Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Юрминская средняя общеобразовательная школа (Вагайский район, Тюменская область).
Выборка: 40 учеников 3-их классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…7
1.1.ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ …………………7
1.2.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………10
1.3.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………16
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР…………………24
2.1 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ Л.Ф. КЛИМАНОВОЙ, Т.В. БАБУШКИНОЙ (УМК «ПЕРСПЕКТИВА») ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И МАТЕРИАЛОВ…………………………………………………………24
2.2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ …29
2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ПОСРЕДСТВОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР НА ФОРМИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ………………………………………………..36
2.3. АНАЛИЗ СРАВНИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ……48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ (ЕЛФИМОВА Н.Е)…………65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»……66
Одним из основных разделов русского языка является грамматика. Осваивая грамматику, учащиеся начальной школы начинают понимать природу языковых явлений, осознавать сложность, богатство и красоту родного языка.
Усвоение существительного как грамматического класса слов в начальной школе является длительным целенаправленным процессом, который протекает с первого по четвертый класс и играет особую роль в языковом образовании младших школьников. Как показывают современные исследования, имя существительное является преимущественно употребляемым в речи младшего школьника (от 40 % до 60%), и в основном употребляются конкретные существительные, реже в речи встречаются вещественные и абстрактные имена. Эти данные свидетельствуют о том, что изучение имени существительного с грамматических позиций представляет определенную трудность для младших школьников, учащихся надо научить отвлекаться от конкретного лексического значения существительных, видеть в них общее категориальное значение предмета, выраженное в особенностях парадигмы.
Поэтому перед учителем начальных классов встает сложная задача – научить детей способами содержательного анализа грамматических значений.
Анализ научной литературы показал, что решение проблемы при обучении младших школьников русскому языку заключается в выборе методов и средств формирования понятия «имя существительное». Таким эффективным средством освоения грамматических навыков, благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, являются познавательные упражнения и игры.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выбора эффективных средств и методов работы, способствующих эффективному усвоению имени существительного учащимися начальной школы. Для этого школьнику необходимо уметь доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к познавательным упражнениям и умственным играм, поэтому в начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и учить самостоятельно мыслить и творчески работать [Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, с. 16].
Объект исследования – процесс обучения учащихся начальной школы имени существительному.
Предмет исследования – комплекс познавательных упражнений и игр и его влияние на формирование предметных компетенций и познавательный интерес младших школьников при освоении имени существительного.
Цель исследования – составить, внедрить в воспитательно-образовательный процесс и экспериментально подтвердить эффективность комплекса познавательных упражнений и игр на формирование предметных компетенций и познавательный интерес младших школьников при освоении имени существительного.
Постановка цели, выделение объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения имени существительного в начальной школе.
2. Выявить педагогические условия применения познавательных игр и упражнений на уроках русского языка в начальной школе.
3. Провести диагностику сформированности предметных компетенций и познавательного интереса учащихся по теме «Имя существительное».
4. Разработать комплекс познавательных упражнений и игр и провести опытно-экспериментальную работу, направленную на обоснование его эффективности в процессе освоения школьниками имени существительного.
Решение поставленных задач и проверка гипотезы основывались на использовании следующих методов исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, теоретическое обобщение, педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, методы математической обработки результатов диагностических работ.
Гипотеза исследования: формирование предметных компетенций школьников при изучении темы «Имя существительное» будет эффективным, если применять познавательные упражнения и игры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут применяться в практике преподавания русского языка в начальной школе.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Юрминская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Шишкинская средняя общеобразовательная школа»,
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Повышение качества образования в нашей стране на современном этапе развития является одной из актуальных проблем. Модернизация школьного образования направлена на поиск оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели, содержания и результата образования, в связи с чем в современной школе получил распространение компетентностный подход в образовании.
Рассмотрение образования со стороны компетентностного подхода обусловило необходимость формирования у школьников способности использовать полученные знания для решения различных проблем. В начальном школьном курсе русского языка основными задачами обучения стало формирование компетенций. Формирование предметных компетенций школьника на уроках русского языка в начальной школе обусловлено необходимостью воспитания из каждого школьника средствами предмета «русский язык» языковой личности, способной к эффективной речевой коммуникации на родном языке.
Ряд лингвистов, педагогов, методистов указывают на роль и значение работы над грамматикой; они считают, что осознание грамматических фактов может происходить только в процессе обучения и формирования грамматических умений и навыков, и только на их основе развиваются чувство языка и способность школьника к эффективному общению.
В начальной школе предусмотрено изучение имени существительного как самостоятельной части речи. Освоение существительного в начальной школе помогает школьникам осознать сложность и многообразие языковых явлений русского языка, стимулирует познавательный интерес детей к предмету и способствует обогащению словаря и грамматического строя младших школьников.
Наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста охотно и с большим интересом обращаются к познавательным упражнениям и играм. В современных педагогических исследованиях отмечается, что игра развивает у школьников познавательный интерес, способности, совершенствует у них познавательные учебные действия, в целом выступает эффективным средством активизации познавательного развития.
Диагностика уровня сформированности предметных компетенций школьников экспериментального класса на уроке русского языка на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показала эффективность разработанного нами комплекса упражнений, основанного на анализе грамматического строя языка и направленного на формирование предметных компетенций школьников. Предметные компетенции учащихся экспериментального класса повысились по сравнению с результатами учащихся контрольного класса, а также по сравнению с собственными результатами на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Таким образом, цель исследования решена.
Дальнейшее изучения проблемы представляется нам актуальным и перспективным, и предложенное нами ее решение является далеко не исчерпывающим. Считаем что, дальнейшая разработка вопросов формирования предметных компетенций на материале других разделов школьного курса русского языка является перспективной.
1. Абдиева Н.В. Дидактическая игра как средство развития ребёнка // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа : Аэтерна. 2016. С. 171-173.
2. Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. Ростов на Дону: Феникс», 2012. 320 с.
3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы). Москва: Академия, 2015. 448 с.
4. Бабушкина Т.В., Климанова Л.Ф., Программа по русскому языку. Москва: Просвещение, 2016. 63 с.
5. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. Москва: Академия, 2015. 368 с.
6. Безруких М.М., Фарбео Д.А. Физиология развития ребёнка. Москва: Модек, 2016. 768 с.
7. Буркова Т.В. Педагогическое наследие: А.М. Пешковский об изучении имен существительных в начальной школе// Начальная школа. 2015. №12. С. 12–16.
8. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. Москва: «Логос», 2014. 541 с.
9. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 4 кл. в 2–х ч. Москва: Просвещение, 2016. 240 с.
10. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. Москва: МПГУ, 2015. 475 с.
11. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и школьников. Москва: Просвещение, 2014. 58 с.
12. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Программа по русскому языку. Москва: Астрель, 2016. 37 с.
13. Закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. Москва: Просвещение, 2015. 143 с.
14. Касаткин Л.Л. Клобуков Е.В., Крысин Л.П. Русский язык: Учеб. для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр Академия, 2016. 768 с.
15. Клименко О. Игра как азбука общения. / Дошкольное воспитание. 2012. № 4. С. -9
16. Леушина A.M. Дидактические игры в начальной школе / А.М. Леушина. Москва: Просвещение, 2010. 105 с.
17. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках в начальных классах: методические рекомендации / Т.М. Лифанов. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 32 с.
18. Львов М.Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Москва: Академия, 2008. 464 с.
19. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 2007. 323 с.
20. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу. Москва: Педагогическое общество России, 2014. 157 с.
21. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. Москва: Просвещение, 2009. 372 с.
22. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / сост. Т.П. Сальникова. Москва: Творческий центр «Сфера», 2017. 205 с.
23. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Москва: «Академия», 2000. 472 с.
24. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. 2017. №52. С. 201-204.
25. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Диагностика и психология. 2009. №2. С. 5-8
26. Мухина В.С. Возрастная психологии: Учебник для студ. вузов.-7-е изд. Москва: Издательский центр «Академия», 2015. 456 с.
27. Новиков М.А. Дидактические игры на уроках русского языка. СПб: Питер, 2005. 95 с.
28. Педагогика // Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Просвещение, 2008. 608 с.
29. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Москва: Просвещение, 2015. 120 с.
30. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Москва: Просвещение, 2016. 39 с.
31. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч 1. .Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Москва: Просвещение, 2016. 159 с.
32. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Москва: Просвещение, 2015. 128 с.
33. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Ч 1 Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Москва: Астрель, 2016. 126 с.
34. Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. Москва: Сфера, 2003 96 с.
35. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2017. 67с.
36. Смирнов Ю.Б. Имя существительное. Морфология современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской Федерации. СПб: Питер, 2019. 367с.
37. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие / Урал. гос. пед. Ун-т; Багичева Н.В.; Кусова М.Л.; Плотникова Е.И.; Плотникова С.В.; Щуритенкова В.А. Москва: Наука, 2016. 272с.
38. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года). Москва: Просвещение, 2015. 406 с.
39. Шамова Г.И. Активизация учения школьников. Москва: Педагогика, 2014. 355 с.
40. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе // Филологический класс. 2015, № 13. С. 16-23.
41. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 2007. 358 с.
42. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. Москва: Просвещение, 2006. 382 с.
43. Щукина Г.И., Коротаева Е.В., Маркова А.К. Методика диагностики познавательной активности учащихся. Москва: Наука, 2015. 45 с.
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 182 с.