, 2003г-96с.
16. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва : Советский спорт, 2010. 464 с.
17. Ляксо, Елена Евгеньевна. Возрастная физиология и психофизиология : учебник для академического бакалавриата / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. - М. : Юрайт, 2016. - 395, [1] с. : ил. - (Бакалавр. Академический курс).
18. Лях, Владимир Иосифович. Физическая культура. 1-4 классы [Текст] : учебник / В. И. Лях. - 13-е изд. - М. : Просвещение, 2012. - 190 с. : ил.
19. Матвеев, Лев Павлович. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст] : учебник для высших спец. физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.: ил.
20. Матвеев, Анатолий Петрович. Физическая культура. 2 класс [Текст] : учебник / А. П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с. : цв.ил. - (Академический школьный учебник).
21. Назарова, Елена Николаевна. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст] : учебник / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М. : Академия, 2011. - 256 с.
22. Петров, Владимир Константинович. Новые формы физической культуры и спорта [Текст] / В.К. Петров. - М. : Советский спорт, 2004. - 40 с. : ил.
23. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов.-2-е изд., стереотип. [Текст] / Жуков М.Н. - М. : "Академия", 2004. - 160 с.
24. Попова, Вера Валерьевна. Физическая культура в начальной школе [Текст] : учебное пособие для уч-ся начальной школы / В.В. Попова. - Ростов н/Д : "Феникс", 2005. - 80 с.
25. Савченков, Юрий Иванович. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с. - (Учебник для вузов. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 142-143.
26. Сальников В.А., Хозей С.П., Бебинов С.Е., Михеев А.Н. Сенситивные периоды в развитии двигательных способностей: проблемы и перспективы // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы VII межрег. научно-практич. конференции с междунар. участием / Общ. ред. А.Э. Страдзе. М., 2017. С. 53¬57.
27. Сапин, Михаил Романович. Анатомия и физиология детей и подростков : учебное пособие для студ. пед. вузов / М. Р Сапин, З. Г. Брыксина.
- 6-е изд., стереотип. - М. : ИЦ "Академия", 2009. - 432 с.
28. Степанова, Ольга Алексеевна. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст] : методическое пособие для учителя начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и родителей / О.А. Степанова. - М. : Сфера, 2004. - 144 с.
29. Урок физкультуры в современной школе [Текст]: методические рекомендации. Вып. 1. - М. : Советский спорт, 2002. - 160 с. : ил.
30. Физическая культура [Текст] : учебное пособие / ред. Е. В. Конеева.
- Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 558 с. : ил. - (Высшее образование).
31. Физическая культура [Текст] : учебник / [Л. В. Захарова [и др.]]. - Красноярск : СФУ, 2017. - 610 с. : ил.
32. Физическая культура [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 176 с.
33. Физическая культура и спорт [Текст]: учебное пособие / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева"; [сост.: В.М. Кравченко, Л.А. Бартновская, Н.А. Попованова]. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. - 185, [1] с.: ил.
34. Цымбалова Л.К. «Подвижные игры для детей».-М. Март, 2005г,- 192с.
35. Югова, Елена Анатольевна. Возрастная физиология и психофизиология: учебник / Е. А. Югова, Т Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 336 с. - (Бакалавриат).