Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статистический анализ внешней торговли Киргизской Республики

Работа №149379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

мировая экономика

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных за 2019-2023 год.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Внешняя торговля: сущность, принципы, механизмы 8
1.2. Методы, показатели и факторы анализа внешней торговли 20
1.3. История развития внешней торговли Киргизкой Республики 23
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 29
2.1. Оценка современного состояния внешней торговли Киргизской Республики 29
2.2. Государственное регулирование и проблемы реализации внешнеторговой политики Киргизской Республики 33
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ КИРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 44
3.1. Проблемы сопоставимости статистики внешней торговли в Киргизской Республике 44
3.2. Рекомендации по внешней торговле Киргизской Республики с третьими странами 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованных источников 61


Обретение самостоятельности Киргизской Республики обусловило необходимость формирования новой интеграционной политики во внешнеэкономической деятельности и построения системы внешней торговли, отвечающей реалиям и переменам времени. Проведение эффективной внешнеэкономической политики в стране было связано с решением задач налаживания отношений и связей с ближними соседями и выработкой механизмов взаимодействия с дальними партнерами. Итогом всех событий за эти годы в этой сфере стало полноправное членство республики в таких важнейших организациях, как СНГ, ВТО и ЕАЭС и др., которые явились факторами, влияющими на экономическое развитие.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что участие Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) создало новый формат взаимодействий с другими торговыми-участниками вне ЕАЭС.
Известно, что от состояния экономики государства зависит объем внешней торговли, а также структура экспорта и импорта товаров.
Поэтому анализ влияющих факторов на показатели внешней торговли республики чрезвычайно актуальный и имеет большое практическое значение при определении внешнеторговой политики.
На сегодняшний день хотелось бы отметить наличие специфических характерных особенностей развития внешней торговли Кыргызской Республики.
В настоящее время география торговых связей республики довольно обширна, так если в 2013 году Кыргызстан осуществлял товарооборот со 143 странами мира, то в 2023 году их количество уменьшилось на 4 единицы и составило – 139 .
Несмотря на широкий диапазон торговых связей республики с третьими странами, который не отражает действительной картины развития внешней торговли, основными партнерами в настоящее время являются лишь небольшое количество стран, среди которых наибольшую долю в общем товарообороте, занимают Китай (28,1%), Великобритания (9,6%), Турция (5,5%), Узбекистан (4,7%), США (1,8%), Германия (1,1%), Таджикистан (0,8%) и Швейцария (0,2%) .
В целом в структуру экспорта Кыргызстана входит 1078 товарных позиций видов отечественной продукции, из которых на 9 приходятся основные объемы поступающей валюты.
Высокая доля импортных поставок в страну создает неблагоприятную конкурентную среду для отечественных производителей и зависимость внутреннего рынка от внешних товаропроизводителей, кроме того влияет на колебания валютных курсов и ценообразование на внутреннем товарном рынке.
Такая ситуация приводит к угрозе социальной и экономической нестабильности населения республики.
Но необходимо отметить, что большинство из ввозимых потребительских товаров вполне может быть обеспечено собственным производством и наличием своих сырьевых ресурсов, не требующих сложных технологий и высокой квалификации трудовых ресурсов, при правильной импортозамещающей политике, содействия развитию малого и среднего бизнеса.
Так для Кыргызской Республики на сегодняшний день, на наш взгляд, одним из альтернативных рынков для расширения экспорта является рынок Китая, который является крупнейшим поставщиком импорта в республику.
Следует отметить, что в последние годы КНР, несмотря на торговые войны с США и кризисные явления мировой экономики, сохраняет лидирующие позиции в международной торговле как экспортер, так и импортер.
Зависимость Китая от импорта можно объяснить возрастающей потребностью в энергоносителях и в сырьевой продукции в связи с ростом объемов поставок на мировой рынок готовой продукции.
С этой позиции для Кыргызстана должен представлять интерес сельскохозяйственный рынок этой страны, который представлен продукцией как собственного производства, так и импортом основных видов продукций, таких как кукуруза, соевые бобы, пшеница, рис, хлопок, сухое молоко, грецкие орехи, говядина, свинина и курятина и т.д.
Потенциал китайского животноводческого рынка огромен, и экспорт в Китай интересен тем, что эта огромная страна, потребляющая невероятное количество ресурсов с постоянной тенденцией роста производства готовой продукции, но не имеющая возможности самостоятельно обеспечить себя всем необходимым.
В настоящее время Кыргызстан в очень незначительных объемах экспортирует в Китай - шкуры, шерсть, кожу, мед натуральный, сухофрукты, нефть и нефтепродукты, телефонные аппараты для сотовых сетей связи, автомобили и т.д.
Важно отметить, что решение задач для расширения экспорта Кыргызской Республики в КНР связано с проблемами технического регулирования. При этом китайский рынок активно защищается всевозможными техническими мерами и защитными инструментами в рамках правил международной торговли ВТО, что должно являться хорошим примером для нашей республики в отношении защиты собственного рынка.
Проблемы технического регулирования для Кыргызстана на протяжении многих уже лет остаются огромным препятствием выхода отечественной продукции на внешний рынок. Данные проблемы не дают возможность в полной мере использовать все преимущества, которые могут быть использованы нашей страной для доступа на рынок стран, предоставляющих режим наибольшего благоприятствования и системы преференций.
Торговые отношения со странами ЕС на сегодняшний день отличаются предоставлением дополнительных тарифных преференций для экспорта кыргызских товаров в страны данного союза.
Целью исследования является проведение статистического анализа внешней торговли Киргизской Республики (далее – КР).
Объектом исследования является внешняя торговля КР, а предметом анализ внешней торговли КР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать сущность принципы и механизмы внешней торговли;
– рассмотреть методы, показатели и факторы анализа внешней торговли;
– изучить историю развития внешней торговли Киргизкой Республики;
– дать оценку современного состояния внешней торговли Киргизской Республики
