Реферат
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1 Понятие искусственного интеллекта в таможенном
деле 8
1.2 Методологические основы искусственного интеллекта в
таможенном деле 17
1.3 Зарубежный опыт использования искусственного интеллекта в
таможенном деле 21
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Общая характеристика применения искусственного интеллекта в
Российской Федерации 26
2.2 Особенности механизмов внедрения искусственного интеллекта в
таможенном деле Российской Федерации 32
2.3 Проблемы внедрения искусственного интеллекта в таможенном
деле Российской Федерации 35
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВНЕДРЕНИЯ
ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
3.1 Перспективы искусственного интеллекта в таможенном деле
Российской Федерации 39
3.2 Разработка мероприятий по оптимизации механизмов внедрения искусственного интеллекта в таможенном деле Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что искусственный интеллект в настоящее время все больше проникает в жизнь общества в различных ее областях и таможенное дело не является исключением. Искусственный интеллект позволяет компьютерам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам и выполнять те задачи, которые раньше были под силу только человеку. Искусственный интеллект в таможенной сфере призван обрабатывать большие объемы данных без многочисленных приборов и практически без участия таможенных инспекторов.
Федеральная таможенная служба ведет разработку модели интеллектуального пункта пропуска. Она предусматривает полную автоматизацию процесса таможенных операций.
Цель работы - изучение необходимости и потенциальных возможностей искусственного интеллекта в сфере таможенного дела, оценка его нынешнего состояния и перспектив.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие искусственного интеллекта в таможенном деле.
2. Рассмотреть методологические основы искусственного интеллекта в таможенном деле.
3. Изучить зарубежный опыт использования искусственного интеллекта в таможенном деле.
4. Дать общую характеристику применения искусственного интеллекта в РФ.
5. Выявить особенности механизмов внедрения искусственного
интеллекта в таможенном деле РФ.
6. Указать существующие проблемы внедрения искусственного
интеллекта в таможенном деле РФ.
7. Обозначить перспективы искусственного интеллекта в таможенном деле РФ.
8. Разработать мероприятия по оптимизации механизмов внедрения искусственного интеллекта в таможенном деле РФ .
Объект исследования - искусственный интеллект и его применение в современном таможенном деле РФ.
Предмет работы - совершенствование механизмов внедрения искусственного интеллекта в таможенном деле Российской Федерации и разработка мероприятий по их оптимизации.
Теоретической основой исследования стали нормативно-правовые акты, научные статьи и учебные издания таких авторов как: Крапчина, Л. Н., Иванов К. К., Лужин В. М., Кожевников Д. В., Макрусев, В. В., Рыжова, А. С. и др., а также интернет-ресурсы.
В исследовании использованы следующие методы: анализа и синтеза, структурно-функциональный метод, методы индукции и дедукции, динамических сравнений и сравнительного анализа, описательноаналитический и статистико-экономический метод, графический.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Таким образом, искусственный интеллект - это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека. Данная технология набирает все большие обороты в жизни общества, имея место в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и в таможенных органах.
Искусственный интеллект позволяет компьютерам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам и выполнять те задачи, которые раньше были под силу только человеку. Цель искусственного интеллекта в таможенной сфере - это обработка больших объемов данных без многочисленных приборов, манипуляций и сведение участия таможенных инспекторов в этом процессе практически до нуля.
В настоящее время федеральная таможенная служба ведет разработку модели интеллектуального пункта пропуска, предусматривающую полную автоматизацию процесса таможенных операций, что как следствие сократит время, затрачиваемое на их осуществление и повысит производительность в целом.
Если говорить про зарубежный опыт использования искусственного интеллекта в таможенном деле, то в данном ключе интересным представляется опыт США и Китая.
Таможенные органы США активно используют технологию автоматической системы экспорта. Данная технология позволяет таможенным органам систематизировать поступающую информацию о грузах, которые перемещаются через границу государства всеми видами транспорта. Данная технология используется таможенными органами США совместно с иными государственными структурами, в частности с Министерством торговли США. Применение инновационных технологий в таможенных органах США основывается преимущественно на развитии систем тотального контроля и мониторинга деятельности.
Также заслуживает внимания опыт применения США блокчейна. Блокчейн - выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. В штате Арканзас фермеры используют данную технологию для отслеживания поставок домашней птицы, в свою очередь конечный потребитель может проверить качество продукции за счет QR-кода, этот же метод в будущем планируется использовать и в других сферах.
Развитие цифровой таможни Китая также способствует упрощению проведения таможенного оформления, повышению качества выдачи документов, лицензий, необходимых для внешнеторговой деятельности. Кроме того предполагается наличие, так называемого «Единого окна», с помощью которого участник ВЭД может подать все необходимые документы в электронном виде без непосредственного посещения таможенного органа самолично. Как и в других странах, цифровизация деятельности таможенных органов Китая, оказывает положительное влияние на результаты таможенной деятельности государства.
Как показывает практика процесс цифровизации деятельности таможенных органов РФ продвигается довольно быстро, что положительно влияет на решение возложенных на таможенную службу задач. Главным фактором повышения эффективности таможенной деятельности на основе современных технологий выступают кадры, а именно их подготовка и переподготовка, формирование специалиста таможенного дела «нового поколения», обладающего принципиально новыми компетенциями в области современных технологий.
Другой важной вехой является разработка и реализация модели интеллектуального пункта пропуска через государственную границу, основой которой должна стать единая цифровая платформа, интегрируемая как с базами данных всех контролирующих органов, так и с программным обеспечением технических средств контроля, а именно комплексов потокового сканирования и весогабаритных измерений, системы радиационного контроля, распознавания номеров транспортных средств.
Кроме того на период до 2030 года в арсенале таможенных органов РФ должны появиться следующие нововведения, такие как: онлайн платформа с обезличенными государственными данными и данными компаний, архитектурные мощности, создающие архитектуру соответствующих чипсетов, интеллектуальные устройства с процессами искусственного интеллекта, а также программные и технологические решения, обеспечивающие превосходство по специальным задачам.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. -
01.07.2020. - № 31. - Ст. 4398.
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. 08.08.2011. № 32. Ст. 4810 (опубликовано без Специальных приложений).
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 01.10.2019.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
7. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.). // Официальный интернет-портал правовой информации. http://pravo. gov.ru/
8. Об экспортном контроле: федеральный закон от 18.07.1999 № 183-
ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Официальный интернет-портал правовой
информации.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации:
федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (последняя редакция).//
Собрание законодательства РФ. № 48. Ст. 6252.
10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 (ред. От 31.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». // Альта-Софт. https://www. alta. ru/tamdoc/ 14ps0330/
11. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р
«Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». // Альта-Софт. https://www.alta.ru/tamdoc/14ps0330/
12. "План мероприятий на период 2021 - 2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года". // Альта-Софт. https://www.alta.ru/tamdoc/14ps0330/
13. Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе,
внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 // «Собрание
законодательства РФ», 03.05.2021, № 18, ст. 3146.
14. Об утверждении Стратегии развития экспортной деятельности Пензенской области до 2035 года: распоряжение Правительства Пензенской области от 14 мая 2018 года № 238-рП // Официальный сайт Правительства Пензенской области. https://pnzreg. ru/proj ect-office/proj ects/strategiya-razvitiya- penzenskoy-oblasti-do-2035-goda-1/57883/ (дата обр.: 22.04.2022).
Монографии и учебные пособия
15. Ксенофонтова Е.М. Основы внешнеэкономической
деятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. 196 с....38