ВВЕДЕН
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Лидерские качества как психолого-педагогический феномен 13
1.3. Комплекс занятий по развитию лидерских качеств детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств детей младшего школьного возраста 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств детей младшего
школьного возраста 47
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Современные условия развития российского общества и становления рыночной экономики определяют умение работать каждому человеку в условиях конкуренции: мобильно реагировать на изменения которые происходят в окружающем мире, анализировать информацию и прогнозировать дальнейшие события, принимать решения и действовать согласно им. Фундамент будущей личности закладывается в младшем школьном возрасте. В этот период необходимо развивать социальную активность и лидерскую целеустремлённость.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». ФГОС НОО выделяет личностные, метапредметные и предметные результаты образования. Среди личностных результатов начального образования на первый план выдвигаются такие качества личности, которые будут ему необходимы для успешной организации и осуществления различных видов деятельности в коллективной и групповой работе. К этим качествам относятся: взаимопонимание в коллективе, выбор самого короткого пути, ориентация в потоке информации, самостоятельность и личная ответственность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, способность находить выходы из спорных ситуаций, уважительное отношение к иному мнению, овладение навыками адаптации к окружающему миру, принятие и освоение социальной роли, наличие эстетических потребностей, ценностей, отзывчивость по отношению к другим людям, умение сотрудничать, работать творчески на результат [37, с. 4].
Из этого следует что, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, которое рассматривает ребёнка как субъект педагогического процесса, и наибольшее внимание уделяет созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Важное значение для поиска путей и средств, которые способствуют становлению активности личности, является изучение механизмов проявления активности ребёнка и развития его лидерского потенциала. Для полной реализации способностей в различных видах деятельности ребёнку необходимо занять лидирующие позиции, в настоящем и будущем окружении, которые достигаются благодаря высокому уровню социального, психологического и интеллектуального развития.
Проведенный анализ исследований и образовательной практики позволил обнаружить противоречие между потребностью общества и образовательной практики в личности способной к саморазвитию и недостаточной разработанностью средств развития лидерских качеств, позволяющих достичь обозначенный целевой ориентир.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске психолого-педагогических средств, способствующих развитию лидерских качеств детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.
Цель исследования: разработка, обоснование и реализация комплекса занятий, способствующего развитию лидерских качеств младших школьников в образовательном процессе.
Объект исследования: развитие лидерских качеств детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.
Предмет исследования: комплекс занятий как психолого-педагогическое средство развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие лидерских качеств детей младшего школьного возраста будет результативным, если разработать и реализовать комплекс занятий, выстроенный с опорой на принципы индивидуализации, практикоориентированности, обогащенный интерактивным содержанием (вариативность игр, упражнений, бесед), реализуемый поэтапно.
Задачи исследования.
1. Выделить психологические особенности детей младшего школьного возраста в контексте предмета исследования.
2. Раскрыть сущность лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
3. Теоретически обосновать развивающий потенциал комплекса занятий по развитию лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность комплекса занятий по развитию лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
теоретические
- анализ научной психолого-педагогической литературы и официальных документов;
- сравнение;
- обобщение;
эмпирические
- наблюдение;
- эксперимент.
Диагностические методики:
- «Детская социометрия» (Дж. Морено);
- «Методика изучения детской креативности» (Е.Е. Туник);
- «Я - лидер» (авторы - Е.С.Федоров, О.В.Еремин, Т.А.Миронова) Теоретико-методологические основы исследования:
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы;
- теория психического развития Л.В. Выготского;
- личностно-деятельностный подход к развитию личности А.Н. Леонтьева;
- концепция педагогического стимулирования лидерства А.Л. Уманского.
База исследования: средняя общеобразовательная школа Красноярского края.
Выборку исследования составили обучающиеся младшего школьного возраста в количестве 29 человек.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий по развитию лидерских качеств детей младшего школьного возраста при обновлении содержания и психолого-педагогического обеспечения может быть использован во взаимодействии с обучающимися других возрастных групп не только педагогом-психологом, но и педагогом- организатором, классным руководителем.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованных источников и приложения.
