Введение 3
Глава1 Научно-педагогические основы ловкости 7
1.1 Характеристика понятия «ловкость» 7
1.2 Классификация ловкости 12
1.3 Средства и методы развития ловкости 14
1.4 Анатомо-физиологические особенности развития детей 31
младшего школьного возраста
Глава2. Методы и организация воспитания ловкости 45
2.1 Методы исследования 45
2.2 Организация исследования 45
Глава 3. Теоретическое и экспериментальное обоснование 47
эффективности применения комплексов упражнений на развитие 49
ловкости у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
3.1 Разработка комплекса упражнений на развитие ловкости
3.2 Экспериментальная оценка эффективности разработанных 49
комплексов 52
Выводы
Практические рекомендации 55
Список используемой литературы 56
Приложения 57
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость». [34 C. 55]
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость. По мнению Н. А. Бернштейна (советского психофизиолога и физиолога, создателя нового направления исследований — физиологии активности). Ловкость это способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.[34 С.76]
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями». [22 C. 98]
Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности детей 8-9 лет, а также опираясь на исследования Л.П. Матвеева (Специалиста в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта) можно предположить, что в развитии ловкости занимает главенствующее место центральная нервная система.[17С36] Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). [12 C.64] Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня. Как писал Н.А. Бернштей (советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности), «она -концентрат жизненного опыта по части движений и действий» [6 C.38 ]. По мнению ряда авторов «по теории и методики физического воспитания» , ловкость повышается с годами и удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств.
П.Ф. Лесгафт (создатель научной системы физического воспитания) отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью. Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.[12 C.124] Этот возраст благоприятен для развития координационных способностей. Естественный рост координационных способностей с 7 до 10 лет составляет у девочек 28,6 - 92,3 % (в среднем 62,5 %), у мальчиков 22,5 - 80,0 % (в среднем 56,2 %). Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрастном периоде, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.
Поэтому совершенствование координационных способностей в младшем школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.[11 C.56]
Проблема исследования: выявление эффективных средств развития ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Объектом исследования является развитие ловкости у детей младшего возраста на уроках физической культуры.
Предметом исследования является разработанный нами экспериментальный комплекс упражнений направленный на развитие ловкости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Цель- разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физической культуры.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений на развитие ловкости и методику его применения на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать методы развития выносливости у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования сводится к предположению о том, что разработанный нами комплекс упражнений на совершенствование ловкости, будет способствовать повышению изучаемого качества у детей школьного возраста.
Практическая значимость- заключается в разработанном экспериментальном обосновании методики совершенствовании ловкости на уроках физической культуры. Разработанная методика может быть применена в разделах школьной программы.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение научно- методической литературы.
2. Метод экспертных оценок.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Изучение методик по воспитанию ловкости показало, что основными средствами развития являются упражнения с разным движением рук, упражнения с малым мячом, упражнения с препятствиями и с партнером, метание в мишень, упражнения для всего тела со скакалкой, а так же упражнения с отягощениями.
2. В практике была выявлена эффективность метода круговой тренировки.
3. Использованные мною средства и методика благотворно повлияли на развитие координационных способностей (ловкости), общий прирост развития ловкости составил 17,12%.
4. Данные средства и методика могут применяться, как для группы начальной подготовки в ДЮСШ, так и для детей средней образовательной школы.
1. Алипов Д.А. Влияние среднегорья Тянь-Шаня на развитие качеств силы и быстроты у спортсменов. «ТиП ФК», 2010, № 5. - 34с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г. - 235с.
3. Блинов Н.Г., Игишева JI.H., Практикум по психофизиологической диагностике. -М.: Физкультура и спорт, 2000 г. -200с.
4. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7-16 лет. - Дис.... канд. пед. неук. - М., 2008г.-200с..
5. Булкин В.А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания. - Дис. канд.пед.наук. - М., 2009г.-34с.
6. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. «Теория и практика физической культуры», 2009г, № 4.- 46 с.
7. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 2009г.- 124с.
8. Волков, Л.В. физические способности детей и подростков/ Л.В.Волков. - Киев: Здоров, я, 1981.- 118с.
9. Гелецкий В.М.. Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий, Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2004. - 112 с.
10. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.
11. Григорьев О.А . Для развития координационных способностей №6, 2001г., с. 46, Физическая культура в школе.
12. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М., «Физкультура и здоровье», 2005г.- 165с.
13. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2006 г. - 186с.
14. Гуревич А.И. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Выш.школа, 2011.- 256с.ил.
15. Гусева И.А. Исследование взаимосвязи быстроты и точности уколов у фехтовальщиков. «ТиП ФК», 2007, № 3.- 145с.
16. Денисюк JI.O. О методике развитие двигательных качеств у детей школьного возраста // Материалы IV науч. конф. по физ. воспитании подростков.-М., 2009.-С. 28-29.
17. Донской Д.Д. Движения спортсмена. ФиС, 1965.
18. Донской, Д.Д. проблема теории спортивной техники/Д. Д. Донской// Теория и практика физической культуры. - 2010.- С. 4-6.
19. Еремин Ю. Прыгать... быстро! «Легкая атлетика», 2009г, № 12.¬89 с.
20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М., «Физкультура и спорт», 2008г.-47с
21. Козырева О.В. Разно-вариативные игры для детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста : теория и практика : сб. науч. тр; Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2002. - вып. 2. - С. 60-69.
22. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 146с.
23. Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития. «Теория и практика физической культуры», 2006, № 4. -58с.
24. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 2011, № 7, с. 8-11.
25. Лях В.И. Развивая координационные способности 2008 г., Физическая культура в школе
26. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М. : Физкультура и спорт, 20 11 г. -204с.
27. Лях В.И. Физическая культура в школе. «Совершенствование специфических координационных способностей », 2001, № 2
28. Лях, В.И. тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя/ В.И.Лях.- М.:АСТ, 2009.- 271с.
29. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2012 г. -165с.
30. Матвеев А.П., Мельников С.Б. методика физического воспитания с основами теории: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2011. -191с. ил
31 . Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 2010г. -37с.
32 . Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры . - М.: Физкультура и спорт, 2011 г. - 211с.
33. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: Учебник для завершающего уровня высш. физкульт. образование.- М.: Б.И.. 2008.- 304с.
34. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры ( общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессионально¬прикладных форм физической культуры): Учеб. Для ин-ов физ. культ. -М.: Физкультура и спорт, 2009.-543с.
35. Н.Г.Безматерных Начальная двигательная подготовка в спортивной акробатике/ Н.Г. Безматерных, Г.П. Безматерных, Г.Н.Пшеничникова.- Омск: Изд-во СибГУФК, 2009.- 132с.
36. Семёнова Татьяна Анатольевна. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.07 Москва, 2007 272 с. РГБ ОД, 61:07-13/1537
37. Смоленцева, В.Н. возрастная физиология: учеб. пособие / В.Н. Смоленцева, В.В. Вернер. - Омск: Изд- во СибГАФК, 2000.¬39с
38. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2008 г. -105с.
39. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. Ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464с.
40. Харре Л. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2013 г. - 107с.
41. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 348с.
42. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 348с.
43. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. К.: Наукова , 2008г. - 23 с.