Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие координационных способностей обучающихся старших классов средствами баскетбола

Работа №149410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты развития координационных способностей 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития обучающихся
старших классов 6
1.2 Координационные способности и способы их воспитания 10
1.3 Средства воспитания координационных способностей 17
1.4 Место занятий баскетболом в школьной программе по физической
культуре 23
2 Методы и организация исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3 Комплекс упражнений, направленный на развитие координационных
способностей обучающихся старших классов средствами баскетбола 33
3 Результаты исследования и их обсуждение 37
3.1 Развитие координационных способностей обучающихся старших
классов средствами баскетбола на уроках по физической культуре 37
Выводы 42
Список использованных источников 45

Актуальность. Период обучения в школе, в рамках жизнедеятельности человека, характеризуется периодом стремительного развития всех физиологических систем в организме человека [16]. Именно поэтому пристальное внимание уделяется процессам направленным на физическое воспитание и физическое развитие детей и подростков [26]. При организации уроков по физической культуре и физическому воспитанию перед учителем стоит задача выстроить учебный процесс направленный на всестороннее развитие физических качеств, а также средствами физическая культуры сформировать у обучающихся устойчивое желание и интерес к занятиям [31].
В основе уроков по физической культуре в современной школе стоит выстраивание и планирование оптимального процесса направленного на рост уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся, через всестороннее и гармоничное воспитание физических способностей. К таким физическим способностям, относят и координационные способности [34].
В настоящее время специалисты в области физического воспитания нацелены на поиск новых и перспективных условий и форм воспитания физических способностей обучающихся [1].
Баскетбол увлекательная и динамичная игра которая считается эффективным средством для ее использования в рамках физического воспитания в школе на уроках физической культуры [4]. Баскетбол очень нравятся детям и подросткам в связи с высокой динамичностью и быстрая смена игровых моментов в крайне коротком промежутке времени. Поскольку баскетбол небезосновательно является эффективным средством физического воспитания, он, наравне с другими игровыми видами спорта включён программа по физическому воспитанию для общеобразовательных школ [19].
В процессе игры в баскетбол дети выполняют большое количество естественных двигательных действий такие как бег прыжки броски все эти двигательные действия сопровождаются выполнение определенного ряда морально волевых усилий, и как следствие помимо развития физических способностей у занимающихся идёт и направленное развитие психологических способностей [21]. Дети при игре в баскетбол выполняют большое разнообразие двигательных действий и их выполнение происходит в различном темпе и в различных направлениях. Поэтому игра в баскетбол благоприятно воздействуют на все физиологические системы организма [33].
Основополагающим средством воспитания координационных способностей является выполнение физических упражнений за счет изменения направленности и координационной сложности, причём немаловажный факт того что развитие координационных способностей будет эффективно лишь в том случае, если присутствует эффект новизны при выполнении физических упражнений [5]. За счёт изменения пространственно-временных характеристик выполнения физических упражнений можно повысить сложность выполнения двигательного действия [10].
Объект исследования: физического воспитания обучающихся старших классов.
Предмет исследования: развитие координационных способностей обучающихся старших классов на уроках физической культуры.
Цель работы: разработать и определить эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей обучающихся старших классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования, - мы предполагаем, что использование предложенного нами комплекса упражнений с использованием средств баскетбола в рамках урочных занятий по предмету физическая культура, позволит повысить уровень развития координационных способностей обучающихся старших классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методической и специальной литературы направленный на выявление особенностей развития координационных способностей средствами баскетбола на урочных занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе
2. Разработать комплекс упражнений направленный на развитие координационных способностей у обучающихся старших классов средствами баскетбола
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие координационных способностей у обучающихся старших классов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования.
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической и
специальной литературы.
2. Контрольное тестирование
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате проведенного исследования данные могут служить ориентиром для учителей физической культуры в подборе средств и методов развития координационных способностей у обучающихся на уроках по физической культуры и физическому воспитанию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя анализ научно-методической и специальной литературы, а также и включив предложенный комплекс упражнений направленный на развитие координационных способностей обучающихся старших классов средствами баскетбола, мы выяснили, что наша рабочая гипотеза, а именно предположение о том что «использование предложенного нами комплекса упражнений с использованием средств баскетбола в рамках урочных занятий по предмету физическая культура, позволит повысить уровень развития координационных способностей обучающихся старших классов» подтвердилась.
