ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Зоорландии Владимира Набокова 8
1.1. Истоки образов героев - отщепенцев и антиутопий Владимира
Набокова 8
1.2. Рассказ «Истребление тиранов» как история преодоления ненависти
героем - отщепенцем 15
Глава 2. Реализация проблемы отщепенчества в романе «Приглашение на казнь» 20
2.1. Своеобразие конфликта Цинцинната с государством 20
2.2 . Трагизм судьбы Цинцинната Ц и гуманизм автора 27
Глава 3. Роман «Под знаком незаконнорожденных» как итоговое произведение с антиутопическим компонентом 32
3.1. Образ героя - отщепенца Адама Круга 32
3.2. Значение развязки конфликта между отщепенцем и эквилистами 43
Заключение 53
Приложение 57
Библиография 68
Традиционно произведением с антиутопической тематикой называется произведение, в котором одним из центральных образов является образ некоего государства, принципы организации жизни в котором прямо противоположны представлениям об утопическом государстве, как о государстве духовного и материального процветания( «Город солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора). Антиутопическое
государство - это место упадка высоких моральных идеалов человечества, более того, в качестве антиутопического часто функционирует государство, в начале своего существования претендовавшее на утопию, однако не оправдавшее надежд (если не «большинства», то , по крайней мере, надежд того героя, который обладает высокими нравственными началами):
«Подобно утопии, антиутопия изображает осуществленную мечту. Но, в отличие от неё, обнаруживает, что на пути от проекта к результату произошла какая - то катастрофа, идеал пережил необратимое превращение » [1, 169]
Чаще всего произведения В. Набокова сравнивают с произведениями Дж. Оруэлла, или Франца Кафки, или Евгения Замятина, но в данном исследовании нас интересует своеобразие проблематики и идейного мира романов В. Набокова как исключительного явления в традиции антиутопической литературы.
Например, в романе «1984» Дж. Оруэлла главный герой Уинстон - это явная жертва. Сопротивляясь режиму, он всё же по своей сути и есть часть режима, пусть и взбунтовавшаяся . Ради мести Большому Брату, в присяге мнимому братству сопротивленцев Уинстон дает клятву об исполнении любых необходимых приказов: убийств, издевательств и т.п. . [27, 160]. Таким образом, сущность Уинстона - это и есть сущность Большого Брата, а он сам внутренне идентичен духу системы.
О своеобразии героя в произведениях Ф. Кафки можно сказать , что «Конвейер жизни несёт человека куда- то, неизвестно куда. Человек превращается в вошь, в предмет, перестаёт быть живым существом» [10, 180].
В контексте разных художественных реальностей явления - двойники имеют часто противоположные смыслы : смерть для героя Франца Кафки вполне может оказаться новым витком мытарств его заплутавшей в гротескном мире души. Для героев В. Набокова смерть (в контексте художественной реальности романов, взятых для анализа) будет лишь ступенью к иному уровню бытия . Для героев Джорджа Оруэлла смерть- это просто смерть, физическое и духовное умирание. Можно сделать вывод, что понятие об антиутопии для каждого автора индивидуально, и на наш взгляд, будет целесообразно изучать позиции каждого из авторов в отдельности, или, по крайней мере, разделять антиутопии на явно политизированные (М.Е. Салтыкова- Щедрина ,Дж. Оруэлла, О. Хаксли) и антиутопии с элементами гротеска и алогизма : Николая Гоголя, В. Набокова, Ф. Кафки.
Набоков отрицает даже антиполитичность, любую борьбу героя со строем. Эта борьба просто не имеет права на существование в сознании героя, уступая место проблемам онтологическим, вечным. Автор создаёт произведения с антиутопическим компонентом, в которых герой - отщепенец имплицитно противостоит государству, но только на уровне двух типов мировоззрений: приближенного в разной степени к авторскому идеалу, и мировоззрения антиутопического характера, заключающего в себе черты социализма, фашизма . При это важно отметить, что аллюзивность на политический режим носит условный характер, малосущественный, или несущественный вообще, тем самым типологически сближаясь с произведениями Франца Кафки, в которых отрицательные явления современности переосмысливаются через призму вечности, и ведущими становятся не конкретная социальная критика, а гротеск, создающий тональность тревожности и неустроенности бытия человека на вневременном уровне.
