Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика раннего возраста развития детей……………………...4
2. Познавательная сфера развития детей раннего возраста……………………….6
Заключение………………………………………………………………………….10
Список используемой литературы………………………………………………11
Актуальность исследования. Успешное обучение ребенка в школе невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание. Ранний возраст ребенка (от года до трех лет) является сенситивным для интенсивного развития всех познавательных процессов. В это время активно обогащается восприятие, совершенствуются память, внимание, формируется мышление, развивается двигательная сфера. В раннем возрасте начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие ребенка. Это предметная деятельность, игра и продуктивные виды деятельности.
Цель исследования – выявить особенности познавательных процессов ребенка в раннем возрасте.
Пути исследования:
1) дать общую характеристику раннего возраста развития детей;
2) проанализировать познавательную сферу развития детей раннего возраста.
Научная разработка проблемы. Анализ научной литературы показал, что данная проблема находится в центре внимания ученых.
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы.
В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов.
Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:
- становление продуктивного целеполагания
- развитие речевого общения
- формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.
У ребенка начинает активно развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление. Общение ребенка и взрослого носит ситуативно – деловой характер.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями, приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.
1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
2. Галигузова Л. Н. Разработка проблем психического развития детей раннего возраста в концепции генезиса общения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 2. С. 27 – 34.
3. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста // Психологическая наука и образование, 2010, № 3. С. 89 – 93.
4. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
5. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.
6. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
7. Ландерс К. Первые три года жизни: обзор международных программ раннего возраста // Материалы международной конференции «Социализация детей дошкольного возраста». Ханты-Мансийск, 2008. – 219 с.
8. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
9. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
10. Суркова Т.В. К проблеме развития и обучения детей раннего возраста // Вектор науки ТГУ // 2011. № 3 (17). С. 293 – 297.