ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Содержание духовно-нравственного развития подростков 7
1.2. Процессы развития духовно-нравственного развития подростков 14
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕССКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ПОДРОСТКА В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 27
2.2 Результаты и анализ исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Библиографический список 47
Приложения 51
Приложение А 51
Приложение Б 52
Приложение В 58
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.
Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.
Духовно-нравственное развитие - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок. Духовнонравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще. Содержание духовнонравственного развития личности подростка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения является актуальной на протяжении всей истории общественного течения. Ключевым моментом в решении данной проблемы является привлечение учащихся к волонтерской деятельности, которая влияет на нравственное становление подростков, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению личности подростка.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие личности подростка.
Предмет исследования: психологические условия духовнонравственного развития подростков средствами волонтерской деятельности.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка процесса духовно-нравственного становления личности подростка в волонтерской деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности нравственного становления личности подростков в волонтерской деятельности.
2. Определить критерии, показатели, уровни нравственного становления подростков в условиях волонтерского движения.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить психологические условия, обеспечивающие эффективность нравственного становления личности подростков в условиях волонтерского движения.
Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс методов - психодиагностический метод наблюдение, тестирование, анкетирование. Психодиагностические профессиональные методики диагностики нравственной воспитанности: Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича и методика «Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся».
Статистические методы обработки результатов.
Практическая значимость работы: заключается в том что, результаты данного исследования будут способствовать улучшению взаимотношений между подростками, развитию личности подростка и его нравственного развития.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Целью нашего исследования являлось изучение духовнонравственного развития личности подростка средствами волонтерской деятельности.
Для ее достижения были определены следующие задачи
• Раскрыть особенности нравственного становления личности подростков в волонтерской деятельности.
• Определить критерии, показатели, уровни нравственного становления подростков в условиях волонтерского движения.
• изучить уровень духовно-нравственного развития старших подростков;
• определить психологические особенности подростков;
• провести диагностику нравственной воспитанности у подростков.
В ходе анализа, мы узнали, что в подростковом возрасте развиваются моральные и нравственные ценности, качества и взгляды человека. Изучению подросткового периода уделяют большое значение психологии, физиологи, педагоги.
Подростки отличаются в своем развитии, т.к. на них, кроме всего прочего, оказывают большое воздействие информационные технологии: социальные сети и т.п., что отрывает от реальной жизни.
Разрушаются традиционные нравственные ценности. Особенно действенно на внутренний мир подростка разрушение семейных ценностей.
Проведенное исследование для определения нравственного развития подростков. В нем принимали участие 30 учащихся в возрасте 10- 16 лет.
В начале подросткового возраста (10-11 лет) нравственное развитие личности только начинается и формируется, возможно, привитие некоторых качеств. В 14-16 лет - возможна только корректировка.
В младшем подростковом возрасте главным является общение и личные качества. С интеллектуальным ростом человека меняется и система ценностей, в старшем возрасте на все смотрят с практической точки зрения. Это связанно также с процессом самоопределения, профессиональной ориентацией личности.
Так же анализ данных методики Рокича показал различие ранжирования от гендерной принадлежности подростков.
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL: http://base.garant.ru/104232 (дата обращения: 24.10.2019).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
3. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1 С. 103-113.
4. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности // Дисс...канд. псих. наук. Кемерово, 2008. 84 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // М.: Психология, 1995. 348с.
6. Бодренкова Г.П. «Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы» // Волонтёр. Всероссийский научно-практический журнал. 2013. № 1-2. С. 48-59.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология // Учебное пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. 526 с.
8. Выготский Л. С. Педология подростка // М., 1929-1931. С. 163-167.
9. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности //: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 16 с.
10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России // Москва, 2009. 174 с.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология // Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. 264 с.
12. Дубченко Е., Кочинева А. Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики // Сборник материалов. Москва, 2010. 258 с.
13. Дьячек Т.П. Добровольчество: теория и практика // учебнометодическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля. Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. 93 с. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностнопрофессионального развития будущих специалистов по социальной работе // Дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. 228 с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития (Подростковый и юношеский возраст) // Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. Изд-во: НПО МОДЭК, 2003. 376 с.
15. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде // Беспризорник. 2007. №2. С. 20-23....38