Введение 2
Глава 1 Теоретические проблемы изучения типов отцовского отношения и социометрического статуса детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Феномен отцовского отношения в психологии 5
1.2 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 17
1.3 Особенности становления и развития социометрического статуса в
младшем дошкольном возрасте 25
1.4 Вывод по первой главе 33
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи типа отцовского отношения и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста 35
2.1 Процедура исследования 35
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 39
2.3Психолого - педагогические рекомендации по результатам исследования 49
2.4 Вывод по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Проблемы семьи и влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка принадлежат к числу интенсивно разрабатываемых проблем современной психологии. В большинстве работ основное место уделяется психологии родительско-детских отношений, а также психологии материнства. При этом психология отцовства, роль отца в семье, его влияние на формирование личности ребенка, значение отцовства для самого мужчины все еще не получило достаточного освещения; исследований по этим вопросам крайне мало. Институт семьи и основная его функция родительство под влиянием социальнокультурных и социально-экономических факторов претерпевает сегодня серьезные изменения. Меняются как материнская, так и отцовская роль. Однако социальный статус отца и его функции подверглись в большей степени трансформации, чем материнские. Согласно эмпирическим данным (О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова и др.), следует отметить, что вклад отцов в воспитание детей качественно изменился, притом, что матери по-прежнему больше уделяют времени воспитанию детей.
В современной психологической литературе отцовство обычно исследуется с двух позиций. С одной стороны, отцовство рассматривается как социальный институт, определяющий требования и ожидания общества по отношению к родительской роли мужчины (Р.В. Овчарова и др.). С другой стороны, отцовством проявляется в практической деятельности мужчины по воспитанию детей и уходу за ними, что описывается понятием, отцовские практики или стили воспитания (И.С. Кон и др.). Такая научная традиция объясняет характерное для отцовства различие между отцовством как родительским статусом и отцовством как родительским поведением и идентичностью.
Ребенок младшего дошкольного возраста получает первый опыт социальных отношений с приходом в детский сад. В этот период начинают складываться его взаимоотношения со сверстниками, у ребенка формируются социальный статус, который во многом зависит от того, какой тип взаимоотношения в системе «родители - младший дошкольник» принят в семье. С этой позиции проблема взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста представляется актуальной.
Цель исследования - изучить особенности взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические проблемы изучения типов отцовского отношения и социометрического статуса детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методики для эмпирического исследования по определению взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности взаимосвязи отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста в эмпирическом исследовании.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует определенная
зависимость социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста от стиля отцовского отношения.
Объект исследования - социометрический статус ребенка младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь отцовского типа отношений и социометрического статуса ребенка младшего дошкольного возраста.
Методы: теоретические - анализ научных источников; эмпирические - методика «Два дома» в модификации Р.И. Говоровой, «Опросник родительского отношения (ОРО)», авторы А.Я. Варга, В.В. Столин, корреляционный анализа по критерию Спирмена....
Актуальность темы исследования бесспорна, так как социальное благополучие ребенка младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, какой тип взаимоотношения в системе «родители - младший дошкольник» принят в семье. Роль семейного фактора вызывает наибольший интерес, так как он является системообразующим.
В ходе исследования отмечено, что большая часть работ посвященных изучению роли отца, отводит мужчине роль стороннего наблюдателя, как во время беременности жены и в период новорожденности ребенка, так и на ранних этапах развития ребенка. Но отец это полноценный компонент в родительско-детских отношениях. Основные подходы к изучению отцовства сводятся к рассмотрению взаимодействию отца с ребенком с практического аспекта: уход, обучение, защита, забота о семье в целом. С эмоциональной стороны эта тема изучена мало.
Определено, что один из самых ответственных периодов в воспитании, в ходе которого происходит первоначальное становление личности ребенка - это дошкольный возраст. В это время общение ребенка со сверстниками становится довольно сложным, нередко возникают конфликты и недопонимания. Большое значение приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада.
По анализу результатов методики «Два дома» были получены следующие результаты:
высокий социометрический статус (лидеры) имеют (16%) детей; отрицательный социометрический статус - (59%) детей;
низкий социометрический статус - (25%).
По методике «Опросник родительского отношения (ОРО)»,
авторы А.Я. Варга, В.В. Столин в нашем исследовании был выявлен
наиболее значимый тип отцовского отношения «Авторитарная гиперсоциализация». Авторитарный, демонстрирующий довольно высокий уровень контроля, когда родители ожидают неукоснительного исполнения своих требований. Родители мало общаются с ребенком и не побуждают его выражать свое собственное мнение. В итоге, ребенок раздражителен, склонен к конфликтам, замкнут, боязлив, непритязателен. Вторым по значимости был такой тип отцовского отношения, как «Симбиоз». Стиль родительского отношения «Симбиоз» (4 отца - 26%) свидетельствует о том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком, старается удовлетворить все потребности ребенка, оградить от неприятностей, испытывает постоянную тревогу за ребенка, который ему кажется беззащитным. Представленный стиль может приводить к возникновению страхов и тревожности в связи с инфантилизацией характера ребенка.
Далее мы подвергли полученные результаты корреляционному анализу с цель установления наличия взаимосвязи между социальным статусов ребенка дошкольного возраста и типом отцовского отношения. Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что наиболее значимые взаимосвязи между социальным статусом ребенка младшего дошкольного возраста и их отцами выявлен по следующим характеристикам: «средний социальный статус -
авторитарная гиперсоциализация» (р<0,05), «средний социальный статус - симбиоз» (р<0,05). Взаимосвязь «средний социальный статус - маленький неудачник» выявлена на уровне р<0,01; выявлены значимые взаимосвязи между: «низким социальным статусом - авторитарная гиперсоциализация» (р<0,05), «низкий социальный статус - симбиоз» (р<0,05). Взаимосвязь «низкий социальный статус - маленький неудачник» выявлена на уровне р<0,01...
1. Авдеева, А.В. Вовлеченное отцовство в современной России: стратегии участия в уходе за детьми / А.В. Авдеева // Социс.
• 2012. - №11. - С. 37-38.
2. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
3. Борисенко, Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко // Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 122-130
4. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. - Москва-Обнинск: «ИГ- СОЦИН», 2015. - 220 с.
5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд. психол. наук / А.Я. Варга. - М.: МГУ, 2016. - 80 с.
6. Васягина, Н.Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. - №2. - С. 56-58.
7. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2015. - 458 с.
8. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2011. - 321 с.
9. Казанский, С.Г. Технология работы в папа-группах / С.Г. Казанский // Отвественное отцовство: Новые формы социальной работы: Методич. Пособие. - СПб.: Питер, 2010. - С. 46 - 51.
10. Калина, О.Г., Холмогорова, А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум, 2011.
• 112 с.
11. Клецина, И. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И. Клецина // Женщина в российском обществе. - 2014. - №3 (52). - С. 41-44.
12. Козлова, И.Е. Личностные характеристики родителей и особенности родительско-детских отношений / И. Е. Козлова // Мир психологии. - 2014. - №4. - С. 36-38.
13. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон. - М.: Инфра-М, 2013. - 421 с.
14. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - СПб.: Питер, 2015. - 458 с.
15. Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. - М.: Время, 2009. - 496 с....63