1. Старший школьный возраст, а именно возраст 14-15 лет - возраст значительной перестройки организма подростка. В этом возрасте наблюдается скачок в развитии морфофункциональных способностей всех систем организма. В этом возрасте благоприятно проводить воспитание координационных способностей. Для того, чтобы в этот возрастной период уроки по физическому воспитанию проходили с наибольшей эффективностью перед учителем стоит задача по оптимальному выстраиванию физического воспитания в рамках урочных занятий по физической культуре, с учётом морфофункциональных и психологических изменений происходящих в организме учащихся в этом возрасте.
Проведя анализ научно-методической специальной литературы мы выяснили, что координационные способности характеризуется готовностью человека к оптимальному управлению и проявлению разнообразных двигательных действий, в спонтанно изменяющихся условиях или под воздействием факторов внешней среды.
Основными методами развития координационных способностей применительно к обучающимся старшего школьного возраста являются методы строго регламентированного упражнения, стандартно-повторного и вариативного упражнения, также к методам развития и воспитания координационных способностей относят игровой и соревновательный методы.
2. Педагогический эксперимент был основан на использовании специально разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие координационных способностей. Комплекс включает: имитационные упражнения, упражнения на проявление внимание, сложнокоординационные упражнения, а также несколько игровых упражнений с мячом. Разработанный комплекс упражнений, в соответствии с которыми проводились занятия в экспериментальной группе, имеют ряд преимуществ, поскольку предложенные упражнения при проведении уроков просты в исполнении, а также являются эффективными при развитии координационных способностей. Мы постарались максимально разнообразить учебный процесс школьников, что привело к увеличению интереса к занятиям физической культурой. Комплекс упражнений разработан исходя из личного опыта тренировочной деятельности. Стоит отметить, что подобных упражнений, в него входящих, в результате анализа научно-методической и специальной литературы касающейся развития координационных способностей в рамках урочных занятий со школьниками, нами не обнаружено.
3. Проведенный эксперимент свидетельствует об эффективности внедрения комплекса упражнений направленного на развития координационных способностей у школьников 14-15 лет средствами баскетбола. В экспериментальной группе, которая занималась с применением разработанного комплекса упражнений, по всем контрольным тестам, произошли приросты результатов. Показатели прироста (в%) в экспериментальной группе варьируют в диапазоне от 13,7 до 36,6%, а в контрольной группе от 2,1 до 4,4%. Наибольший прирост в экспериментальной группе наблюдался в тесте «Челночный бег с ведением мяча 3x10м, с.», наименьший в тесте «Ведение мяча с изменением направления 2*15м, с.». Наибольший прирост в контрольной группе наблюдался в тесте «Метание мяча в цель, раз.», наименьший в тесте «Выбегания из баскетбольной защитной стойки, с.».
Прирост результатов в экспериментальной группе связан, по-видимому, с большей координационной направленностью упражнений, которые преобладали в экспериментальной группе.
Таким образом, использование специальных комплексов упражнений направленных на развитие координационных способностей обучающихся старших классов, позволяет повысить уровень развития координационных способностей средствами баскетбола и тем самым повысить физическую подготовленность учащихся старших классов.



1. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5- 9 классов / С.Г. Арзуманов. - М.: Феникс, 2018. - 112 с.
2. Ахметов, С.М. Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 14-17 лет / , Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Чернышенко К.Ю., Деушев Р.Х. // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 29-34.
3. Бриленок, Н.Б. Педагогические условия формирования культуры здоровья школьников / Бриленок Н.Б. // В сборнике: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.С. Павленкович. - 2019. - С. 48-52.
4. Бубенщикова В.Г. Особенности развития координационных способностей у школьников, занимающихся баскетболом / Бубенщикова В.Г.
5. В сборнике: XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей. Ответственный редактор Погонышев Д.А.. - 2019. - С. 94-97.
6. Владимирова Е.В. Оценка уровня развития координационных способностей у школьников 14-15 лет, занимающихся баскетболом / Владимирова Е.В. // В сборнике: Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. 2019. С. 50-55.
7. Владимирова Е.В. Оценка уровня развития координационных способностей у школьников 14-15 лет, занимающихся баскетболом / Владимирова Е.В. // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. 2019. № 1. С. 50-55.
8. Воротилкина И.М. Развитие у школьников координационных способностей во внеурочной деятельности / Воротилкина И.М., Куриленко Т.С.