Актуальность выбранной темы. Если роман «Приглашение на казнь» достаточно изученное произведение, то роман «Под знаком незаконнорожденных» остался вне внимания подробного изучения литературоведами. К тому же, нам было интересно выявить как совпадения, так и личную неповторимость художественных решений этих романов.
Цель - выявить общее и индивидуальное в образах героев - отщепенцев и государств, в типологии развития конфликта в произведениях с антиутопическим компонентом.
Задачи:
1) изучить научную литературу о творчестве Владимира Набокова;
2) проанализировать образы героев - отщепенцев: Цинцинната Ц, Адама Круга, безымянного повествователя из рассказа «Истребление тиранов»;
3) проанализировать образы пространств антиутопий: города
Ульдаборга, Зоорландии, Падукграда, образ антиутопии уставшего
времени из «Приглашения на казнь»;
4) проанализировать систему персонажей, развитие конфликта и идейную направленность романов;
5) определить авторскую позицию в романах и степень её слитности с позицией героя.
Объектом дипломного исследования являются произведения Владимира Набокова с антиутопическим компонентом: романы, рассказы, стихотворные произведения.
Предмет исследования - образ героя - отщепенца в произведениях Владимира Набокова с антиутопическим компонентом.
Материал исследования - произведения В.В. Набокова : «Ульдаборг» (1930), «Подвиг» (1932), «Королек» (1933), «Истребление тиранов» (1936), «Облако, озеро, башня» (1937), «Приглашение на казнь» (1938), «Под знаком незаконнорожденных» (1947).
Структура работы - работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения, представляющего собой методическую разработку фрагмента урока по теме «Своеобразие конфликта героя- отщепенца с антиутопическим государством в романе В. Набокова «Приглашение на казнь»»; списка использованной литературы, насчитывающего 30
наименований.
В методологии работы сочетаются приемы системно-аналитического, культурно-исторического, структурно-типологического методов.
Теоретико-методологической базой дипломного исследования послужили литературоведческие работы о произведениях Владимира Набокова Брайана Бойда, Николая Анастасьева, Геннадия Барбатарло, Лины Целковой и ряда других ученых-филологов.
Научно-практическое значение данной работы состоит в том, что ряд ее наблюдений и выводов может использоваться в качестве дополнительного материала для спецкурсов в старших классах школы, а также учителями- филологами при подготовке к урокам в школах с углубленным изучением литературы.
Перспектива дальнейшей разработки темы видится в наиболее углубленном изучении образов героев- отщепенцев в контексте всего творчества Владимира Набокова, в том числе и в произведениях без антиутопического компонента.
Антиутопические романы В. Набокова - это романы сознания и о сознании героя, в отличие от традиционной дистопии, конфликт в котором развивается через событийный аспект произведения, и воспринимается как явное столкновение интересов героя - отщепенца и антиутопического государства. В свою очередь, главные герои - отщепенцы романов В. Набокова функционируют не с позиции жертвы, противостоящей или не противостоящей антиутопии, а с позиции индивидуального высокоразвитого сознания, в силу трагических обстоятельств заключенного в оковы алогичного, аморального мира. Конфликт как таковой с государством в романах В. Набокова отведен на периферию сознания героя, или звучит в качестве второстепенной темы произведения.
Аполитичный В. Набоков нивелирует значение антиутопического государства в сознании героя, главенствующую роль отводя темам вечным: в «Под знаком незаконнорожденных» центральной становится тема «биения любящего сердца Круга» к сыну Давиду. В «Приглашении на казнь» главными являются философские поиски Цинцинната: определение своего места в мире, а затем опровержение любой родственности мёртвому «адоподобному» миру , поиск истины, путь к правде.
В ходе нашего исследования мы выявили своеобразие образов героев- отщепенцев в произведениях Владимира Набокова с антиутопическим компонентом и пришли к следующим выводам:
В рассказе «Истребление тиранов» , построенном в форме дневника ненависти героя отщепенца, мы не можем увидеть внешних портретных характеристик героя, перед нами характерологический портрет героя: посредством дневника герой раскрывает качества своего сознания, показывает читателю путь развития и преодоления ненависти к тирану через психологическое обнажение своего внутреннего мира, что соответствует широким возможностям реализации психологизма в литературных произведениях, представляющих собой имитацию интимных документов.
