Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научно-методической литературы по теме
исследования 10
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 10
1.2. Характеристика координационных способностей. Виды 13
1.3. Методика развития координационных способностей 20
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 34
Глава 3. Обоснование и применение разработанных средств для
развития координационных способностей на уроках физической культуры в 1-2
классе 38
3.1. Методы развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе ... 38
3.2. Результаты экспериментального исследования 43
Заключение 50
Список использованных источников 53
Проблема физических (двигательных) способностей - одна из наиболее значимых в практике физического воспитания детей. Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание по новым стандартом обучающихся начальных классов, детских спортивных школ. Координация движений- это, процесс согласования работы мышц, необходимый для успешного выполнения двигательной функции. При развитии двигательного навыка координация движений немного изменяется, в том числе происходит освоение инерционности двигающихся органов. Управление статической позы, происходит из-за ее фиксации, а потом из-за кратковременных импульсов, которые отправляются к нужным мышцам. Движения по инерции, выполняются на закрепительных этапах развития (Лях В.И.,2006).
Взаимосвязь координационных способностей с физическим развитием и кондинационными способностями (силовыми, скоростными, гибкостью и выносливостью) играет важную роль. В теории это связь между признаками, которые характеризуются различной психомоторикой и организма в целом(Лях В.И.,2006).
Поскольку координационные способности играют такую важную роль в жизни человека, то они достаточно давно являются предметом изучения различных исследователей. Структура двигательных действий отражена в трудах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревской, В.П. Филин, Н.А. Фомин. В.И. Лях 3 утверждает, что данные способности развиваются у детей школьного возраста от 7 лет.
В современных условиях жизни возрастает значение таких качеств человека как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. Координационные способности включают в себя такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, то есть нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями.
Исследования В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова показывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте.
Наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной двигательной деятельности позволили сделать вывод, что у многих обучающихся недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласовано выполнять движения различными частями тела, точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия. Все эти умения составляют основу координационных способностей.
Наряду с этим, в современной теории физического воспитания методика развития координационных способностей является одной из наименее разработанных. Многие рекомендации по методике развития двигательной координации у детей младшего школьного возраста не имеют достаточного экспериментального обоснования.
В тоже время, занятия по развитию двигательной сферы у детей младшего школьного возраста, предлагаемые основной образовательной программой, как правило, не соответствуют общей цели - достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и навыков. В связи с чем встал вопрос, как и чем можно дополнить и разнообразить физкультурные занятия в образовательном учреждении, учитывая требования и нормативы основной программы.
Актуальность проблемы состоит в том, что систематическое целенаправленное применение педагогических методов для развития координационных способностей на уроках физической культуры дает приобретение обширного двигательного опыта в младшем школьном возрасте. Хорошо развитые координационные способности способствуют успешному освоению физических упражнений. Являются необходимым условиям для подготовки школьников к занятиям различными видами спорта, к жизни, труду.
Одним из эффективных средств, обладающих возможностью развивать координационные способности, является фитбол - вид оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических мячей-(фитболов).
Упражнения на фитболах создают оздоровительный эффект, который подтверждается опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских, центров Европы, и России. Они позволяют решать различные задачи в комплексе за счет включения в работу одновременно двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного и обонятельного анализаторов. Тем самым позитивно влияют на физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся и вызывают большой интерес у детей (Овчинникова, Т.С., Потапчук A.A., 2003;
Тихомирова И.В., 2004; Левченкова Т.В., Сверчкова О.Ю., 2005).
Однако исследований, направленных на изучение комплексного воздействия средств фитбола на развитие координационных способностей, оздоровление и повышение психоэмоционального состояния занимающихся, недостаточно.
Вышесказанное обострило проблему: Каковы средства и методы развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе?
Актуальность и проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Развитие координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе».
Объект исследования - образовательный процесс по физическому воспитанию в школе.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе.
Цель исследования - теоретическое обоснование методики развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе, а так же при помощи эксперимента подтвердить, что данный метод более результативный.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования и практический опыт педагогов по физической культуре.
2. Усовершенствовать методику развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе.
Гипотеза исследования: развитие координационных способностей в 1 - 2 классе будет эффективным, если:
1) осуществить изучение научно-методической литературы по проблеме исследования и практический опыт педагогов по физической культуре.
2) разработать методику развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе.
3) обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность применения методики развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методическую литературу по проблеме исследования; формулирование выводов по теме исследования, составление списка библиографии;
Эмпирические: обобщение педагогического опыта.
Интерпритационные.
Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых знаний о средствах и методах развития координационных способностей на уроках физической культуры в 1-2 классе.
Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться в учебной работе образовательных учреждений при разработке учебных планов, подборе комплексов физических упражнений с применением фитбола, создании благоприятной среды для двигательной активности младших школьников.
