ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУДНИЧКОВОГО И РАННЕГО ПЛАВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 6
1.1. Использование грудничкового и раннего плавания с целью физического
развития ребенка 6
1.2. История грудничкового плавания 11
1.3. Методики грудничкового плавания 13
1.3.1 Методика З.П. Фирсова 13
1.3.2 Методика В.А. Гутермана 16
1.3.3 Методика Т.И. Осойкиной 20
1.3.4 Методика Birthlight Франсуазы Фридман 22
1.3.5 Методика И.Б. Чарковского 23
1.3.6 Методика Watsu 25
1.4. Процессы организации грудничкового плавания 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 41
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ГРУДНИЧКОВОГО И РАННЕГО ПЛАВАНИЯ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 47
3.1. Экспериментальное обоснование средств и методов развития
грудничкового плавания 47
3.2. Оценка эффективности разработанных средств и методов в
грудничковом плавании 50
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Стало хорошо известной истиной то, что огромное значение для укрепления здоровья ребенка, правильного развития имеет не только соблюдение строгого режима питания, сна и бодрствования, но и приобщение с самого раннего возраста к физической культуре - закаливанию, занятиям гимнастикой, массажу.
Еще в утробе матери водная среда становится для ребенка - обычной, он находился в ней круглосуточно. После рождения малыш в течении 3-4 мес. сохраняет ощущения пребывания в водной среде. И если в этот период начать обучение ребенка плаванию, тем намного успешнее могут быть результаты.
Плавание грудных детей приобретает все большую популярность в России. На различных форумах можно видеть многих родителей, интересующихся плаванием с грудными детьми. Хотя у плавания с грудничками по-прежнему достаточно противников. Коммерческая сторона популярности этого вида детского спорта стоит не на последнем месте в вопросе его популяризации и «раскрутки». Под руководством
сертифицированного инструктора уроки плавания с грудными детьми - удовольствие затратное. Будь это выезд инструктора на дом - патронаж новорожденного, поход в специализированный грудничковый бассейн где заниматься будет тренер-инструктор по специально подобранной программе или обучение родителей инструктором самостоятельно заниматься со своим малышом. Не многие могут себе позволить полноценный курс занятий.
Большинство родителей, услышав о грудничковом плавании, задают вопрос: «А зачем оно нужно ребёнку, да еще в таком возрасте?», и даже «Зачем я буду его мучить?!» Научиться плавать можно в любом возрасте. Было бы желание. Некоторые родители считают обучение плаванию маленьких детей насилием над ними.
Грудничковое плавание - это не просто обучение малышей азам плавания. Это даже не обучение, поскольку применять это слово к малышам до года, было бы неправильным. Я бы отнесла грудничковое и раннее плавание к способам гармоничного развития ребенка, которые нацелены на то, чтобы малышу расширить свою зону комфорта и чувствовать себя одинаково свободным, сильным и уверенным в любой стихии. Для улучшения моторного онтогенеза вашего малыша, ведь после того как закончится этап грудничкового плавания наступает этап раннего плавания до того момента как ребенок пойдет в дошкольное учреждение - детский сад а далее следует этап обучения плаванию дошкольника и т.д. согласно возрасту.
Также при обсуждении грудничкового плавания активно муссируется психологический аспект. В Интернете много статей на темы предполагаемых психологических травм у новорожденных, вызванных обучением их плаванию и нырянию. Аргументами в статьях подобной направленности служат неспособность новорожденного оказывать сопротивление действиям родителей и инструкторов в связи с чем он не может адекватно выразить степень своих «страданий» от процедуры плавания и ныряния, страх утопления, который может возникать в сознании младенца при погружении в воду с головой, а потом трансформироваться в подсознательные фобии, результатом таких страхов психологи
предполагают в последствии недоверие детей к родителям (а в случае с матерью - отказ от груди) и т.п. Однако, это всего лишь догадки.
...
В результате решения задач и проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Проведен теоретический обзор научной - методической литературы касаемо темы грудничкового и раннего плавания, что показало наличие разнообразия методик, по динамической нагрузке, способах ныряния, эффективных поддержек ребенка, анализ данных научно - методической литературы так же показал что грудничковое плавание используется в:
• неврологической реабилитации - лечение последствий гипоксии;
• улучшает обменные процессы в организме новорожденного, лучше адаптирует его к окружающей среде;
• помогает нормализовать внутричерепное давление, восстановить мозговое кровообращение, избавляет младенца от судорожных состояний;
• во время ныряний в воде при дыхании "включаются" все отделы легких, что очень важно для детей, пребывавших в состоянии угнетения дыхания - при кесаревом сечении, обвитии пуповины вокруг шеи, аспирации (захлебывании) околоплодными водами.