// В сборнике: Физическая культура и спорт как социокультурный феномен в современном обществе сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 43-45.
9. Гераськин, А.А. Психологические аспекты изучения структуры деятельности спортсмена при выполнении стандартных игровых действий. [Текст] / А.А. Гераськин. и др. // Спортивный психолог. - 2005. - №1. - С. 39-44.
10. Германов, Г.Н. Темпы прироста показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности школьников в различные периоды возрастного развития / Г. Н. Германов // Культура физ. и здоровье. — 2014. — № 4 (51). — С. 81-87.
11. Елисеев Н.М. Влияние стритбола на координационные способности школьников / Елисеев Н.М., Щербинина Ю.Л. // В сборнике: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций» и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. - 2017. - С. 199-204.
12. Ерегина, С. В. Современные подходы к обучению технике двигательных действий (на примере баскетбола) : учебное пособие / С. В. Ерегина. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2015. - 144 с.
13. Загревский В.И. Компьютерный синтез двигательных действий с управлением движением по кинематическому состоянию биомеханической системы / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 7. - С. 10-15.
14. Зданевич А.А. Развитие скоростных и координационных способностей школьников в возрасте 9-10 лет средствами игровой направленности / Зданевич А.А., Шукевич Л.В. // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 32-37.
15. Ишухин В.Ф. Влияние занятий баскетболом на развитие быстроты и координационных способностей у школьников старшего возраста / Ишухин
B. Ф. / Научный поиск. - 2018. - № 2. - С. 55-59.
16. Карпова Т.В. Комплексный способ оценивания координационных способностей школьников / Карпова Т.В., Макарова Л.Н., Ромашевская Н.И. // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: А.Н. Вакурин. 2019. С. 17-19.
17. Коновалов. В.В. К вопросу целенаправленного развития основных координационных способностей у школьников / Коновалов В.В. // В сборнике: Интегративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта материалы международной научно¬практической конференции. - 2016. - С. 119-123.
18. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2018. - 393 с.
19. Корюкаев Н. Диференциация физического воспитания школьников в процессе занятий физической культурой / Корюкаев Н. // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 2-8 (34). - С. 118-122.
20. Корюкаев, Н. Дифференциация физического воспитания школьников в процессе занятий физической культурой / Корюкаев Н. / Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 2-8 (34). -
C. 118-122.
21. Кривсун, С.Н. Особенности спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе / Кривсун С.Н., Середина А.В. // В сборнике: Олимпийская идея сегодня. - 2019. - С. 65-69.
22. Кудрявцева О.В. Развитие координационных способностей школьников 15-16 лет на секционных занятиях по баскетболу / Кудрявцева О.В., Каймин М.А., Васильченко Д.А., Михайлова Э.И., Деревлева Е.Б. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 44-48.
23. Кулемзина, Т.В. К вопросу об инновационных подходах в системе физического воспитания / Кулемзина Т.В., Красножон С.В. // The Newman in Foreign Policy. - 2019. - № 48 (92). - С. 9-12.
24. Курьянова, В.И. Взаимосвязь показателей физической
подготовленности и физического здоровья школьников / Курьянова В.И., Аршинник С.П. // В книге: Тезисы докладов XLIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа Материалы конференции. Редколлегия: Г.Д. Алексанянц, А.И. Погребной, Л.И.
Просоедова. - 2017. - С. 328-329.
25. Лосев В.Ю. Развитие координационных способностей школьников на уроках физической культуры / Лосев В.Ю., Лосев А.В. // В сборнике: Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения Сборник статей XVIII Всероссийской научно¬практической конференции с международным участием. Под редакцией С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. 2019. С. 227-232.
26. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 1-11классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — 104 с.
27. Макеева, В.С. Методы педагогического контроля на уроках физической культуры / Макеева В. С. - Москва: ИЛ, 2018. - 315 c.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - СПб.: Изд-во «Лань», М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 2004 - 160 с.
29. Михайлова С.Л. Индивидуальные и возрастные особенности проявления координационных способностей школьников / Михайлова С.Л., Федякина Л.К. // В сборнике: Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 232-235.
30. Мокеев Г.И. Психорегуляция в физическом воспитании школьников и студентов / Мокеев Г.И., Никифоров Ю.Б. // В сборнике: актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма материалы XII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 160-165.
31. Муратова Г.Р. О некоторых аспектах развития координационных способностей учащихся / Муратова Г.Р. // В сборнике: Образование. Наука. Карьера Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 48-51.