Этапы исследования:
1. (июнь-сентябрь 2019 г.) имел констатирующую направленность. Анализировалась научно-методическая литература, детерминировался методологический аппарат исследования (проблема, цель, гипотеза, задачи, методы исследования). Помимо этого, проводился анализ специфики организации учебно-тренировочного процесса МБОУ «Курагинская СОШ № 7» по развитию координационных способностей детей 7-8 лет. Подвергались изучению литературные источники разных авторов с методикой развития координационных способностей у младших школьников.
2. (октябрь 2019 г. - март 2020 г.) имел формирующий характер и носил предопределяющую функцию проведения педагогического эксперимента. Анализ учебной программы МБОУ «Курагинская СОШ» показал, что занятия по развитию двигательной сферы у детей младшего школьного возраста, предлагаемые основной образовательной программой, как правило, не соответствуют общей цели - достижению адекватной физической подготовленности организма ребенка, не способствуют эффективному развитию двигательных умений и навыков. В связи с чем встал вопрос, как и чем можно дополнить и разнообразить физкультурные занятия в учебном заведении, учитывая требования и нормативы основной программы. Следовательно, актуальность исследования определена необходимостью совершенствовать двигательные навыки детей младшего школьного возраста, в частности координационные способности.
3. (апрель 2020 г.) являлся контрольным и состоял в подведении итогов. В эксперименте принимали участие две группы детей 7-8 лет, в каждой из которых было по 10 человек. Спортсмены контрольной группы проводили занятия по учебной программе МБОУ «Курагинская СОШ». С младшими школьниками экспериментальной группы проводились занятия по той же программе, однако в их уроки физической культуры была включена методика развития координационных способностей посредством фитбола. Упражнения для развития координационных способностей проводились в 3 раза в неделю по 30-40 минут.
Методологической основой дипломной работы являются труды известных ученых: Н.А. Бернштейн, занимался одна из наиболее значимых в практике физического воспитания детей проблемой физических (двигательных) способностей; С.В. Веселовская занималась изучением анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет, Ю.И. Евсеева - влияние фитбола на развитие координационных способностей.
Структура дипломной работы состоит: из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Таким образом, данная тема была раскрыта посредством решения поставленных задач:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования предоставил возможность для изучения учебного плана по подготовке обучающихся 1 класса в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Курагинская СОШ №7», а так же для изучения и других методик различных авторов по развитию координационных способностей у детей 7-8 лет, и осуществить их анализ с целью внедрения одной из методик в учебный процесс образовательного учреждения.
Анализ литературы предоставил возможность выявить, что координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Рассмотрев анатомические физиологические особенности детей 7-8 лет, выявлено, что возраст 8-12 лет благоприятен для развития координационных способностей. Их естественный прирост в этом возрасте составляет 56%. Развитие точности воспроизведения мышечных усилий происходит, начиная с 8 лет, способность оценивать вес предметов - в 8-10 лет, точность определения времени выполнения длительного действия - в 8¬12 лет.
При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерная учебная нагрузка, физические перегрузки, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому учителю необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий в 1-2 классе. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
В ходе теоретического анализа литературы выявлено, что средствами развития координационных способностей являются общеподготовительные координационные упражнения, специально-подготовительные координационные упражнения с предметами и без предметов. Для выполнения упражнений с предметами на уроках физической культуры активно используются фитболы, представляющие собой специальные мячи, на которых выполняют упражнения, сидя и лежа. Целенаправленная работа с использованием фитбола позволяет осуществлять тренировку вестибулярного аппарата, развивать координацию движения и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.
В работе установлено, что существует множество методов развития координационных способностей: методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного упражнения), игровые методы, соревновательные методы, специализированные методы, метод круговой тренировки.
Необходимо помнить, что использование лишь одного метода развития координационных способностей на уроках физической культуры не может способствовать полному обеспечению энергосистемы организма к учебным нагрузкам. Помимо этого, монотонное однообразное учебное занятие оказывает неизбежное отрицательное воздействие на психику, работоспособность ребенка, поэтому педагоги должны придерживаться одной четко разработанной методики развития координационных способностей детей 7-8 лет.
2. Мной подобрана в методической литературе и адаптирована методика развития координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе МБОУ «Курагинская СОШ №7» экспериментальной группы, с целью установления эффективности данной методики. Применение специально подобранного комплекса подвижных игр и упражнений с применением фитбола способствовало более быстрому развитию координационных способностей детей 7-8 лет.
3. Экспериментальным путем установлено, что внедренная методика оказывает эффективное влияние на развитие координационных способностей у детей 7-8 лет.
Так, в результате проведения теста «Прыжок с максимальным вращением с помощью рук» установлено, что у детей 7-8 лет в экспериментальной группе после применения методики, хороший уровень развития координационных способностей увеличился на 8,0 %, отличный уровень - на 4,0 %, выдающийся уровень - на 8,0 %.
