ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 - 10 ЛЕТ 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика координационных способностей, их составные части 17
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 22
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 40
3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 - 10 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭСТАФЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 41
3.1. Эстафеты для развития координационных способностей 41
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 44
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
Список литературы 48
Координации движений является самой важной двигательной способностью, без которой нельзя выполнить ни одно двигательное действие.
Способность согласовать двигательные действия в единое целое при выполнении сложных элементов упражнения, удерживать равновесие во время их выполнения, быстро реагировать на внешние раздражители посредством выбора различных технических элементов согласно условиям, в которых выполняется конкретное двигательное действие - все это относится к составным частям координационных способностей.
Отсутствие оптимального уровня координационных способностей не позволяет детям быстро осваивать новые двигательные действия на уроках физической культуры. Несмотря на то, что разработано множество различных средств по развитию координационных способностей, не все они представляют интерес для детей младшего школьного возраста - в основном это упражнения без предметов, давно надоевшие детям на уроках по физической культуре.
Для развития координационных способностей необходим поиск новых, более эффективных средств и методов. Необходима хорошо отлаженная система педагогического контроля, позволяющая целенаправленно вести учебно-воспитательную работу.
Учет биологического потенциала занимающихся, без которого невозможно добиться высокого уровня координационных способностей. Поэтому для того, чтобы занимающийся мог максимально реализовать свой природный потенциал, во-первых, необходимо подобрать те средства, которые соответствует его возможностям, во-вторых, необходима природосообразная система педагогических воздействий [4].
Занимающиеся, отличающиеся богатым двигательным опытом способны с максимальной эффективностью выполнять сложнокоординационные двигательные действия, проявляя, тем самым, высокий уровень координационных способностей. [14].
К сожалению, у детей младшего школьного возраста наблюдается низкий уровень координационных способностей, об этом свидетельствуют результаты тестирования.
Существует множество средств развития координационных способностей, но особое место среди них занимают эстафеты.
Эстафеты отличаются тем, что двигательная деятельность протекает в них в неожиданно изменяющихся условиях, требующих от ее участников быстрых передвижений по площадке, умения быстро ориентироваться в пространстве, что позволяет развивать координационные способности [17].
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс на уроках физической культуры с обучающимися 9 - 10 лет.
Предмет исследования: эстафеты для развития координационных способностей на уроках физической культуры у обучающихся 9 - 10 лет.
Цель исследования: обоснование, разработка эстафет для развития координационных способностей у обучающихся 9 - 10 лет и проверка их эффективности в педагогическом эксперименте.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по теме развития координационных способностей.
2. Разработать эстафеты для развития координационных способностей у обучающихся 9 - 10 лет.
3. Применить разработанные эстафеты на уроках физической культуры, выявить их эффективность.
Гипотеза: предположили, что применение разработанных эстафет позволит повысить уровень координационных способностей у обучающихся 9 - 10 лет, если будут учитываться:
- возрастные особенности;
- уровень сложности эстафет;
- порядок выполнения эстафет различной сложности.
1. Проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что в возрасте 9 -10 лет достигается высокая степень развития способности ориентирования в пространстве, высокий уровень остроты мышечных ощущений при движениях.
2. При разработке эстафет, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей 9- 10 лет.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что применение эстафет повышает уровень развития координационных способностей у детей 9- 10 лет.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой результаты существенно повысились во всех тестах, имеют достоверное отличие. В «челночном беге» результаты составили в контрольной группе:
10,2, в экспериментальной - 9,7. В пробе Ромберга результаты составили в контрольной группе:7,9, в экспериментальной - 8,8.
Это говорит о том, что разработанные эстафеты позволили повысить уровень координационных способностей у занимающихся.
1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.
2. Безруких М.М. Возрастная физиология. Учебник для ВУЗов-М.: изд. Центр Академия,2001 -520
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. 2002г.
4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. 381 с.
5. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. — К.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
6. Дубровский В. И., Федорова В. Н. Биомеханика: Учеб. Для сред. и высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 672 с.: ил.
7. Зациорский В.М . Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания - 3-е изд. - ("Спорт без границ") / В.М. Зациорский - М.: Физкультура и спорт. 2009. - 200 с.
8. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
9. Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Вариативное содержание третьего урока физической культуры с оздоровительной и образовательной направленностью: Учеб.-метод. пос. - Красноярск: РИО ГОУ ВПК КГПУ им. В. П. Астафьева, 2005
10. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. 480 с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва : Советский спорт, 2010. 464 с.
12. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- М.: Советский спорт, 2008. 244с.
13. Лях В.И. Координационные способности школьников, теория и практика физической культуры. №1, 2000 г.
14. Лях В.И. Координационные способности/ В.И. Лях.- М.: ТВТ, 2006. 302
15. Лях, Владимир Иосифович. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Тера - спорт, 2000. - 192 с.
16. Медведев И. А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно - методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. -124 с.
17. Мирзиев Р.Ф. Развитие физических качеств у спортсменов, 2008 г.
18. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. - сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 496 с.
19. Полянский А.В , Романов Д.А “Методика измерения ловкости как физического качества”, 2007г.
20. Теория и методика обучения по предмету «Физическая культура». учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина ]: под ред. Ю.Д. Железняка. - 4 - е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 210. - 272 с.
21. Теория методика физического воспитания в 2 - х томах. Том 1 под редакцией Т. Ю. Круцевич.- Киев. Олимпийская литература, 2003.
22. Теория и методика физического воспитания: Уч. Пособие для ст
- в пед. ВУЗов / под ред. Б, М. Шияна, - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
23. Технологии физкультурно - спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы - составители О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев / Под ред. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт. 2004. - 296 с.: ил.
24. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие. Феникс 2013 г.
25. Физическая культура: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / [Н. В. Решетников, Ю. П. Кислицын. Р. Л. Палтиевич, Г. И. Погадаев]. - 11 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 176 с.
26. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М.: «ФиС», 2004.
27. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга,2002. 233 с.
28. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2003.
29. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры / К.Д. Чермит. - М.:
30. Щедрина Ю.С. Физическая культура. - М.: Юнити, 2005. - 350 с.
31. Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: Инфра-М, 2004. - 280 с.