АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ 6
1.1. Психологические особенности развития детей 6-7 лет 6
1.2. Понятие психологической готовности к школе в «психологопедагогической литературе» 12
1.3. Влияние внеурочной деятельности на психологическую готовность к
школьному у детей 6-7 лет 29
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 39
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 41
2.1. Критериальный анализ готовности к школе 41
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 45
2.3. Рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми,
прошедшими диагностику психологической готовности к школе 52
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ 6
1.1. Психологические особенности развития детей 6-7 лет 6
1.2. Понятие психологической готовности к школе в «психологопедагогической литературе» 12
1.3. Влияние внеурочной деятельности на психологическую готовность к
школьному у детей 6-7 лет 29
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 39
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 41
2.1. Критериальный анализ готовности к школе 41
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 45
2.3. Рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми,
прошедшими диагностику психологической готовности к школе 52
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что споры о том, учить или не учить дошкольника, готовить или не готовить к школе, остались в прошлом. Никто уже (ни специалисты, ни родители) не сомневаются в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Однако само понятие «психологическая готовность к школе» нуждается в разъяснении, так как многие вопросы (в частности, чему и как учить таких детей, какой может быть и должна быть система требований) остается нерешенной.
Важность психологической готовности к школе отмечали такие известные отечественные педагоги и психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.Д. Кошелева, С.В. Петерина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленский, Ф.А.Сохин, А.Г.Тамбовцева и многие другие.
«Психологическая готовность» становится ключевой проблемой, от решения которой во многом зависит перспектива всего обучения ребенка в школе. Главная трудность определения «психологической готовности» заключается в том, что неясно, какие стороны развития необходимо исследовать? Каковы критерии «психологической готовности»? На основании чего ставить диагноз «готов - не готов»?
На эти вопросы трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребенка читать, писать, считать (таких, пожалуй, большинство); для других способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих - большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых - умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжать. И каждый будет по-своему прав, так как понятия «абсолютная психологическая готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения [2. 3].
От готовности ребенка к обучению в школе зависит успешность обучения, развитие личности ребенка, эффективность воспитательных воздействий, эмоциональное состояние и проявление волевых качеств, желание познавать мир и т.д. На сегодняшний день психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, включающая развитие психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации в новой социальной среде и успешного формирования школьных навыков и учебной деятельности [25].
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе детей 6-7 лет.
Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Предмет исследования: Уровень психологической готовности детей 67 лет к школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что готовность детей 6-7 лет к обучению в школе обусловлена сформированностью следующих показателей: интеллектуальной готовности, эмоционально-волевой готовности, личностно (мотивационной) готовности и предполагаем, что эти показатели будут находиться на среднем уровне сформированности.
Задачи:
1. Выделить критерии готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;
2. Подобрать диагностические методики на выявление актуального уровня психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет;
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
4. Разработать рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школе.
Экспериментальной базой исследования стало МКОУ Среднеагинская СОШ села Средняя Агинка. В исследовании приняли участие учащиеся первого класса в количестве 5 человек.
Основным методом исследования был диагностический эксперимент. Для диагностики использовались следующие методики: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). «Методика Пьерона - Рузера». Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.
Методы исследования: Наблюдение, беседы, тестирование.
База исследования: МКОУ «Среднеагинская СОШ», с. Средняя Агинка.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.
Важность психологической готовности к школе отмечали такие известные отечественные педагоги и психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.Д. Кошелева, С.В. Петерина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленский, Ф.А.Сохин, А.Г.Тамбовцева и многие другие.
«Психологическая готовность» становится ключевой проблемой, от решения которой во многом зависит перспектива всего обучения ребенка в школе. Главная трудность определения «психологической готовности» заключается в том, что неясно, какие стороны развития необходимо исследовать? Каковы критерии «психологической готовности»? На основании чего ставить диагноз «готов - не готов»?
На эти вопросы трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребенка читать, писать, считать (таких, пожалуй, большинство); для других способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих - большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых - умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжать. И каждый будет по-своему прав, так как понятия «абсолютная психологическая готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения [2. 3].
От готовности ребенка к обучению в школе зависит успешность обучения, развитие личности ребенка, эффективность воспитательных воздействий, эмоциональное состояние и проявление волевых качеств, желание познавать мир и т.д. На сегодняшний день психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, включающая развитие психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации в новой социальной среде и успешного формирования школьных навыков и учебной деятельности [25].
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе детей 6-7 лет.
Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Предмет исследования: Уровень психологической готовности детей 67 лет к школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что готовность детей 6-7 лет к обучению в школе обусловлена сформированностью следующих показателей: интеллектуальной готовности, эмоционально-волевой готовности, личностно (мотивационной) готовности и предполагаем, что эти показатели будут находиться на среднем уровне сформированности.
Задачи:
1. Выделить критерии готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;
2. Подобрать диагностические методики на выявление актуального уровня психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет;
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
4. Разработать рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школе.
Экспериментальной базой исследования стало МКОУ Среднеагинская СОШ села Средняя Агинка. В исследовании приняли участие учащиеся первого класса в количестве 5 человек.