В результате проведения теста «Прыжок с максимальным вращением без помощи рук» у детей экспериментальной группы после применения методики показатели хорошего уровня развития координационных способностей увеличились на 16 %, отличного уровня - на 8,0 %.
В результате проведения теста «Прыжок с максимальным вращением с толчком одной и приземлением на две ноги» у детей экспериментальной группы после применения методики показатели хорошего уровня развития координационных способностей увеличились на 4,0 %, отличного уровня - на 4,0 %, выдающегося уровня - на 4,0 %.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента доказал, что применение подобранных мной упражнений и игр с фитболом способствует развитию координационных способностей у детей 7-8 лет.
1. Айзатуллова, А.Ф. Сравнительный анализ сущности и содержания понятий «координация», «ловкость», «координационные способности» и «психомоторные способности» / А.Ф. Айзатуллова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. - 2018. - С. 500 - 504.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
3. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / В.П. Бисярина. - М.: Медицина, 2014. - 224 с.
4. Борисова, М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет: сборник игр и упражнений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 48 с.
5. Величко, А.И. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания / А.И. Величко, В.А. Баландин, О.А. Татаринцева //ModernScience.- 2019. - № 8-2. - С. 226 - 229.
6. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг / С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова. - Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. - М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998. - 215 с.
7. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М.: ООО «Центр гуманитарной литературы РОН», 2011. - 157 с.
8. Горбачев, М.С. Упражнения на гимнастических снарядах при круговом методе организации урока. Научно-методический журнал: Физическая культура в школе / М.С. Горбачев // Школьная пресса. - 2011. - Вып. 1. - С. 13 - 17.
9. Евсеев, Ю. И. Физическая культура; Феникс - Москва, 2014. - 448 с.
10. Ермакова, Ю.Н. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет Ю.Н. Ермакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. - 2010. - №5. - С. 83 - 87.
11. Замашкин, К.С., Толстова, С.Ю. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста / К.С. Замашкин, С.Ю. Толстова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 28 - 29.
12. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / А.И. Замогильнов. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. -283с.
13. Ивлева, И.А. Возрастные особенности детей. Консультирование родителей в детском саду / И.А. Ивлева, И.Ю. Млодик, О.В. Сафуанова. - М.: Генезис, 2014. - 528 с.
14. Климова, В.М. Фитбол - это весело, интересно и очень полезно / В.М. Климова // Наука. Общество. Образование: материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 39 - 41.
15. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф. Курамшин. - 2-е изд., испр. - Москва: Советский спорт, 2004 - 464 с.
16. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
17. Матвеев, А.П. Теория и методика физического воспитания: учеб.для ин-
тов физической культуры / А.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.:
"Физкультура и спорт", 2006. - 360 с.
18. Островская, И.М. Анатомо-физиологические особенности детского
возраста / И.М. Островская. - М.: Государственное издательство
медицинской литературы, 2013. - 236 с.
19. Савченко, Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие/Ю. И.Савченко, О. Г. Солдатов, С. Н. Шилов. - М.: Владос, 2013. - 144 с.
20. Сайкина, Е.Г., Кузьмина, С.В. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой: учебное пособие. - СПб., Изд. РГПУ им. Герцена, 2011. - 115 с.
21. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Academia, 2013. - 432 с.
22. Серикова, Ю.Н. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Ю.Н. Серикова, В.А. Александрова, А.Ю. Нечаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 224 - 231.
23. Совершенствование двигательных способностей с использованием
фитбола: учебное пособие / Устинов И.Е., Кочергина А.А., Федорова А.В., Архипова Ю.А.. - Издательство: Санкт-Петербургский
государственный экономический университет, 2016. - 315 с.
24. Соловьева, Д.В Детский фитнес как одна из инновационных
здоровьесберегающих технологий физического воспитания / Д.В. Соловьева, С.В. Комлева // Проблемы качества физкультурно¬
оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 7-й Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 203 - 208.
25. Соломенникова, Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий / Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина. - Волгоград: Учитель, 2001. - 159 с
26. Сулим, Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: Сфера, 2014. - 224 с
27. Трофимов, О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - № 3. - С. 114 - 118.
28. Физические качества спортсмена и методики их развития. Координация: Учебно-методические рекомендации для студентов факультета физической культуры. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ»,2008. - 245 с.
29. Челышев, Н.Н. Анализ понятий «координация движений», «координационные способности», «ловкость» / Н.Н. Челышев // Научный поиск. - 2012. - № 2.7. - С. 50 - 54.
30. Чернецов, М. М. Индивидуализация процесса физической подготовки юных футболистов 8-12 лет на основе дифференциации соматических типов: дис. ... канд. пед. наук / М. М. Чернецов. - Смоленск, 2010. - 156 с.