Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
|
Введение 3
Глава1 Научно-педагогические основы ловкости 7
1.1 Характеристика понятия «ловкость» 7
1.2 Классификация ловкости 12
1.3 Средства и методы развития ловкости 14
1.4 Анатомо-физиологические особенности развития детей 31
младшего школьного возраста
Глава2. Методы и организация воспитания ловкости 45
2.1 Методы исследования 45
2.2 Организация исследования 45
Глава 3. Теоретическое и экспериментальное обоснование 47
эффективности применения комплексов упражнений на развитие 49
ловкости у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
3.1 Разработка комплекса упражнений на развитие ловкости
3.2 Экспериментальная оценка эффективности разработанных 49
комплексов 52
Выводы
Практические рекомендации 55
Список используемой литературы 56
Приложения 57
Глава1 Научно-педагогические основы ловкости 7
1.1 Характеристика понятия «ловкость» 7
1.2 Классификация ловкости 12
1.3 Средства и методы развития ловкости 14
1.4 Анатомо-физиологические особенности развития детей 31
младшего школьного возраста
Глава2. Методы и организация воспитания ловкости 45
2.1 Методы исследования 45
2.2 Организация исследования 45
Глава 3. Теоретическое и экспериментальное обоснование 47
эффективности применения комплексов упражнений на развитие 49
ловкости у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
3.1 Разработка комплекса упражнений на развитие ловкости
3.2 Экспериментальная оценка эффективности разработанных 49
комплексов 52
Выводы
Практические рекомендации 55
Список используемой литературы 56
Приложения 57
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость». [34 C. 55]
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость. По мнению Н. А. Бернштейна (советского психофизиолога и физиолога, создателя нового направления исследований — физиологии активности). Ловкость это способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.[34 С.76]
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями». [22 C. 98]
Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности детей 8-9 лет, а также опираясь на исследования Л.П. Матвеева (Специалиста в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта) можно предположить, что в развитии ловкости занимает главенствующее место центральная нервная система.[17С36] Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). [12 C.64] Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня. Как писал Н.А. Бернштей (советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности), «она -концентрат жизненного опыта по части движений и действий» [6 C.38 ]. По мнению ряда авторов «по теории и методики физического воспитания» , ловкость повышается с годами и удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств.
П.Ф. Лесгафт (создатель научной системы физического воспитания) отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью. Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.[12 C.124] Этот возраст благоприятен для развития координационных способностей. Естественный рост координационных способностей с 7 до 10 лет составляет у девочек 28,6 - 92,3 % (в среднем 62,5 %), у мальчиков 22,5 - 80,0 % (в среднем 56,2 %). Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрастном периоде, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.
Поэтому совершенствование координационных способностей в младшем школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.[11 C.56]
Проблема исследования: выявление эффективных средств развития ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Объектом исследования является развитие ловкости у детей младшего возраста на уроках физической культуры.
Предметом исследования является разработанный нами экспериментальный комплекс упражнений направленный на развитие ловкости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Цель- разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физической культуры.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений на развитие ловкости и методику его применения на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать методы развития выносливости у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования сводится к предположению о том, что разработанный нами комплекс упражнений на совершенствование ловкости, будет способствовать повышению изучаемого качества у детей школьного возраста.
Практическая значимость- заключается в разработанном экспериментальном обосновании методики совершенствовании ловкости на уроках физической культуры. Разработанная методика может быть применена в разделах школьной программы.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение научно- методической литературы.
2. Метод экспертных оценок.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость. По мнению Н. А. Бернштейна (советского психофизиолога и физиолога, создателя нового направления исследований — физиологии активности). Ловкость это способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.[34 С.76]
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями». [22 C. 98]
Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности детей 8-9 лет, а также опираясь на исследования Л.П. Матвеева (Специалиста в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта) можно предположить, что в развитии ловкости занимает главенствующее место центральная нервная система.[17С36] Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). [12 C.64] Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня. Как писал Н.А. Бернштей (советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности), «она -концентрат жизненного опыта по части движений и действий» [6 C.38 ]. По мнению ряда авторов «по теории и методики физического воспитания» , ловкость повышается с годами и удерживается у человека дольше всех других его психофизических качеств.
П.Ф. Лесгафт (создатель научной системы физического воспитания) отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью. Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.[12 C.124] Этот возраст благоприятен для развития координационных способностей. Естественный рост координационных способностей с 7 до 10 лет составляет у девочек 28,6 - 92,3 % (в среднем 62,5 %), у мальчиков 22,5 - 80,0 % (в среднем 56,2 %). Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрастном периоде, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.
Поэтому совершенствование координационных способностей в младшем школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.[11 C.56]
Проблема исследования: выявление эффективных средств развития ловкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Объектом исследования является развитие ловкости у детей младшего возраста на уроках физической культуры.
Предметом исследования является разработанный нами экспериментальный комплекс упражнений направленный на развитие ловкости у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Цель- разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физической культуры.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений на развитие ловкости и методику его применения на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать методы развития выносливости у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования сводится к предположению о том, что разработанный нами комплекс упражнений на совершенствование ловкости, будет способствовать повышению изучаемого качества у детей школьного возраста.
Практическая значимость- заключается в разработанном экспериментальном обосновании методики совершенствовании ловкости на уроках физической культуры. Разработанная методика может быть применена в разделах школьной программы.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение научно- методической литературы.
2. Метод экспертных оценок.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
1. Изучение методик по воспитанию ловкости показало, что основными средствами развития являются упражнения с разным движением рук, упражнения с малым мячом, упражнения с препятствиями и с партнером, метание в мишень, упражнения для всего тела со скакалкой, а так же упражнения с отягощениями.
2. В практике была выявлена эффективность метода круговой тренировки.
3. Использованные мною средства и методика благотворно повлияли на развитие координационных способностей (ловкости), общий прирост развития ловкости составил 17,12%.
4. Данные средства и методика могут применяться, как для группы начальной подготовки в ДЮСШ, так и для детей средней образовательной школы.
2. В практике была выявлена эффективность метода круговой тренировки.
3. Использованные мною средства и методика благотворно повлияли на развитие координационных способностей (ловкости), общий прирост развития ловкости составил 17,12%.
4. Данные средства и методика могут применяться, как для группы начальной подготовки в ДЮСШ, так и для детей средней образовательной школы.
Подобные работы
- Методика использования игрового метода на уроках физической культуры у детей 9-10 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ
ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Развитие скоростных качеств у обучающихся младших классов на уроках физической культуры (на примере школьников 1ых классов)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2024 - Использование командных подвижных игр для развития координационных
способностей у обучающихся младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Развитие ловкости у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках физкультуры с гимнастической направленностью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020