32. Мурзак Т.Л. Современное состояние и перспективы физического воспитания школьников / Мурзак Т.Л. // В сборнике: актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма материалы XII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 169-173.
33. Ниязова, О.А. Изучение влияния физического воспитания на функциональное состояние организма учащихся общеобразовательных школ / Ниязова О.А. // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. -
2018. - № 73.- С. 54-58.
34. Ожерельева В.В. Развитие координационных способностей старших школьников на уроках физической культуры средствами баскетбола / Ожерельева В.В., Гаврюшкина М.Ю. // В сборнике: Развитие личности в образовательном пространстве Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 200-203.
35. Пащенко А.Ю. Особенности развития координационных способностей школьников, занимающихся баскетболом / Пащенко А.Ю., Волков Л.А. // В сборнике: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. - 321-324.
36. Петров А.И. Развитие координационных способностей у школьников 12-14 лет / Петров А.И. / В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием: в 3 томах. -
2019. - С. 423-425.
37. Подшибко Л.А. Исследование особенностей физической подготовки школьников, направленной на развитие координационных способностей средствами баскетбола / Подшибко Л.А., Гриб А.Ю., Анисимова Г.В. // В сборнике: пПроблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе материалы IX Всероссийской научно¬практической конференции, посвященной 55-летию факультета ФКиБЖ ДГПУ. 2019. С. 203-206.
38. Полянская С.Б. Подвижные игры как средство развития координационных способностей у школьников / Полянская С.Б., Ляшенко В.В. // В сборнике: Молодой исследователь: вопросы науки и практики Материалы региональной научно-практической конференции. 2018. С. 56-58.
39. Пузанова И.Д. Упражнения на развитие координационных способностей как средство предотвращения утомления учащихся / Пузанова И.Д., Туренко К.С. / Аллея науки. - 2018. - Т. 7. - № 5 (21). - С. 1062-1065.
40. Романовская В.О. Формирование двигательно-координационных способностей у школьников / Романовская В.О. // В сборнике: Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры VII Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. под общ. науч. ред. Р.Р. Магомедова. - 2018. - С. 210-214.
41. Сейсенова, А.С. Проблемы физического воспитания среди школьников и студентов / Сейсенова А.С., Шойынбекова А.К. // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 9-2 (53). - С. 132-133.
42. Семенова Т.А. Технология поэтапного обучения физическим
упражнениям детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=16152(дата обращения: 13.04.2019).
43. Сираковская Я.В. Развитие координационных способностей у школьников средних классов на основе совершенствования функций сенсорных систем / Сираковская Я.В., Ильичёва О.В. // Министерство спорта Российской Федерации; Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2017.
44. Сокарева Г.В. Развитие координационных способностей у школьников старших классов / Сокарева Г.В., Савенко М.А. // В сборнике: Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию ФГБУ СПбНИИФК. В 2-х томах. 2018. С. 250-253.
45. Усачева С.Ю. Этапность возрастного развития кинестетических координационных способностей школьников 7-15 лет различных типологических групп / Усачева С.Ю., Бобкова Е.Н., Писаренкова Е.П. // В сборнике: физическая культура, спорт, наука и образование Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - 2017. - С. 238-242.
46. Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. 9-11 классы / Н.А. Фёдорова. - М.: Экзамен, 2016. - 973 с.
47. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 431 с.
48. Фролова, С.С. Проблематика разработки комплексных программ по физической культуре для общеобразовательных школ / Фролова С.С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 5. - С. 58-60.
49. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002. - 480 с.
50. Чуваева А.А. Современные проблемы физического воспитания школьников / Чуваева А.А., Леонова А.Д., Бондаренко М.П. // В сборнике: Взаимодействие бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования Материалы Ежегодной II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 153-159.
51. Шестаков, М.М. Перспективные направления совершенствования физического воспитания школьников / Шестаков М.М., Валиулина Л.Ф. // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2019. - № 1. - С. 299-300.
52. Якимова Е.А. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе физического воспитания школьников / Якимова Е.А., Адмайкин М.А. // В сборнике: Новая наука и формирование культуры знаний современного человека Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 468-474.
53. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно - педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 с.
54. Яцук С.В. Методические подходы к организации занятий по физическому воспитанию школьников при использовании средств игры в волейбол / Яцук С.В., Мамылина Н.В. // В сборнике: научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 226-230.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