Дневник героя - повествователя включает как описания настоящего времени- времени правления обожествленного тирана, так и множество ретроспекций во времена своей юности, когда герой был свидетелем жизни ещё не антропотеизированного тирана. Свидетельство героя о прошлом тирана, насыщенном убожеством, мраком, пошлостью, в ретроспективных эпизодах становится как способом разобожествления культа личности тирана в настоящем, так и доказательством теории героя о трансляции черт тирана из прошлого на нынешний мрачный захолустный облик страны, напоминающий огород и пустырь.
В ходе своего повествования герой наблюдает и за модификацией своего облика, через осознание абсолютизации идеи уничтожения тирана, вытесняющей постепенно из отщепенца ту поэтическую, духовную сущность, которая и дает ему право ощущать себя отщепенцем в стране обожествляющей беспамятного карлу - тирана. Осознание безысходности в типологически гамлетовской поглощенности своей мести доводит героя до почти осуществленного самоубийства: герой- отщепенец считает, что уничтожая себя, он уничтожает тирана , т.к. тиран стал центром его сознания, но останавливает осуществление этого замысла героя катарсический акт смеха. Акт смеха для него - катарсис. Он очищается от ненависти, заняв позицию над ситуацией, он освобождается и от абсолютной вовлеченности в ситуацию: сознание героя вновь приобретает самость, бытие вне ненависти, вне политической или какой угодно иной внешней ситуации. Мрачные и страшные на первый взгляд черты тирана становятся убогими , и поэтому смешными, т.е. в своем сознании герой лишает тирана пафоса инвективы, и то, что раньше казалось отщепенцу зловещим, теперь выглядит нелепым.
...
1. Анастасьев, Н. Феномен Набокова / Н.Анастасьев // Иностранная литература. - 1987. -№5. - С. 210-223.
2. Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя в «Приглашении на казнь» / Г.Барабтарло // В.В.Набоков: pro et co ntra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология / со ст. Б. Аверин, А. Долинин. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 439-454.
3. Бойд Брайан. Ада Набокова . - Симпозиум., 2013. - 560 с.
4. Бойд, Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Б.Бойд. - М.: Изд-во Независимая Газета; СПб.: Изд-во «Симпозиум», 2001. - 695 с.
5. Варшавский В. Незамеченное поколение / В. Варшавский. - М.: ИНЭКС, 1992, - 384 с.
6. Гвардини Р. Конец нового времени. Феномен человека. Антология / Р. Гвардини. - М.: 1993. - 498 с.
7. Геллер Л. Художник в зоне мрака: «Bend Sinister» Набокова // В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология / сост. Б. Аверин, А. Долинин. - СПб.: РХГИ, 1999. - 976 с.
8. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове / А.Долинин. - СПб.: Академический проект, 2004. - 400 с.
9. Ерофеев В. В поисках потерянного рая / В. Ерофеев // Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе / В. Ерофеев. - М.: Союз фотохудожников России, 1996. - С. 141-184.
10. «Иностранная литература», 1983, № 5, с. 180.
11. «Иностранная литература», 1973, № 10, с. 207.
12. Карпов Н. Творчество В.В. Набокова и традиции литературы романтической эпохи («Защита Лужина», «Приглашение на казнь») :автореф. дис. ... канд. филол. наук / Карпов Н. - СПб., 2003.- 41с.
13. Липовецкий, М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) / М.Липовецкий // В.В.Набоков: pro et contra. Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология/ сост. Б. Аверин, А. Долинин. - СПб.: РХГИ, 1997. - С. 643-667.
14. Мандельштам Осип «Слово и культура»[электронный ресурс]. - Режим доступа: - philologos.narod.ru>texts/mand-wp.htm
15. Мирошникова, Н. Концепция художника в русских романах В.
Набокова - Сирина 20-30-х годов: диссертация... кандидата
филологических наук: 10.01.01 - М., 2005. - 289 с.
... всего 32 источника