Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2» (г. Москва). Выборка: 20 испытуемых, средний возраст 6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Содержание понятий «письмо» и «письменная речь» в психолого-педагогической науке 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Психолого-педагогические условия подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста: обзор подходов 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования графомоторных навыков и мелкой моторики у детей дошкольного возраста 40
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
3.1 Система мероприятий по созданию психолого-педагогических условий подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста 48
3.2. Рекомендации для педагогов и родителей по подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста 48
3.3. Анализ результатов формирующего воздействия 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Актуальность темы исследования. Приоритетной задачей базового образования является обучение детей навыкам письма, которое участвует в процессе обслуживания учебной деятельности. При этом навык письма приравнивается к навыкам, развиваемых у детей еще до поступления в начальную школу: счета и чтения. Поэтому в основные задачи начальной школы входит сразу две основные задачи. Первая из них – это обучение детей красивому, грамотному и быстрому письму, а вторая – помощь детям в освоении графической языковой системы, которая, в свою очередь, позволяет им переводить звуки в буквы.
Исходя из действующих образовательных реалий известно, что имеющиеся в распоряжении современных учителей методики обучения письму не могут обеспечить необходимые результаты. Большая часть сложностей у детей в начальной школе (до 90%) связана с выработкой навыка письма, из которых порядка 30 % трудностей при выработке этого навыка останутся с ними на всю жизнь.
Современные педагоги и психологи относят навык выработки письма к одной из наиболее сложных форм речевой деятельности. При этом происходит трансформация устной речи детей в графическую с последующей ее фиксацией за счет начертания буквенных символов. В данном процессе на прямую задействованы мышцы тела, кора головного мозга, речедвигательные органы и органы слуха. При этом ключевое отличие письма от чтения заключается как раз в наличии работы мышц тела.
Нарушения данного навыка существенно снижают успешность усвоения образовательной программы в начальной школе. Именно по этой причине вопрос о наиболее раннем выявлении нарушений письма и их последующей корректировке у дошкольников на сегодняшний день является наиболее актуальным. В исследованиях по этому вопросу неоднократно отмечалось, что письмо оказывает влияние на формирование личности, стимулирует психологическое развитие детей и помогает им освоить общеобразовательную подготовку.
Проблема подготовки руки к письму у детей имеет актуальность в современной школе. Отставание в развитии двигательной сферы и мелкой моторики у детей создает трудности в процессе обучения. Слабо развитые мышцы пальцев рук, нарушенная зрительно-моторная координация и память могут привести к трудностям в письме.
Цель исследования: изучить уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом; разработать и апробировать систему мероприятий по созданию психолого-педагогических условий подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста, оценить ее эффективность.
Объект исследования: подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста, их изучение и создание.
Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволил сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что целенаправленная психолого-педагогическая работа, в основу которой положена система мероприятий по созданию психолого-педагогических условий подготовки руки к письму, способствует повышению уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы по проблеме психолого-педагогических условий подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста.
2. В ходе эмпирического исследования изучить графомоторные навыки и мелкую моторику у детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему мероприятий по созданию психолого-педагогических условий подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста и рекомендации для педагогов и родителей по подготовки руки к письму, апробировать и оценить их эффективность.
Методологическая основа исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии.
Мы опирались на:
‒ принцип детерминизма;
‒ принцип единства личности, сознания и деятельности;
‒ принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека;
‒ принцип развития психики;
‒ положение о системном подходе и анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина);
‒ положения о готовности к овладению навыками письменной-речевой деятельности дошкольников с речевой патологией (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, И.Н. Садовникова и другие);
‒ теория уровневой организации движений (Н.А. Бернштейн);
‒ положение о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (Е.Н. Винарская, Л.А. Данилова, М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина);
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 2»., г. Москва. Психолого-педагогическим обследованием было охвачено 20 испытуемых, средний возраст испытуемых составил 6 лет.
Методы и методики исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, исследование и обобщение педагогического опыта, метод изучения педагогической документации, анализ продуктов деятельности, наблюдение, моделирование, тестирование, эксперимент. Ди¬агностика графо моторных навыков осуществлялась с помощью следующих методик:
1. Определение ведущей руки (Применялась методика М. Озьяс).
2. Определение уровня развития мелкой моторики рук (Использовались методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич).
3. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А. Павловой).
4. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Переработанная М.М. Безруких тестовая методика M. Frosig).
5. Определение развития графического навыка. (По критериям предложенным Н.В. Нижегородцевой).
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, применением надежных и апробированных в отечественной и зарубежной психологии методик, содержательным анализом полученных данных, использованием различных статистических методов обработки данных, включающих критерий Вилкоксона.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: обобщены результаты исследований по проблеме подготовки руки к письму и предложена программа способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом; полученные в исследовании данные уточняют теоретические представления о подготовке руки к письму у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для изучения и развития подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы составляет 83 страницы.
