Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ИНТЕНСИВАМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Работа №149358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 - 4
Глава 1. Теоретические основы исследования владения младшими школьниками интенсивами 5
1.1. Категория интенсивность как предмет научного исследования 5 - 12
1.2. Интенсивы как элемент выразительности речи 12 - 18
1.3. Методы и приемы совершенствования выразительности речи детей
младшего школьного возраста 18 - 24
Выводы по первой главе 25 - 26
Глава 2. Экспериментальное исследование актуального уровня владения
интенсивами младшими школьниками 25
2.1. Средства выражения категории интенсивности в рассказе «Стрижонок
Скрип» В. П. Астафьева 27 - 31
2.2. Актуальный уровень владения четвероклассниками интенсивами 31 - 39
2.3. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование
выразительности речи младших школьников 39 - 42
Выводы по второй главе 43 - 44
Заключение 45 - 46
Список использованных источников 47 - 51
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З

Вопрос о статусе категории интенсивности является одним из самых обсуждаемых в современном языкознании. В последнее время наблюдается повышенный интерес к изучению способов выражения усиления и ослабления признака. Большинство исследователей используют в своих работах понятие «интенсивность». При этом нет однозначной интерпретации и, соответственно, однозначного определения данного понятия. Следствием этого является тот факт, что на сегодняшний день не существует единого мнения относительно необходимости и методов разграничения таких понятий, как интенсивность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, градуальность, мера признака. Многие лингвисты еще и сегодня поднимают вопрос о целесообразности выделения интенсивности как самостоятельной категории, рассматривая интенсивность как в какой-то мере синонимическое понятие эмоциональности и экспрессивности. При изучении интенсивности на базе любого современного языка исследователи сталкиваются с рядом проблем, самой главной из которых является, пожалуй, проблема разграничения и связи интенсивности со смежными категориями. Но данные понятия все-таки получили статус самостоятельных категорий, хотя по-прежнему являются объектом пристального внимания исследователей, поскольку они являются близкими и трудно различимыми, но все-таки нуждаются в разграничении. Для подтверждения необходимости самостоятельного существования категории интенсивности необходимо четко определить и, тем самым, разграничить эти понятия не только (и, возможно, не столько) в семантическом, но и в функциональном и прагматическом смысле.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы Исследования.
Цель исследования: выявить актуальный уровень владения младшими школьниками интенсивами.
Объект исследования: владение младшими школьниками интенсивами.
Предмет исследования: актуальный уровень владения младшими школьниками интенсивами.
Гипотеза: предполагаем, что у младших школьников уровень владения выразительными средствами языка (интенсивами) находится на низком уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень владения младших школьников интенсивами.
3. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование выразительности речи младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических, лингвистических источников по выбранной теме исследования; проведение экспериментального исследования.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
База исследования: констатирующий эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия» г. Тулуна Иркутской области. В нем приняли участие 22 ученика в возрасте 10 - 11 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе анализа литературы по теме исследования нами были изучены понятия «категория интенсивности» и «интенсив», рассмотрели средства выражения экспресии, градации, оценки. Рассмотрели этапы зарождения интенсивности. Стоит отметить, что к языковым семантическим категориям, входящим в состав интенсификации, относят эмоциональность и эмотивность, которые были изучены с точки зрения разных ученых. Категория интенсивности характеризует те единицы языка и речи, которым свойственна градуальность. При этом большинство исследователей связывают с ней и количественную, и качественную градуальность. В свою очередь категория градуальности связана с оценочностью.
Проанализировав понятие выразительности речи, мы установили, что под ней понимают особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Показателями выразительности речи выступает ряд критериев, среди которых можно выделить хорошее знание выразительных возможностей языка, использование разнообразных интонаций, умение расставлять паузы, владение экспрессивной лексикой. При развитии выразительности речи можно использовать разнообразные методы и приемы, в частности упражнения на построение предложений, составление предложений по вопросам учителя, составление предложений по опорным словам, словосочетаниям, работа с деформированным предложением.
Проанализировав рассказ В. П. Астафьев с точки зрения использования интенсивов выяснили, что автор использует большое количество слов с экспрессивно-оценочными суффиксами, синонимы, повторы, однородные члены предложения и т.д. На основе анализ рассказа была составлена таблица интенсивов.
Исходя из всего выше сказанного нами был разработан диагностический комплекс для выявления актуального уровня владения интенсивами младшими школьниками. В комплекс входит три задания на выявления уровней: знания эмоционально-экспрессивной окраски слов на уровне интенсивов, умения находить интенсивы в предоставленных текстах, владение выразительными средствами языка при составлении собственного текста.
По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень владения интенсивами выявлен у 9% обучающихся младшего школьного возраста, средний уровень у 27%, низкий уровень у 64%.
Выявлено, что владение экспрессивной лексикой, интенсивами влияет на выразительность речи. Поэтому целью следующего этапа работы стало совершенствование выразительности речи младших школьников. Для этого нами был разработан комплекс упражнений. В процессе реализации данных упражнений, обучающиеся приобретут следующие конкретные умения и навыки: самостоятельно находить и распознавать выразительные языковые средства в слове, в предложении, тексте; осознанно применять выразительные средства для развития собственной монологической устной и письменной речи; обогащение словарного запаса; умение работать с книгой.
Таким образом, мы достигли поставленной цели, заключающейся в выявлении актуального уровня владения интенсивами младшими школьниками.
Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что у младших школьников уровень владения выразительными средствами языка (интенсивами) находится на низком уровне.


1. Авчинникова Ж. Проза В Астафьева. Литература // приложение к газете Первое сентября. - 1997. - № 31.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. Москва, 1998.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.
С.Ахманова. - М. : Либроком, 2016. - 576 с.
5. Бабенко Л.Г. Эмотивная лексика в структуре предложения // Классы слов в синтагматическом аспекте. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1988.
6. Бабич Н. Д. Основы культуры речи / Н. Д. Бабич. - Львов: Мир, 1990. - 280 с.
7. Баженова Е.А. Категория оценки // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 284 с.
8. Безрукова А.В. Эмоциональные адъективные и субъективные двусоставные предложения в современном английском языке (опытпарадигматического описания): Диссертация канд. филол.наук/ Безрукова Ангелина Васильевна JL, 1981. - 201 с.
9. Брандес М.П. Стилистический анализ/ М.П. Брандес. М.: Высшая школа, 1971. - 188 с.
10. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове/ В.В. Виноградов. М.: Учпедгиз, 2001. - 614 с.
11. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо»/ Е.М. Вольф// Вопр. Языкознания. 1986. - № 5.
12. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке/ Е.М. Галкина-Федорук// Сб. ст. по языкознанию: Профессору МГУ акад. В.В. Виноградову. - М., 1958. - С.103-124.
13. Гладилина Г. Л., Стальмакова О. О. Работа над формированием читательской компетентности младших школьников на основе анализа рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»./ https://elibrary.ru/item.asp? id=25722078 (Дата обращения 26.03.2018).
14. Гладилина Г.Л. В.П. Астафьев как детский писатель // Все произведения В.П. Астафьева (первый период творчества 1951-1969): энциклопедический словарь-справочник / ред. кол.; отв. ред. Л.Г. Самотик; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 552 с.
15. Головин, Б. Н. Основы культуры речи 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1988. - 320 с....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