Основным методом исследования был диагностический эксперимент. Для диагностики использовались следующие методики: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). «Методика Пьерона - Рузера». Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.
Методы исследования: Наблюдение, беседы, тестирование.
База исследования: МКОУ «Среднеагинская СОШ», с. Средняя Агинка.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.
Для решения задач мы изучили особенности психического развития детей 6-7 лет. Вопросы развития детей 6-7 лет занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля — педагогов, психологов, физиологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Крестовников, С.В. Никольская,Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков, Ю.К. Чернышенко, Д.Б. Эльконин).
Многогранное и комплексное понятие психологической готовности к школе охватывает все сферы жизнедеятельности детей, оно включает в себя мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребёнка к учению, определённый уровень социального и волевого развития, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе является важным компонентом успешной учебной деятельности, эту проблему изучали такие учёные как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, А. Анастази.
Успешность обучения, как и успех любой другой деятельности во многом зависит от готовности к школе: от желания учиться, от умения общаться с другими детьми, от стремлений ребенка к достижениям, от его ответственности и трудолюбия. Н.А. Виноградова определяет готовность к школе как совокупность психологических особенностей, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению [3, с. 364]. Л.И. Божович в своих исследованиях пишет, что готовность к школе состоит из уровня развития мыслительной деятельности, а также познавательных интересов. Основной критерий готовности — «внутренняя позиция школьника», что подразумевает потребность знаний и общения на новом уровне. Специалисты выделяют параметры школьной зрелости. Так Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Д.Б. Венгер говорят о формировании предпосылок к учебной деятельности (например, следование правилам, выполнение четких инструкций, умение делать задания по образцу) и развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Для исследования психологической готовности к школьному обучению выбраны 4 методики: методика
Исследования проведены в МКОУ Средне Агинская СОШ, в 1 классе в исследования приняли участие пятеро детей в возрасте 6-7 лет: Катя М., Варя С., Саша П., Вова А., Даша К.
По результатам четырех методик среди детей дошкольного возраста 1 класса МКОУ Среднеагинской СОШ не выявлено ни одного ребёнка, показавшего низкий уровень развития всех четырех сфер психологической готовности к школьному обучению.
Таким образом, своевременная диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению чрезвычайно важна. Особенно важно своевременно выделить детей, имеющих проблемы с тем или иным аспектом психологической готовности к школе, и сформулировать рекомендации родителям по дальнейшей подготовке к школе: индивидуальные занятия с родителями, педагогами, психологами и логопедами. В том случае, если диагностика проведена своевременно и с детьми ведётся коррекционно-развивающая работа, то можно избежать проблем с адаптацией к началу школьного обучения. Адаптация ребёнка к школе - это один из самых важных аспектов начала школьной жизни, и залог успешной адаптации - психологическая готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Многогранное и комплексное понятие психологической готовности к школе охватывает все сферы жизнедеятельности детей, оно включает в себя мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребёнка к учению, определённый уровень социального и волевого развития, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе является важным компонентом успешной учебной деятельности, эту проблему изучали такие учёные как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, А. Анастази.
Успешность обучения, как и успех любой другой деятельности во многом зависит от готовности к школе: от желания учиться, от умения общаться с другими детьми, от стремлений ребенка к достижениям, от его ответственности и трудолюбия. Н.А. Виноградова определяет готовность к школе как совокупность психологических особенностей, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению [3, с. 364]. Л.И. Божович в своих исследованиях пишет, что готовность к школе состоит из уровня развития мыслительной деятельности, а также познавательных интересов. Основной критерий готовности — «внутренняя позиция школьника», что подразумевает потребность знаний и общения на новом уровне. Специалисты выделяют параметры школьной зрелости. Так Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Д.Б. Венгер говорят о формировании предпосылок к учебной деятельности (например, следование правилам, выполнение четких инструкций, умение делать задания по образцу) и развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Для исследования психологической готовности к школьному обучению выбраны 4 методики: методика
Исследования проведены в МКОУ Средне Агинская СОШ, в 1 классе в исследования приняли участие пятеро детей в возрасте 6-7 лет: Катя М., Варя С., Саша П., Вова А., Даша К.
По результатам четырех методик среди детей дошкольного возраста 1 класса МКОУ Среднеагинской СОШ не выявлено ни одного ребёнка, показавшего низкий уровень развития всех четырех сфер психологической готовности к школьному обучению.
Таким образом, своевременная диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению чрезвычайно важна. Особенно важно своевременно выделить детей, имеющих проблемы с тем или иным аспектом психологической готовности к школе, и сформулировать рекомендации родителям по дальнейшей подготовке к школе: индивидуальные занятия с родителями, педагогами, психологами и логопедами. В том случае, если диагностика проведена своевременно и с детьми ведётся коррекционно-развивающая работа, то можно избежать проблем с адаптацией к началу школьного обучения. Адаптация ребёнка к школе - это один из самых важных аспектов начала школьной жизни, и залог успешной адаптации - психологическая готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Психологическая готовность детей к школьному обучению
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Особенности психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность ребенка к школе
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