Изучение теоретических аспектов подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста позволило сделать вывод. Поведение детей дошкольного возраста находятся в стадии перестройки, которая обусловлена новообразованиями в их психике и сознании. В этом возрасте происходит формирование внутренней регуляции поведения и развитие навыков взаимопомощи и сотрудничества. Однако, недостаточная подготовленность руки к письму может создать трудности в адаптации ребенка к школе, поэтому важно проводить диагностику и разработку комплекса упражнений для развития графо-моторных навыков.
В процессе формирования графомоторных навыков у старших дошкольников необходимым является учет данных нейропсихологии. Овладение данным навыком в направлении от нижележащих уровней и с использованием помощи в овладении поэлементным действием способно сделать процесс его формирования для ребенка комфортным и учитывающим его психофизиологию. Аналогичный подход может быть применен к исправлению ошибок в процессе формирования графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте, а также к формированию исследуемого навыка у леворуких детей.
При этом специалисту важно обратить внимание не только на формирование, собственно, графомоторного навыка, но и на профилактику возможных ошибок, которые часто возникают у леворуких детей. Наиболее частотными при этом являются смешения зрительно схожих букв, а потому важно на этапе подготовки с особым вниманием отнестись к процессам зрительного гнозиса и зрительно-моторной координации. Особенное внимание при этом необходимо уделить индивидуализации процесса обучения, учитывающую специфическую организацию мыслительной деятельности старшего дошкольника, а также особенности его мотивационной и волевой сфер.
Целью исследования было выявление уровня графомоторных навыков и мелкой моторики у обучающихся старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 обучающихся старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). Была сформирована программа диагностического исследования на основе определения следующих критериев: определение ведущей руки, уровня развития мелкой моторики рук, уровня развития пространственных представлений, выявление трудностей зрительного восприятия; развитие графического навыка.
В результате констатирующего этапа исследования было выявлено. Большая часть обучающихся в группе праворукие, вместе с тем есть двое детей, у которых ведущая рука левая.
Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики рук (11 человек) продемонстрировали хорошо развитые навыки работы с кистью и карандашом, а также справляются с манипуляцией предметами; дети среднего уровня развития (7 человек) имеют некоторые навыки, но им требуется больше времени и практики для совершенствования их; дети с низким уровнем развития (2 человека) испытывают значительные трудности и нуждаются в дополнительной поддержке и обучении.
Исходя из результатов определения уровня развития пространственных представлений по материалам Т.А. Павловой, можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеют высокий уровень пространственных представлений, в то время как некоторые испытуемые находятся на среднем уровне. Исходя из проведенного определения развития графического навыка, можно сделать вывод, что в данной группе испытуемых уровень развития графического навыка варьируется от «средний» до «высокий».
Констатирующий этап исследования показал, преимущественно средний уровень развития графомоторных навыков и мелкой моторики, что указывает на необходимость в проведении работ по подготовке руки к письму.
Формирующий этап исследования был направлен на развитие мелкой моторики рук и подготовку детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом. Главные задачи этого этапа включают формирование силы, точности и гибкости движений, развитие зрительно-моторной координации и пространственного восприятия, знакомство с основными графическими элементами письменных букв и развитие навыков конструирования.
Исследования и анализ методической литературы позволили выделить основные направления формирующей работы по развитию графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Групповая работа была направлена на развитие координации движений, мелкой моторики, мускульной памяти и тактильных ощущений, а также формирование пространственной ориентировки на листе бумаги. Затем детей ознакомляли с листами в клетку и линейку, проводили работу на них, включая выполнение рисунков по клеточкам и по рисунку-образцу с использованием математического диктанта.
Формирующий этап включал в себя различные задания и упражнения направленные на развитие моторики рук, восприятия цвета и формы, а также тренировку глаз. Каждая часть этапа имеет свою тематику: осень, дождик, глазам нужен отдых, елка, кошка, цветок и др. Кроме того, использование различных методик, таких как рисование точек, линий, упражнения с трафаретами и графические диктанты, способствует развитию художественных навыков и креативности у детей.
Целью контрольного этапа эксперимента было исследование эффективности проведенной работы по подготовке руки к письму. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что проведенная работа по развитию зрительного восприятия у детей показала некоторые положительные результаты. Большинство детей имеют средний уровень восприятия, однако был выявлен и один ребенок с высоким уровнем восприятия. Трудности в зрительном восприятии возникли в областях зрительно-моторной координации, фигуро-фонового различения, постоянства очертаний, положения в пространстве и пространственных отношений.
В результате исследования был сделан вывод о том, что, педагогические условия подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста должны быть направлены на комплексное развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, памяти, внимания, зрительного восприятия, представлений о пространственных признаках и отношениях, а также на формирование графических навыков.