– провести анализ развития внешней торговли Киргизской Республики в рамках ЕАЭС;
– проанализировать государственное регулирование и проблемы реализации внешнеторговой политики Киргизской Республики;
– выявить проблемы сопоставимости статистики внешней торговли в Киргизской Республике;
– дать рекомендации по внешней торговле Киргизской Республики с третьими странами.
Методологическую основу исследования составляют различные методы научного исследования. В числе общенаучных методов были применены сравнительный анализ, обобщение и синтез данных. Кроме того, частнонаучные методы исследования — методы количественного исследования, в частности анализ статистических данных и прогнозирования будущего состояния, политикоописательный метод, анализ источников.
В работе требуется использование разнообразных источников для решения задач, что предполагает комплексный подход. Эти источники можно классифицировать на несколько групп.
Первая часть содержит международно-правовые акты и нормативные документы, точнее указы Президента Кыргызской Республики, принятые законы, договоры и соглашения, заключенные в рамках ЕАЭС.
Во-вторых, использовались статистические источники, в числе которых следует отметить "Trade Map", разработанный Центром Международной Торговли ЮНКТАД/ВТО. Этот ресурс предоставляет информацию о различных экономических показателях в удобном и интерактивном формате, представляя данные в виде таблиц, диаграмм и карт.
Также проанализированы статистические данные и отчеты, включая данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики и информация, доступная на официальных веб-сайтах и ресурсах в сфере таможенного дела.
Если рассматривать литературу, стоит отметить, что доступны всего лишь ограниченное количество работ, напрямую посвященных данной теме. Большая часть литературы, изученной мной, имеет косвенное отношение к исследуемой теме. Это включает статьи, доклады и монографии различных экспертов, исследователей и ученых.
В последнее время наблюдается увеличение числа научных исследований, посвященных развитию интеграционных процессов и экономической безопасности национальных экономик, особенно в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако проблема обеспечения экономической безопасности региональных интеграционных объединений не получил такого широкого освещения. Она находит отражение в трудах Такаши Ямано, Хэл Хилл, Эдимон Гинтинг и Джиндра Самсон, Н.А. Кудровой, П.В. Эсауленкой, Бекова Т. Н, Жамаловой С., Ларионова К., Ниязалиев К.С., Таалайбековой К, Алымбекова И, А.А. Скоморощенко, Асановой А.А, Дооранова А.П и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования и полученных научных результатов были сформулированы следующие выводы:
1. Исследование теоретической базы показало, что мировая экономика предполагает наличие системы международных экономических отношений, в которых значительное место занимают международная торговля и внешнеторговые отношения. Внешнеторговые отношения можно представить, как систему устойчивых международных торговых связей или отношений между производителем (отдельным субъектом) и иностранным потребителем в лице отдельного субъекта или международная торговля товарами и услугами в системе торговых отношений между странами
2. Было уточнено, что международная торговля прямо или косвенно затрагивает интересы всех стран и всех групп населения, но страны могут получить как большие возможности от развития внешней торговли, так и получить от этого потери. Преимущества конкурентного мирового рынка трудно отрицать, но в тоже время использование различных инструментов и методов регулирования внешней торговли позволяют повысить абсолютные и сравнительные преимущества страны на мировом рынке и устранить негативные факторы, оказывающие влияние на развитие внешней торговли.
3. Изучение состоявшейся глобализации в экономике показало, что, страны создают интеграционные объединения, которые обеспечивают всем странам союза свободную взаимную и внешнюю торговлю и единые тарифы, свободу, а также единую согласованную экономическую политику. Необходимыми предпосылками для создания различных группировок выступают выравнивание условий экономического развития интегрирующихся стран; преодоление различий и противоречий в национальных экономических законодательствах; четкая координация деятельности национальных экономических структур, снятие различных ограничений во внешней торговле.
4. Проведенный анализ показал, что Кыргызская Республика ввиду своего геополитического положения всегда будет представлять интерес не только для соседствующих стран, где торговые и политические отношения складывались на протяжении веков, но и для крупных стран. Вхождение в Евразийский союз имеет важнейшее значение для экономического развития Кыргызской Республики, тем самым еще больше укрепляя связи Кыргызстана и России на площадке ЕАЭС.
5. Установлено, что важнейшие факторы, как уменьшение торговых барьеров внутри ЕАЭС, и другие факторы экономической безопасности будут определять будущую направленность общего товарооборота. В товарной структуре экспорта остаются: золото, цемент, предметы одежды и одежные принадлежности, овощи и фрукты и др. Наблюдается некоторое сокращение объемов производства золота на предприятиях по разработке месторождения Кумтор, доля которых в структуре экспорта составляет почти 30 %.
Принимаемые меры по улучшению благосостояния населения, увеличению размера доходов населения, а также прогнозируемое увеличение объемов импорта и умеренный рост денежных переводов позволят увеличить потребление.
6. Было выявлено, что в условиях пандемии COVID-19 увеличились проблемы реализации внешнеторговой политики и поэтому важность эффективных торговых процессов стала очевидной, как средство обеспечения быстрого и безопасного перемещения товаров, в том числе доставки жизненно важных лекарств и продуктов питания людям, а также снижения экономических последствий кризиса. Наличие определенных проблем в Кыргызской Республики по реализации внешнеторговой политики можно решить при помощи совершенствования нормативно-правовой базы во внешнеторговой деятельности и эффективного использования международных инструментов и мер упрощения торговли.
Ожидалось, что, участие государств–членов в интеграционных процессах осуществляется в том числе в целях либерализации доступа их продукции на мировые рынки, а также улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. Установлено, что в программных документах Кыргызской Республики приоритетными являются легкая и обрабатывающая промышленность. Так, Постановлением Правительства КР принята программа по наращиванию экспортного потенциала легкой и обрабатывающей промышленности, что приведет к диверсификации экономики страны и наращиванию объемов экспорта. Уже наблюдаются определенные изменения в увеличении продукции легкой промышленности Кыргызстана на рынки стран ЕАЭС.



1. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 11 апреля 2017 года) (редакция, действующая с 12 августа 2017 года) // СПС «Консультант Плюс»
2. Закон Кыргызской Республики от 8.08.2023 года № 169 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // https://cbd.minjust.gov.kg/112653/edition/1272956/ru
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. №210 «Методология ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс»
4. Всемирная торговая организация // URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/tradfa_e/tradfa_introduction_e.htm
5. Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.customs.kg
6. Государственная налоговая служба Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.sti.gov.kg
7. Дашкевич, Е. А., Малашевич Д. Г. Международные экономические отношения «Менеджмент международный». Минск: БГТУ, 2021
8. Динамика мировой экономики и торговли в 2023 году [Электронный ресурс]. // Режим доступа:https://gmk.center/posts/kakoj-budet-dinamika-mirovoj- ekonomiki-v-2023-godu/
9. Зеркальная таможенная статистика Кыргызской Республики (Аналитическое исследование). Бишкек, 2023. 82 с.
10. Казрилян А.Е. Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриляна. 2-е изд. Доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2022. 1088 с
11. Кудрова Н.А., Эсауленко П.В. Влияние мер таможенного регулирования на бизнес в Республике Кыргызстан // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniemer-tamozhennogo-regulirovaniya-na-biznes-v-respublike-kyrgyzstan
12. Кыргыз Республикасынын Улуттук статистика комитети // URL: https://www.stat.kg/
13. Мантусов В.Б., Тебекин А.В. Совершенствование методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации // Вестник российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 25-31.
14. Международная торговля [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/242199/3/Приложение%20 23.%23Презентация%23лекции_Международная%23торговля_.p df
15. Платонова И.Н. Международные экономические отношения в глобальной экономике/И.Н. Платонова [и др.]; под общ. ред.И.Н. Платоновой.М.:Из-во Юрайт, 2021. 120 с.
16. Сельцовский, В.Л. Вопросы совершенствования товарной структуры российского импорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2021 № 3. С.73-80.
17. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Издательство Юрайт, 2020. С. 19.
18. Transparency International. Corruption perceptions index 2024. https://www.transparency.org/cpi2019?/news/feature/cpi-2024
19. The World bank. Doing business, 2024. // URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