Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №149360

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ 6
1.1. Психологические особенности развития детей 6-7 лет 6
1.2. Понятие психологической готовности к школе в «психолого­педагогической литературе» 12
1.3. Влияние внеурочной деятельности на психологическую готовность к
школьному у детей 6-7 лет 29
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 39
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 41
2.1. Критериальный анализ готовности к школе 41
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 45
2.3. Рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми,
прошедшими диагностику психологической готовности к школе 52
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что споры о том, учить или не учить дошкольника, готовить или не готовить к школе, остались в прошлом. Никто уже (ни специалисты, ни родители) не сомневаются в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Однако само понятие «психологическая готовность к школе» нуждается в разъяснении, так как многие вопросы (в частности, чему и как учить таких детей, какой может быть и должна быть система требований) остается нерешенной.
Важность психологической готовности к школе отмечали такие известные отечественные педагоги и психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, А.Д. Кошелева, С.В. Петерина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленский, Ф.А.Сохин, А.Г.Тамбовцева и многие другие.
«Психологическая готовность» становится ключевой проблемой, от решения которой во многом зависит перспектива всего обучения ребенка в школе. Главная трудность определения «психологической готовности» заключается в том, что неясно, какие стороны развития необходимо исследовать? Каковы критерии «психологической готовности»? На основании чего ставить диагноз «готов - не готов»?
На эти вопросы трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребенка читать, писать, считать (таких, пожалуй, большинство); для других способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих - большой запас сведений и знаний по принципу «все обо всем» (чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых - умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых воспитателями, педагогами, родителями, можно было бы продолжать. И каждый будет по-своему прав, так как понятия «абсолютная психологическая готовность» не существует. Разные дети, разные условия, разные требования обучения [2. 3].
От готовности ребенка к обучению в школе зависит успешность обучения, развитие личности ребенка, эффективность воспитательных воздействий, эмоциональное состояние и проявление волевых качеств, желание познавать мир и т.д. На сегодняшний день психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, включающая развитие психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации в новой социальной среде и успешного формирования школьных навыков и учебной деятельности [25].
Цель исследования: изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе детей 6-7 лет.
Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Предмет исследования: Уровень психологической готовности детей 6­7 лет к школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что готовность детей 6-7 лет к обучению в школе обусловлена сформированностью следующих показателей: интеллектуальной готовности, эмоционально-волевой готовности, личностно (мотивационной) готовности и предполагаем, что эти показатели будут находиться на среднем уровне сформированности.
Задачи:
1. Выделить критерии готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;
2. Подобрать диагностические методики на выявление актуального уровня психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет;
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
4. Разработать рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с детьми, прошедшими диагностику психологической готовности к школе.
Экспериментальной базой исследования стало МКОУ Среднеагинская СОШ села Средняя Агинка. В исследовании приняли участие учащиеся первого класса в количестве 5 человек.
Основным методом исследования был диагностический эксперимент. Для диагностики использовались следующие методики: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). «Методика Пьерона - Рузера». Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.
Методы исследования: Наблюдение, беседы, тестирование.
База исследования: МКОУ «Среднеагинская СОШ», с. Средняя Агинка.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для решения задач мы изучили особенности психического развития детей 6-7 лет. Вопросы развития детей 6-7 лет занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля — педагогов, психологов, физиологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Крестовников, С.В. Никольская,Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков, Ю.К. Чернышенко, Д.Б. Эльконин).
Многогранное и комплексное понятие психологической готовности к школе охватывает все сферы жизнедеятельности детей, оно включает в себя мотивационную готовность, проявляющуюся в стремлении ребёнка к учению, определённый уровень социального и волевого развития, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе является важным компонентом успешной учебной деятельности, эту проблему изучали такие учёные как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, А. Анастази.
Успешность обучения, как и успех любой другой деятельности во многом зависит от готовности к школе: от желания учиться, от умения общаться с другими детьми, от стремлений ребенка к достижениям, от его ответственности и трудолюбия. Н.А. Виноградова определяет готовность к школе как совокупность психологических особенностей, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению [3, с. 364]. Л.И. Божович в своих исследованиях пишет, что готовность к школе состоит из уровня развития мыслительной деятельности, а также познавательных интересов. Основной критерий готовности — «внутренняя позиция школьника», что подразумевает потребность знаний и общения на новом уровне. Специалисты выделяют параметры школьной зрелости. Так Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Д.Б. Венгер говорят о формировании предпосылок к учебной деятельности (например, следование правилам, выполнение четких инструкций, умение делать задания по образцу) и развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Для исследования психологической готовности к школьному обучению выбраны 4 методики: методика
Исследования проведены в МКОУ Средне Агинская СОШ, в 1 классе в исследования приняли участие пятеро детей в возрасте 6-7 лет: Катя М., Варя С., Саша П., Вова А., Даша К.
По результатам четырех методик среди детей дошкольного возраста 1 класса МКОУ Среднеагинской СОШ не выявлено ни одного ребёнка, показавшего низкий уровень развития всех четырех сфер психологической готовности к школьному обучению.
Таким образом, своевременная диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению чрезвычайно важна. Особенно важно своевременно выделить детей, имеющих проблемы с тем или иным аспектом психологической готовности к школе, и сформулировать рекомендации родителям по дальнейшей подготовке к школе: индивидуальные занятия с родителями, педагогами, психологами и логопедами. В том случае, если диагностика проведена своевременно и с детьми ведётся коррекционно-развивающая работа, то можно избежать проблем с адаптацией к началу школьного обучения. Адаптация ребёнка к школе - это один из самых важных аспектов начала школьной жизни, и залог успешной адаптации - психологическая готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.


1. Аремов И.А. Особенности детского возраста: Очерки. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с
2. Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе. М.,
2000.
3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.
5. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Изд-во «Мозаика- синтез», 2021.
6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчинова. - Томск.: Пеленг, 1992. - 89 с.
7.
7. Выготский Л.С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т.4.— М.: Педагогика, 1984.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
9. Выготский Лев. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
10. Вархатова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс - диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2005.
11. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Киров: Константа, 2005.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер,
2006.
13. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
14. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов/О.Б.Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко.—М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2004.
15. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009.....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