Важно использовать разнообразные игры, упражнения и методические рекомендации, которые учитывают особенности возраста и индивидуальные особенности развития детей. Специальное внимание следует уделить подготовке леворуких детей, организуя специфические методы и упражнения для развития графического навыка и техники письма.
В результате исследования можем сделать вывод о том, что гипотеза исследования о том, что целенаправленная психолого-педагогическая работа, в основу которой положена система мероприятий по созданию психолого-педагогических условий подготовки руки к письму, способствует повышению уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом, доказана, цель достигнута, а задачи решены.
В то же время оно поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. Перспективы исследования, какие новые задачи и аспекты рассматриваемой проблемы могут стать предметом дальнейшего исследования:
1. Разработка специализированной программы для развития зрительно-моторной координации, фигуро-фонового различения, постоянства очертаний, восприятия положения в пространстве и пространственных отношений, так как именно в данных областях были выявлены наибольшие трудности у детей.
2. Изучение эффективности различных методик и подходов для подготовки к письму леворуких детей, а также разработка специальных упражнений и рекомендаций для данной категории детей.
4. Исследование взаимосвязи между уровнем развития графомоторных навыков у дошкольников и успешностью овладения навыком письма в начальной школе.
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов и ссузов / Г. С. Абрамова. - Изд. испр. и перераб. - Москва : Прометей, 2018. - 705 с.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М.: Изд-во Москов. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
3. Александрова, О.В. Играй и учись писать : [подготовка руки к письму. написание букв и цифр, развитие основных когнитивных функций. 4-6 лет : для старшего дошкольного возраста] / О. В. Александрова. - Москва : #эксмодетство, 2022. - 63 с.
4. Артемова, Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения правил в играх дидактического направления / Л. В. Артемова. - Москва : [б. и.], 1963. - 22 л.; 29 см.
5. Бадулина, О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. 6-7 лет : в трёх частях / О. И. Бадулина. - 3-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2021.
6. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику : [Учеб. пособие] / А. Н. Баранов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филол. фак. - 2. изд., испр. - Москва : УРСС, 2003. - 358 с.
7. Батурина, Л. А. Особенности устной и письменной речи : Учебное пособие для студентов нефилологического профиля / Л. А. Батурина ; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2023. – 56 с.
8. Безруких, М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.:Вентана-Граф, 2001. - 64 с.
9. Безруких, М.М. Обучение письму / М. М. Безруких. - Екатеринбург : РАМА, 2009. - 606 с.
10. Безруких, М.М. Пишу красиво и правильно: как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 239 с.
11. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Проф. Н. А. Бернштейн чл.-кор. Акад. мед. наук СССР. - [Москва] : Медгиз, 1947 (6-я тип. треста "Полиграфкнига"). - 255 с.
12. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность : [Сборник] / Н. А. Бернштейн; Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; Под ред. О. Г. Газенко; [Послесл. О. Г. Газенко, И. М. Фейгенберга, с. 463-479; АН СССР]. - Москва : Наука, 1990. - 494 с.
13. Власенко, В. С. Формирование графомоторных навыков как предпосылка функциональной грамотности детей 6-7 лет с речевыми нарушениями / В. С. Власенко // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Ялта, 25–27 мая 2023 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 72-75.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь : психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2001. – 366 с.
15. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] : Сборник статей / Л. С. Выготский. - Москва ; Ленинград : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935 (Л. : тип. «Печатный двор»). - Обл., 133 с.
16. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; Под ред. М. В. Гамезо. - Москва : Пед. о-во России, 2003 (РГУП Чебоксар. тип. ј 1). - 508 с.
17. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. – 350 с.
18. Годдард Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению: диагностический уровень развития от ИНФП и школьная коррекционная программа / пер. с англ. Н.О. Давыдовой. М.: Линка-Пресс, 2017. 96 с.
19. Давай вырезать! Вкусные задания : учимся работать с ножницами и резать бумагу : рабочая тетрадь с игровыми заданиями для развития мелкой моторики : [для старшего дошкольного возраста : для чтения взрослыми детям] / [пер. с англ. С. Вензель]. - 4-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, кат. 2020. - 39, 1 л.
20. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению [Текст]. - 2-е изд., перераб. - Москва : Учпедгиз, 1953. - 144 с.
21. Жукова, М.А. IQ. Годовой курс. 5-6 лет : [чтение, счет, логика, мелкая моторика : для детей старшего дошкольного возраста : +] / М. А. Жукова. - Москва : УМка, 2021. - 65 с.
22. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности : учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 318 с.
23. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : (Общение и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. - Минск : Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
24. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 380 с. – (Современный Учебник). – ISBN 5-9268-0412-4.
25. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей : (Диагностика, коррекция, предупреждение) : Учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Изд. дом «МиМ», 1997. - 283 с.
