Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. ДАШЕВСКОЙ (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №149388

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 - 7
Глава 1. Теоретические подходы к изучению образа подростка в художественной литературе
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 8 - 14
1.2. Традиции изображения подростков в русской литературе 15 - 26
Глава 2. Подростки в произведениях Н. Дашевской
2.1. Главный герой повести «Я не тормоз» 27 - 32
2.2. Изображение подростковой жизни в произведении «Около
музыки» 32 - 38
Глава 3. Методические подходы к изучению современной литературы о подростках в школе
3.1. Обзор учебно-методической литературы 39 - 44
3.2. Методическая разработка урока внеклассного чтения по произведению
Н. Дашевской «Наушники» из сборника «Около музыки» 45 -57
Заключение 58 - 60
Список литературы 61 - 65

Тема настоящего исследования касается проблемы становления образа подростка в современной русской литературе.
Прежде всего, необходимо разделить понятие литературы о подростках и литературы для подростков. Само определение подросткового возраста в психологии и физиологии не является точным. Этот период в развитии личности не имеет чётких возрастных границ. Д.Б. Эльконин [43] выделял два периода подросткового возраста:
• 12-14 лет - младший подростковый возраст;
• 15-17 лет - старший подростковый или юношеский возраст.
Официальный международный стандарт ООН придерживается другой терминологии:
• 10-14 лет - ранний подростковый возраст;
• 15-19 лет - поздний подростковый возраст.
Но в целом подростковый возраст, иначе называемый отрочеством, определяется как период сложных изменений, знаменующих переход человека от зависимого детского возраста к взрослой самостоятельности.
В отечественной науке проблемы подрастающего поколения исследуются в двух направлениях.
Контекстуально - в системе взаимосвязанных отношений с обществом, его основными характеристиками, структурными сдвигами и изменениями.
Дифференцированно — дети и подростки изучаются как особая социальная группа, с присущими ей признаками и свойствами.
В рамках настоящего исследования подростковый возраст рассматривается как социальное явление, порождающее образ современного героя отечественной литературы. В связи с этим необходимо уточнить суть самого понятия подростковой литературы. Большинство современных авторов, изучающих эту тему, приводят определение, данное в статье И.В.
Полковниковой ещё в 2009 году: «Литература для подростков выделяется как составная часть детской литературы, специфика которой определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей» [29].
Очевидно, что такое понимание неточно, поскольку подростковый возраст уже давно не воспринимается как часть детства. Тем не менее по отношению к подростковой литературе и к образам подростков по-прежнему наблюдается несколько снисходительное отношение. Литература для подростков и о подростках рассматривается преимущественно в качестве наглядного материала в процессе воспитания. Однако такой подход ограничивает выбор произведений, поскольку отрочество - время столкновения с миром серьёзных проблем и поиска путей их решения.
Среди современных авторов, создающих произведения для подростков, стоит назвать Наталью Щерба, Дмитрия Емца, Татьяну Тронину, Дину Сабитову, Екатерину Мурашову, Вячеслава Комкова, Ирину Полянскую, Леонида Юзефовича. Их романы поразили читателей не только литературным мастерством, но и деликатностью, вниманием к внутреннему миру подростка, который вынужден решать взрослые проблемы.
Очевидно, что внимание писателей привлекают герои, изначально поставленные обстоятельствами в центр острого конфликта. При этом наблюдается недостаток произведений, героями которых становятся обычные подростки, которые ежедневно решают проблемы.
Один из авторов, повествующих о проблемах окружающего и внутреннего мира современных подростков, - Нина Дашевская. По отзывам критиков, произведения Нины Дашевской - это гармония современного мира и подростка. В них много движения, стремления, музыки. Это то, что необходимо современному подростку и так близко. Первый рассказ Нины Дашевской «Паровоз, который мечтал играть на скрипке» появился в журнале «Кукумбер» в 2008 году. Автор публиковалась в журналах «Кукумбер», «Чиж и Ёж», «Простоквашино», в сборниках «Как хорошо уметь читать». Первая книга Н. Дашевской - «Семь невысоких гномов. Таблица умножения в стихах и картинках» - была издана в 2011 году. На сегодняшний день она автор 5 книг и обладательница литературных наград: лауреат национальной литературной премии «Золотое перо Руси» (2010 год) - обладатель фарфоровой статуэтки за сказку «Пикколо», лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» (2013 год) - 2 место за повесть «Скрипка неизвестного мастера», лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» (2014 год) - 1 место за сборник рассказов для подростков «Около музыки», лауреат премии «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН» (2014 год) - 1 место в номинации «Воспитание чувств» за сборник рассказов для подростков «Около музыки», лауреат Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина (2014 год) - второе место за повесть «Вилли», лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» (2015 год) - 1 место за повесть «Я не тормоз». Произведения Н. Дашевской являются качественной детской литературой, содержат большой познавательный и воспитательный потенциал. Однако в литературоведении и методической науке отсутствуют концептуальные работы, посвященные исследованию произведений автора. Произведения современных авторов слабо изучены литературоведением, что определяет новизну выпускной квалификационной работы.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Школьное современное образование должно отвечать потребностям общества, изменяться, включать в процесс обучения новые подходы. В связи с модернизаций образования, развитием литературы, и общества в целом, возникает потребность в более глубоком изучении детской литературы.
В настоящее время при изучении литературы учитель сталкивается с трудностями, связанными с восприятием художественных текстов. Чтобы произведения соответствовали запросам читателя, важно чтобы они отражали актуальные проблемы нашего времени. Следовательно, должны быть современными.
Подростковый возраст — один из сложных этапов в жизни человека. Этот период отличается переходом в сознании человека от ощущения себя ребенком к пониманию своего взросления. Физиологические изменения, в том числе гормональная перестройка организма, вызывают ощущение, что что-то поменялось, поэтому у детей проявляется тяга ко всему новому, а также отрицание общеустановленных принципов, ранее привитом родителями образе жизни. Каждый ребенок
проходит этот сложный период со своими трудностями и особенностями.
Не случайно подростковому возрасту уделено большое внимание в психолого-педагогической и художественной литературе. Образ подростка создавали в своих произведениях А.П. Гайдар, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и другие авторы.
Современная литература тоже обращается к описанию подростковой жизни, изображает главного героя уже в иных реалиях времени. В центре произведений современной писательницы Н. Дашевской — взрослеющая личность, открывающая для себя законы взаимоотношений с окружающим миром, рефлексирующая, тонко чувствующая и встречающаяся с трудностями в жизни.
В качестве основного материала исследования были использованы две повести Нины Дашевской - «Я не тормоз» и «Около музыки». В повести «Я не тормоз» основной приём создания образа главного героя — монологическая форма повествования от первого лица. Реалии окружающего мира, пейзажи, взаимоотношения со сверстниками - всё это преломляется в сознании главного героя, показанного в переломный момент созревания личности, осмысления происходящих процессов, принятия себя.
Повесть «Около музыки» — многоголосный хор, сборник коротких историй о талантливых подростках, которые, посвятив большую часть жизни занятиям музыкой, внезапно обнаруживают себя в центре огромного мира, кажущегося враждебным. Писатель использует приём зарисовок, интертекстуальных связей, этюдов, эпизодов из жизни, когда из бытовых мелочей складывается важный этап созревания личности. Лейтмотивом сборника является музыка.
Современная писательница Нина Дашевская тесно связана с традициями русской литературы, посвящённой проблемам подростков. Герои её произведений имеют много общего с традиционными образами героев- подростков - они испытывают первые настоящие чувства, познают мир, сталкиваются со взрослыми проблемами, переживают победы и разочарования.
В героях прозы Нины Дашевской заметны также черты, характеризующие современность. Её подростки очень современны - они предпочитают виртуальное общение реальному, гоняют по улицам на роликах, самокатах и скейтах, не представляют жизнь без мобильного телефона, ездят в далёкие страны - и страдают синдромами гиперактивности, сталкиваются с расизмом. А ещё - постоянно находятся в движении.
...


