Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие о мотивационной сфере личности 7
1.2. Мотивация учебной деятельности 11
1.3. Психологические особенности ранней юности. Мотивация учебной
деятельности в старшем школьном возрасте 21
1.4. Направленность личности как один из показателей развития 36
Глава 2. Изучение учебной мотивации старших школьников с разной направленностью личности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 50
Выводы 64
Заключение 67
Список используемых источников 68
Приложение 72
В психологии нет более важного для теории и практики понятия, чем личность. Личность рассматривается в системе устойчивых социально- обусловленных психологических характеристик человека, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [23]. Психологические исследования в той или иной степени всегда направлены на поиск закономерностей, условий и факторов человеческих побудителей и регуляторов для того, чтобы, применяя эти знания, человек мог сам управлять своей активностью и собственной деятельностью [13].
Старший школьный возраст - это период жизни после отрочества до взрослости, когда человек проходит путь от подростка, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Основной в этом возрасте является проблема выбора жизненных ценностей. Старший школьник направлен на формирование внутренней позиции по отношения к себе, по отношению к другим людям, к моральным ценностям.
За последние годы в психологии появилось много исследований, посвященных изучению профессиональной ориентации старшеклассников, их выбору профессии, планов на будущее. Существенный вклад в это направление вносят исследования мотивации учебной деятельности на заключительном этапе школьного обучения.
Мотивы учебной деятельности школьников чаще исследуются с позиции их влияния на успеваемость. Г ораздо меньше исследований влияния мотивации учебной деятельности на развитие различных сторон личности. На наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что только познавательные мотивы, реализуемые в рамках учебной деятельности, способствуют личностному развитию учащихся. Современная социокультурная ситуация свидетельствует о том, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. В настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации его личности.
Включение старшеклассников в ситуацию профессионального выбора, как отмечает Д.И. Фельдштейн, связано с таким мотивом, как формирование в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование [42].
Исследованию мотивации учебной деятельности личности посвящено значительное число трудов как отечественных, так и зарубежных авторов. Этой теме посвящены исследования Л.И. Божович, Т.Д. Дубовицкой, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и других. В них рассматриваются не только основные понятия, связанные с мотивацией, но и уделяется значительное внимание процессу и динамике формирования мотивов, способов влияния на них в процессе обучения.
Проблема мотивации учения содержит большие возможности в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле. Вместе с тем мотивация учебной деятельности представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как ко всему учебному процессу. По нашему мнению, все изменения, происходящие с личностью в этом возрасте, отражаются на характеристиках и результатах ведущего вида деятельности - профессионально-учебной, на мотивах учебной деятельности.
Активно формирующаяся в ранней юности направленность личности является одним из важнейших личностных образований. Она относится к ядру личности, к чрезвычайно действенным компонентам ее структуры и динамики.
Проблема личностной направленности широко представлена в работах отечественных психологов. Среди наиболее значимых исследования С.Я. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной и др....
Целью исследования стало изучение характеристик учебной мотивации старших школьников с разной направленностью личности.
В период ранней юности продолжается процесс активного личностного развития. В этот период человек сталкивается со многими проблемами, связанными с его предстоящим вступлением в роль взрослого. Происходит пересмотр представлений о себе в связи с необходимостью профессионального становления, меняется также отношение к процессу учебной деятельности, которая все больше ориентирована на решение проблемы профессионального выбора. По мере профессионального самоопределения, формирования профессионального намерения происходит влияние мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности на процесс личностного становления.
Активно формирующаяся в ранней юности направленность личности является одним из важнейших личностных образований. Она относится к ядру личности, к чрезвычайно действенным компонентам ее структуры и динамики. Анализ теоретических и эмпирических данных привел нас к выводу о том, что на сегодняшний день ощущается дефицит исследований по изучению направленности личности на конкретных этапах онтогенетического развития, включая и старший школьный возраст. Основной сферой интересов педагогов и психологов всегда было и остается изучение познания школьниками окружающего мира. О том, как соотносится мотивация обучения с индивидуальной личностной направленностью учащихся информации крайне мало.
Полученные в проведенном исследовании данные могут быть использованы в работе со старшеклассниками по вопросам их личностного развития, а также для учета данных при организации учебного процесса на заключительном этапе школьного обучения.