В настоящее время общество испытывает потребность в личностях, которые способны четко видеть цель, в экстренных ситуациях принимать правильные решения и вести за собой окружающих к достижению поставленной цели, то есть обладать лидерскими качествами. В связи с этим демократические преобразования в обществе на первое место выносят индивидуальность и неординарность личности человека и его умение взаимодействовать с этим миром на разных уровнях - от исполнительского до творческого, созидательного. В связи с этим, в требованиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования прописано, что «выпускник начальной школы - выпускник готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом». Благодаря этому в младшем школьном возрасте от учащихся требуют быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.
Первоначальная ступень образования способствуют развитию у учащихся лидерских качеств, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты, формированию целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма, которые необходимы для развития ребенка на следующих этапах получения образования
Таким образом, образовательная практика требует разработки и реализации психолого-педагогических средств, способствующих развитию лидерского потенциала обучающихся.
Все это может быть осуществлено посредством комплекса развивающих занятий, которые способствуют формированию лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп.М.: Аспект Пресс, 2006. 363 с.
2. Андриянченко Е.Г. Анализ методов изучения неформального лидерства в
отечественной социальной психологии // Вестник Университета (Государственный университет управления). М., 2012. № 10-1. С. 260-264.
3. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология. М., 2008. №10. С. 36-38.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 398 с.
6. Быстрова Н.В., Фомина К.Ю. Сформированность лидерских качеств у младших школьников: результаты опытно-экспериментальной работы // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». Прага, 2017. № 15. С. 46-49.
7. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера. // Воспитание школьников. М., 2006. №5. С. 23-25.
8. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 376 с.
9. Жданова М.Ю. Формирование лидерских качеств младших школьников средствами внеклассной работы // Студенческая наука XXI века. 2015. № 4 (7). Чебоксары С. 62-65.
10. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. М., 2007. № 2. С. 53-57.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2010.5 76 с.
12. Камбарова Ю.В. Модели лидерства и их влияние на эффективность на примере компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. М., 2014. № 3. С.91-92.
13. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики: учебное пособие. Екатеринбург, 2011. 43 с.
14. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2012. 157 с.
15. Кипнис М. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. М., 2009. 109 с.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - изд. 2-е, дополненное. Минск, 2008. 432 с.
17. Ларионов В.В. Лидерство в контроллинге персонала малых
предпринимательских организаций // Контроллинг на малых и средних
предприятиях: сб. научных трудов IV международного конгресса по
контроллингу. Прага-Москва, 2014. С. 176-181.
18. Логвинов И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар., 2014. № 97. С. 1343-1366.
19. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 23 с.
20. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. № 20. Пенза, 2010. С. 151-157.
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 8-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 456 с.
23. Нгуен З.Н., Куликова Т.И. Роль образовательной среды в формировании лидерских качеств младшего школьника (на примере российской и вьетнамской школы) // Международный студенческий научный вестник. Пенза, 2016. № 2. С. 166-170.
24. Никитина Э.К., Коваленко О.А. Исследовательская ситуация - одно из условий формирования лидерских качеств // Начальная школа. М., 2013. № 12. С. 42-46.
25. Новикова Н.А. Развитие лидерских качеств младшего школьника во внеурочной деятельности // Научные исследования: от теории к практике. Чебоксары, 2016. № 3 (9). С. 118-121.
26. Носова И.В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. М., 2004. №6. С. 69-71.
27. Петренко Е.Л. Воспитательная деятельность классного руководителя: учебное пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2013. 100 с.
28. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2009. 255 с.
29. Понаморева А.И., Слизкова Е.В. Игровая деятельность как средство
развития эмпатии у детей младшего школьного возраста // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2015 г.) / редкол.:
О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 95-97.
30. Реан А.А. Психология личности. М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. 288 с.
31. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2015. 459 с.
33. Таркова Л.Э., Коник О.Г. Особенности формирования лидерских качеств младших школьников во внеклассной работе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-2. С. 276-283.
34. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие. М.: Academia, 2005. 141 с.
35. Тополя Л.С., Савченко В.В. Влияние элементов модульного обучения на лидерские качества младшего школьника // Символ науки. Уфа, 2017. Т. 1. №
2.
С. 180-181.
36. Тягунова Е.А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и исследования. Новосиб., 2014. № 10. С. 122-131.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 268 с.
38. Филонович С.Р. Теория лидерства в менеджменте: история и перспектива // Российский журнал менеджмента. СПб., 2003. № 2. С. 3-24.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
40. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Психология мотивации. М. Воронеж, 2007.130 с.