1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. Учебник для студентов высших педагогических заведений. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера, 2014, № 1. - С. 31-37.
3. Богатырева Н. Цветок репейника: о современной российской подростковой прозе // Читаем вместе, навигатор в мире книг. - 2015. - № 11. - С. 30.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по детской психологии. - М.: МПСИ, 2005. - С. 471 - 516.
5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967. - 325 с.
6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
7. Гагарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. - М.: Издательство «Эксмо», 2006 - 224 с.
8. Ганина С.А. Феномен детства в русской культуре XIX в.: становление философии образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana),
2011. - С. 63-72.
9. Громова В.В. Феномен популярности жанра фэнтези в современной массовой литературе для детей // Вестник Череповецкого государственного университета, 2012, № 4, т. 1. - С. 74-77.
10. Гутрина Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» // Филологический класс, 2015, № 4 (42). - С. 52-54.
11. Давыдов В.В. Основные периоды психического развития ребенка// Хрестоматия по детской психологии. - М.: МПСИ, 2005. - С. 229-252.
12. Данилова О.А. Прием «Медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер»// Филологический класс, 2017, №1 (47).
13. Дашевская Н.С. Около музыки. - М.: КомпасГид ИД, 2017. - 128 с.
14. Дашевская Н.С. Я не тормоз. - М.: Самокат, 2018. - 160 с.
15. Доронина Н.Н., Король А.И. Исследование нравственных качеств молодежи // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2015, № 6(23), вып. 25. - С. 187-192.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