26. Кукушкина, О.И. Текстовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей. Помощь в трудных случаях [Текст] : методическое пособие / О. И. Кукушкина. - Москва : Дрофа, 2013. - 169 с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2008. - 383 с.
28. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 208 с.
29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 84 с.
30. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – 83 с.
31. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. - Москва : Academia, 2002. - 345 с.
32. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ. - Москва : Междунар. пед. акад., 1994. - 148 с.
33. Методическое пособие по формированию графомоторных и счетных навыков, связной речи у детей 5-6 лет (воспитанников старших и подготовительных групп) [Текст] : (в рамках опытно-экспериментальной работе по теме "Психолого-педагогическое сопровождение предшкольной ступени образования ГБДОУ") / Гос. бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ; авт.-сост.: Нафикова Е. В. [и др.]. - Санкт-Петербург : Гамма, 2016. – 193 с.
34. Пишем цифры. Буба : прописи : [для детей старшего дошкольного возраста : 0+] / [редактор-составитель Е. Сигал]. - Москва : УМка : СИМБАТ, cop. 2021. - [16] с.
35. Пономарева, А.В. Развиваем графомоторные навыки : для детей 3-4 лет : для старшего дошкольного возраста : 0+ / А. В. Пономарева. - Москва : #эксмодетство, 2020. - 80 с.
36. Прописи. Пишем курсивные буквы : подготовка руки к письму : с наклейками : [для детей старшего дошкольного возраста : 0+] / [редактор-составитель Ольга Кантур]. - Москва : СИМБАТ, 2021. - [16] с.
37. Прописи. Пишем слоги и слова : мульт : [для детей старшего дошкольного возраста : 0+] / [редактор-составитель Е. Сигал]. - Москва : УМка : Симбат, cop. 2021. - 16 с.
38. Прописи. Пишем слоги и слова : с наклейками : [для детей старшего дошкольного возраста : 0+] / [редактор-составитель О. Кантур]. - Москва : УМка : СИМБАТ, 2021. - 16 с.
39. Психодиагностика детей : [Для психологов, педагогов, студентов] / Сост. А. С. Галанов. - Москва : Творч. центр Сфера, 2002. – 122 с.
40. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Рыжова. - Москва : Творческий центр "Сфера" ; Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 159 с.
41. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2009. 250 с.
42. Синевич, О. Ю. Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Синевич, Т. Ю. Четверикова // Мать и дитя в Кузбассе. – 2015. – № 2(61). – С. 102-105.
43. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
44. Соболева, А.Е. Развиваем межполушарное взаимодействие : [формирование межполушарных связей, развитие интеллектуальных способностей, профилактика дислексии и акалькулии : для старшего дошкольного возраста : 0+] / А. E. Соболева. - Москва : Эксмо, 2021. - 55 с.
45. Соколова, А.А. Развитие графомоторных навыков : для старшего дошкольного возраста : [4-6 лет] / Александра Соколова. - Москва : Эксмо, #эксмодетство, 2023 (Нижний Новгород). - 48 с.
46. Соснина, Е. П. Введение в прикладную лингвистику : Учебное пособие по курсу «Основы теоретической и прикладной лингвистики» для студентов направления «Лингвистика» / Е. П. Соснина. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2012. – 110 с. – ISBN 978-5-9795-1018-7.
47. Утехина, К. М. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет: Опыт работы практ. педагога : [В 2 ч.] / Утехина К. М. - Б. м. : Б. и.,-. Ч. 1: Сборник упражнений. Ч. 1. - Б. м. : Б. и.,. – 43 с.
48. Учимся клеить пазлы-аппликации [Текст] : возраст 4-5-6 : рабочая тетрадь для детей, которые уже уверенно обращаются с ножницами и клеем, она поможет закрепить данные навыки и развить пространственное мышление и мелкую моторику рук : [для старшего дошкольного возраста] / [отв. ред. Анна Шахова ; пер. с англ. О. Шевцовой]. - 5-е изд. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 42 с.
49. Учимся раскрашивать : возраст 2, 3, 4 : [рабочая тетрадь для развития мелкой моторики : для старшего дошкольного возраста : для чтения взрослыми детям : 0+] / [перевод с английского А. Комаровой]. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 78 с.
50. Хрестоматия по курсу : «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» / Моск. гор. психолого-пед. ун-т ; Сост. И. В. Маврина. - Москва : МГППУ, 2004 (Издат. центр МГППУ). - 183 с.
51. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997. 256 с.
52. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения : Нарушение и восстановление : Учеб. пособие / Л. С. Цветкова. - Москва : Юристъ, 1997. - 255 с.
53. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К. Ф. Седова. Москва: Лабиринт, 2004. 330 с.
54. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - Москва : ИНТОР, 1998. - 110 с.