Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Теоретические проблемы изучения типов отцовского отношения и социометрического статуса детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Феномен отцовского отношения в психологии 5
1.2 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 17
1.3 Особенности становления и развития социометрического статуса в
младшем дошкольном возрасте 25
1.4 Вывод по первой главе 33
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи типа отцовского отношения и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста 35
2.1 Процедура исследования 35
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 39
2.3Психолого - педагогические рекомендации по результатам исследования 49
2.4 Вывод по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 1 72
Приложение 2 73

Проблемы семьи и влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка принадлежат к числу интенсивно разрабатываемых проблем современной психологии. В большинстве работ основное место уделяется психологии родительско-детских отношений, а также психологии материнства. При этом психология отцовства, роль отца в семье, его влияние на формирование личности ребенка, значение отцовства для самого мужчины все еще не получило достаточного освещения; исследований по этим вопросам крайне мало. Институт семьи и основная его функция родительство под влиянием социально­культурных и социально-экономических факторов претерпевает сегодня серьезные изменения. Меняются как материнская, так и отцовская роль. Однако социальный статус отца и его функции подверглись в большей степени трансформации, чем материнские. Согласно эмпирическим данным (О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова и др.), следует отметить, что вклад отцов в воспитание детей качественно изменился, притом, что матери по-прежнему больше уделяют времени воспитанию детей.
В современной психологической литературе отцовство обычно исследуется с двух позиций. С одной стороны, отцовство рассматривается как социальный институт, определяющий требования и ожидания общества по отношению к родительской роли мужчины (Р.В. Овчарова и др.). С другой стороны, отцовством проявляется в практической деятельности мужчины по воспитанию детей и уходу за ними, что описывается понятием, отцовские практики или стили воспитания (И.С. Кон и др.). Такая научная традиция объясняет характерное для отцовства различие между отцовством как родительским статусом и отцовством как родительским поведением и идентичностью.
Ребенок младшего дошкольного возраста получает первый опыт социальных отношений с приходом в детский сад. В этот период начинают складываться его взаимоотношения со сверстниками, у ребенка формируются социальный статус, который во многом зависит от того, какой тип взаимоотношения в системе «родители - младший дошкольник» принят в семье. С этой позиции проблема взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста представляется актуальной.
Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические проблемы изучения типов отцовского отношения и социометрического статуса детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методики для эмпирического исследования по определению взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста в эмпирическом исследовании.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует определенная
зависимость социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста от стиля отцовского отношения.
Объект исследования - социометрический статус ребенка младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста.
Методы: теоретические - анализ научных источников; эмпирические - методика «Два дома» в модификации Р.И. Говоровой, «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столин, корреляционный анализа по критерию Спирмена....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как социальное благополучие ребенка младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, какой тип взаимоотношения в системе «родители - младший дошкольник» принят в семье. Роль семейного фактора вызывает наибольший интерес, так как он является системообразующим.
В ходе исследования отмечено, что большая часть работ посвященных изучению роли отца, отводит мужчине роль стороннего наблюдателя, как во время беременности жены и в период новорожденности ребенка, так и на ранних этапах развития ребенка. Но отец это полноценный компонент в родительско-детских отношениях. Основные подходы к изучению отцовства сводятся к рассмотрению взаимодействию отца с ребенком с практического аспекта: уход, обучение, защита, забота о семье в целом. С эмоциональной стороны эта тема изучена мало.
Определено, что один из самых ответственных периодов в воспитании, в ходе которого происходит первоначальное становление личности ребенка - это дошкольный возраст. В это время общение ребенка со сверстниками становится довольно сложным, нередко возникают конфликты и недопонимания. Большое значение приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада.
По анализу результатов методики «Два дома» были получены следующие результаты:
высокий социометрический статус (лидеры) имеют (16%) детей; отрицательный социометрический статус - (59%) детей;
низкий социометрический статус - (25%).
По методике «Опросник родительского отношения (ОРО)»,
авторы А.Я. Варга, В.В. Столин в нашем исследовании был выявлен
наиболее значимый тип отцовского отношения «Авторитарная гиперсоциализация». Авторитарный, демонстрирующий довольно высокий уровень контроля, когда родители ожидают неукоснительного исполнения своих требований. Родители мало общаются с ребенком и не побуждают его выражать свое собственное мнение. В итоге, ребенок раздражителен, склонен к конфликтам, замкнут, боязлив, непритязателен. Вторым по значимости был такой тип отцовского отношения, как «Симбиоз». Стиль родительского отношения «Симбиоз» (4 отца - 26%) свидетельствует о том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком, старается удовлетворить все потребности ребенка, оградить от неприятностей, испытывает постоянную тревогу за ребенка, который ему кажется беззащитным. Представленный стиль может приводить к возникновению страхов и тревожности в связи с инфантилизацией характера ребенка.
Далее мы подвергли полученные результаты корреляционному анализу с цель установления наличия взаимосвязи между социальным статусов ребенка дошкольного возраста и типом отцовского отношения. Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что наиболее значимые взаимосвязи между социальным статусом ребенка младшего дошкольного возраста и их отцами выявлен по следующим характеристикам: «средний социальный статус -
авторитарная гиперсоциализация» (р<0,05), «средний социальный статус - симбиоз» (р<0,05). Взаимосвязь «средний социальный статус - маленький неудачник» выявлена на уровне р<0,01; выявлены значимые взаимосвязи между: «низким социальным статусом - авторитарная гиперсоциализация» (р<0,05), «низкий социальный статус - симбиоз» (р<0,05). Взаимосвязь «низкий социальный статус - маленький неудачник» выявлена на уровне р<0,01...


1. Авдеева, А.В. Вовлеченное отцовство в современной России: стратегии участия в уходе за детьми / А.В. Авдеева // Социс.
• 2012. - №11. - С. 37-38.
2. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
3. Борисенко, Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко // Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 122-130
4. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. - Москва-Обнинск: «ИГ- СОЦИН», 2015. - 220 с.
5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М.: МГУ, 2016. - 80 с.
6. Васягина, Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. - №2. - С. 56-58.
7. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2015. - 458 с.
8. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2011. - 321 с.
9. Казанский, С.Г. Технология работы в папа-группах / С.Г. Казанский // Отвественное отцовство: Новые формы социальной работы: Методич. Пособие. - СПб.: Питер, 2010. - С. 46 - 51.
10. Калина, О.Г., Холмогорова, А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум, 2011.
• 112 с.
11. Клецина, И. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И. Клецина // Женщина в российском обществе. - 2014. - №3 (52). - С. 41-44.
12. Козлова, И.Е. Личностные характеристики родителей и особенности родительско-детских отношений / И. Е. Козлова // Мир психологии. - 2014. - №4. - С. 36-38.
13. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон. - М.: Инфра-М, 2013. - 421 с.
14. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - СПб.: Питер, 2015. - 458 с.
15. Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. - М.: Время, 2009. - 496 с....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