Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

Работа №149406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы81
Год сдачи2015
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников 8
1.1Психолого-педагогические особенности усвоения словарного запаса
младших школьников 8
1.2 Требования к речи учащихся 10
1.3 Роль пословиц и поговорок в формировании богатства речи 13
1.4 Определение понятий «пословица» и «поговорка» 14
1.5 Особенности усвоения пословиц и поговорок 17
1.6 Основные направления работы по обогащению словаря младших
школьников с помощью пословиц и поговорок 19
Выводы по Главе 1 22
Глава 2.
Актуальный уровень словарного запаса младших школьников на базе пословиц и поговорок 23
2.1 Определение общего уровня владения пословицами и поговорками 24
2.2 Комплекс заданий по обогащению словарного запаса 33
2.3 Результаты экспериментального обучения 38
Выводы по Главе 2 43
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение 50

Проблема развития речи учащихся начальной школы традиционно признавалась одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современной школой. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои взгляды, убеждения, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностного общения.
Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления и воображения.
Богатство словарного запаса является показателем культуры, как отдельного человека, так и общества в целом. Богатый словарный запас - это предпосылка, не только обеспечивающая школьнику развитую речь, но и создающая условия для улучшенного усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования разносторонних понятий об окружающем мире. Наш народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, устоев, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Основой этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из семьи в семью, из века в век.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Б.Д. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Но в наше время ребенок большую часть своего времени проводит за компьютером, а не в живом общении. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, загадки, пословицы, поговорки. Он говорил: «Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение пословиц, поговорок» . В наши дни это становится все актуальнее.
В начальной школе закладывается фундамент дальнейшего успешного образования и воспитания детей. Развитие речи и словаря школьников, овладение богатствами родного языка составляет один их основных элементов формирования личности и является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Работа над словарём имеет особое значение среди разнообразных приёмов и условий, обеспечивающих развитие речи учащихся. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности.
Усвоение огромного лексического запаса русского языка не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря младших школьников. Обогащение словаря представляет собой усвоение совершенно новых, раннее неизвестных учащимся слов. В методике выделяются следующие способы объяснения значений новых слов: с помощью словаря, с помощью морфемного разбора слова, с помощью синонимов и антонимов, с помощью развёрнутого определения, с помощью контекста и с помощью рисунков.
Одним из приемов обогащения словаря можно рассматривать пословицы и поговорки, которые через свой скрытый метафорический смысл позволяют вникнуть в глубину замысла, который пытался отразить русский народ на протяжении многих веков. Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами (JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Горький, В.И. Даль.).
В богатейшей сокровищнице русского устного народного поэтического творчества одно из значительных мест занимают именно пословицы. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности, этот жанр постоянно пользовался и пользуется большой популярностью.
В отечественном языкознании у истоков теоретического изучения пословичных изречений стояли А.А. Потебня, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов, В.Л. Архангельский, Г.Л. Пермяков.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предложенная нами работа «Пословицы и поговорки как средство обогащения словарного запаса младших школьников» преследовала цель - заинтересовать учащихся и помочь им обогатить словарный запас пословицами и поговорками в процессе обучения.
Для того чтобы овладеть каким-либо языком, недостаточно выучить его грамматику и усвоить какой-то запас слов и так называемых идиом или фразеологизмов. Важность владения хотя бы минимумом паремиологических текстов заключается не только в том, что они часто употребляются, но и в том, что многие из них из-за привычности употребления функционируют в речи в усеченном или грамматически трансформированном виде. Многие пословицы и поговорки пришли в паремиологический фонд из басен, известных анекдотов, художественных произведений и т.д., смысл которых нельзя понять, не зная текста, из которого они взяты.
Система представлений, закрепленных в пословицах и поговорках, не становится реликтовой, они приспосабливается к изменившимся обстоятельствам, ее переделывают и включают в новую систему представлений. То есть элементы новой культуры проникают в старую, уживаются с ней, вступают в различные соотношения.
В процессе экспериментальной работы нами были предложены специально подобранные упражнения для работы с пословицами и поговорками. Мы старались подобрать материал таким образом, чтобы по возможности полно раскрыть все достоинства пословиц и поговорок с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В результате проведенной работы ученики научились отличать в тексте пословицу от поговорки, пополнили словарный запас новыми выражениями и образными средствами.
Контрольные срезы показали, что речь младших школьников стала более содержательной, эмоциональной. Таким образом, изучение пословиц и поговорок в процессе усвоения языка не просто целесообразно, но и необходимо.
На базе материала, собранного и обобщенного нами, учитель начальных классов или учитель словесник может разработать и применить свои формы работы с пословицами и поговорками в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.


1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.:Ось-89, 1999. - 224 с.
3. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
4. Афонькин Ю.Н. Русско-немецкий словарь крылатых слов. - М.- Лейпциг: Русский язык, 1985. - 280 с.
5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения М.: Правда, 1986. - 528 с.
6. Барулин А.Д. Паремиологические исследования. Второй международный конгресс преподавателей русского языка и литературы. София, 1974.- М.: МГУ, 1984. - 861 с.
7. Богуславская М.Е. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
8. Борикова Л.В., Виноградова Н.А Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М.: Академия, 2000. - 96 с.
9. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе / Л.А. Введенская. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 251, [1] с. — (Сердце отдаю детям).
10. Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. - Ростов н/Д.:Феникс,2012.- 90с.
11. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М.: Высшая школа, 1988. - 160 с.
12. Горшков А.И. Русская словесность. - М.: Просвещение, 1996. - 492 с.
13. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Программно - методические материалы. - М.: Дрофа, 2000. - 134 с.
14. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. - Л. : Наука, 1967. - 319 с.
15. Давыдова Г.В. Игры,считалки,загадки,стихи для развития речи. -Ростов н/Д:Феникс,2011.-75с.
... всего 56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