• во время родов воздействие водного массажа благотворно сказывается на моторике кишечника, являясь профилактикой запоров и кишечных колик;
• нервно-психическое развитие детей, опережают аналогичные показатели нормы;
• улучшаются мышечный тонус, рефлекторная активность, сон, нормализуется эмоциональный статус;
• создаётся более тесный психологический контакт с родителями.
2. Обоснованны и разработаны средства и методы для эффективного развития грудничкового и раннего плавания. Разработан комплекс упражнений, направленный на развитие детей грудного возраста. В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
1. Массаж;
2. Суставная гимнастика;
3. Поддержки в грудничковом плавании;
4. Подготовка к нырянию;
5. Ныряние.
3. Оценена и доказана эффективность разработанных и предложных средств и методов грудничкового плавания, которая была выявлена:
• плавание с нырянием оказывает выраженный положительный эффект на организм ребенка в виде снижения частоты аллергического дерматита на 30%;
• наблюдается снижение заболеваемости ОРВИ на 30% по сравнению с контрольной группой и течение отмечается в более легкой форме;
• нервно-психическое развитие детей, опережают аналогичные показатели детей контрольной группы, что особенно выражено в показателях общих движений и движений рук, а также развития эмоций и речи;
Разработанный метод обучения грудничковому и раннему плаванию а так же физических упражнений, массажа направленный на развитие, закаливание и обучение плаванию детей грудного возраста, может быть использован тренерами и инструкторами и родителями в учебновоспитательном процессе.
Научиться заниматься плаванием с новорожденным, не так сложно и опасно, как привыкли думать большинство людей. Чаще всего нам, родителям мешают собственный страх перед водой и общественное мнение.
К счастью, на сегодняшнее время всё больше людей интересуется плаванием и делятся своим опытом, тем самым привлекая и распространяя полезное занятие. Открываются бассейны, с профессиональными тренерами по грудничковому плаванию, обращаясь к которым мы можем
нейтрализовать свои опасения и страхи, и постепенно шаг за шагом отказываемся от временных стереотипов, обнаруживая собственное
понимание, цели и умения.
1. Андрианов П. И. серия «Детский спорт от А до Я, плавание. М.: Астрель, 2010. - 132 с.
2. Баранов В. А. Плавание, техника обучения детей с раннего возраста [Текст] / В. А. Баранов. - М., 2000. - 69 с.
3. Янушанец Н.С. Плавать раньше чем ходить. Спб.: Питер, 2003. - 192 с.
4. Батуев А. С., Гребовский В.Д. Физиология плода и детей.
М.: Медицина, 1998. - 558 с.
5. Белопольский Ю. А. Большая энциклопедия матери и ребёнка. М.: Изд. Эксмо, 2011. - 350 с.
6. Бурцев, Н. Правильное закаливание детей от рождения до школы. М.: Феникс, 2013. - 128 с.
7. Вайнер Д.С. Массаж, гимнастика, йога для детей раннего возраста. От рождения до полутора лет. М.: Корона - Век, 2014. - 336с.
8. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 97 с.
9. Гладырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Младший школьный возраст. М.: ВЛАДОС, 2010. - 64 с.
10. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких.
М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. - 265с.
11. Дубровский В. И. Все виды массажа. М.: Молодая гвардия, 1993.
• 428 с.
12. Котешева И.И. «МАМА и МАЛЫШ» // статья «Учите ребёнка плавать раньше, чем ходить», 2016. № 7.С. 12-18.
13. Калюжный В. В. Справочник по оказанию доврачебной неотложной медицинской помощи. М.: Феникс, 2011. - 448 с.
14. Кардамонова Н. Н. Плавание, лечение. Развитие, спорт. Ростов- н/Д: Феникс, 2005. - 330 с.
15. Гутерман В.А «Секреты Нептуна». М.: Физкультура и спорт, 1970.
• 97 с.
... всего 41 источников