Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительные характеристики учебной мотивации старших школьников с различной направленностью личности

Работа №149405

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие о мотивационной сфере личности 7
1.2. Мотивация учебной деятельности 11
1.3. Психологические особенности ранней юности. Мотивация учебной
деятельности в старшем школьном возрасте 21
1.4. Направленность личности как один из показателей развития 36
Глава 2. Изучение учебной мотивации старших школьников с разной направленностью личности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 50
Выводы 64
Заключение 67
Список используемых источников 68
Приложение 72

В психологии нет более важного для теории и практики понятия, чем личность. Личность рассматривается в системе устойчивых социально- обусловленных психологических характеристик человека, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [23]. Психологические исследования в той или иной степени всегда направлены на поиск закономерностей, условий и факторов человеческих побудителей и регуляторов для того, чтобы, применяя эти знания, человек мог сам управлять своей активностью и собственной деятельностью [13].
Старший школьный возраст - это период жизни после отрочества до взрослости, когда человек проходит путь от подростка, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Основной в этом возрасте является проблема выбора жизненных ценностей. Старший школьник направлен на формирование внутренней позиции по отношения к себе, по отношению к другим людям, к моральным ценностям.
За последние годы в психологии появилось много исследований, посвященных изучению профессиональной ориентации старшеклассников, их выбору профессии, планов на будущее. Существенный вклад в это направление вносят исследования мотивации учебной деятельности на заключительном этапе школьного обучения.
Мотивы учебной деятельности школьников чаще исследуются с позиции их влияния на успеваемость. Г ораздо меньше исследований влияния мотивации учебной деятельности на развитие различных сторон личности. На наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что только познавательные мотивы, реализуемые в рамках учебной деятельности, способствуют личностному развитию учащихся. Современная социокультурная ситуация свидетельствует о том, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. В настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации его личности.
Включение старшеклассников в ситуацию профессионального выбора, как отмечает Д.И. Фельдштейн, связано с таким мотивом, как формирование в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование [42].
Исследованию мотивации учебной деятельности личности посвящено значительное число трудов как отечественных, так и зарубежных авторов. Этой теме посвящены исследования Л.И. Божович, Т.Д. Дубовицкой, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой и других. В них рассматриваются не только основные понятия, связанные с мотивацией, но и уделяется значительное внимание процессу и динамике формирования мотивов, способов влияния на них в процессе обучения.
Проблема мотивации учения содержит большие возможности в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле. Вместе с тем мотивация учебной деятельности представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как ко всему учебному процессу. По нашему мнению, все изменения, происходящие с личностью в этом возрасте, отражаются на характеристиках и результатах ведущего вида деятельности - профессионально-учебной, на мотивах учебной деятельности.
Активно формирующаяся в ранней юности направленность личности является одним из важнейших личностных образований. Она относится к ядру личности, к чрезвычайно действенным компонентам ее структуры и динамики.
Проблема личностной направленности широко представлена в работах отечественных психологов. Среди наиболее значимых исследования С.Я. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной и др....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования стало изучение характеристик учебной мотивации старших школьников с разной направленностью личности.
В период ранней юности продолжается процесс активного личностного развития. В этот период человек сталкивается со многими проблемами, связанными с его предстоящим вступлением в роль взрослого. Происходит пересмотр представлений о себе в связи с необходимостью профессионального становления, меняется также отношение к процессу учебной деятельности, которая все больше ориентирована на решение проблемы профессионального выбора. По мере профессионального самоопределения, формирования профессионального намерения происходит влияние мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности на процесс личностного становления.
Активно формирующаяся в ранней юности направленность личности является одним из важнейших личностных образований. Она относится к ядру личности, к чрезвычайно действенным компонентам ее структуры и динамики. Анализ теоретических и эмпирических данных привел нас к выводу о том, что на сегодняшний день ощущается дефицит исследований по изучению направленности личности на конкретных этапах онтогенетического развития, включая и старший школьный возраст. Основной сферой интересов педагогов и психологов всегда было и остается изучение познания школьниками окружающего мира. О том, как соотносится мотивация обучения с индивидуальной личностной направленностью учащихся информации крайне мало.
Полученные в проведенном исследовании данные могут быть использованы в работе со старшеклассниками по вопросам их личностного развития, а также для учета данных при организации учебного процесса на заключительном этапе школьного обучения.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект,2010. - 623 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. - 224 с.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010. - 384 с
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, - С. 149-150.
6. Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
8. Горбунова Г.А. Формирование потребностно-мотивационной сферы старшеклассников в учебно-воспитательном процессе. Автореферат дисс... канд. психол. н., 1997. - 24 с.
9. Гордеева Т.О. Внутренняя и внешняя мотивация академически успешных школьников / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник Моск. ун­та - Сер. 14. Психология. - 2011. - № 3. - С. 33-45.
10. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005.- №1. - С. 73-78.
11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. / М.И. Еникеев. - М.: НОРМА, 2007. - 624 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
14. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.
15. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