Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения альтернативной коммуникации у детей с РАС
1.1. Особенности коммуникации у детей с расстройством
аутистического спектра 6
1.2. Альтернативная коммуникация в сопровождении детей с
инвалидностью 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Изучение особенностей коммуникации и организация сопровождения детей с РАС в условиях реабилитационного центра «Радуга»
2.1. Выявление особенностей коммуникации воспитанников с РАС 20
2.2. Разработка и реализации специальной программы по
сопровождению с включением альтернативных способов коммуникации 25
Заключение 36
Список литературы 37
В современном мире распространяется тенденция к увеличению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной Организации Здравоохранения на 68 здоровых детей приходится один ребёнок с РАС. Современное состояние разработанности вопросов оказания таким детям своевременной психолого-педагогической помощи еще далеко от совершенства, и требуются научные исследования и создание коррекционно-развивающих программ для детей с РАС
В последнее время в современной науке все более пристальное внимание стало уделяться такой проблеме как изучение и коррекция различных нарушений развития у детей. Один из интересов психологов занимает проблема расстройств аутистического спектра. Проблема расстройств аутистического спектра является одной из наиболее актуальных, это обусловлено неуклонным ростом числа детей, с ранним детским аутизмом.
По определению В.Е. Кагана, аутизм — это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение.
По мнению таких ученых, как Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, при расстройствах аутистического спектра выявляется недостаточность коммуникативных навыков, которая выражается в неспособности поддерживать разговор, в отставании разговорной речи.
Расстройство аутистического спектра — спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации. Такие нарушения приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов, позволяющих во взаимоотношениях с внешним миром любому нормальному ребёнку самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию. Расстройство аутистического спектра на сегодняшний день представляет собой значительную, получающую всё большее распространение, общественную проблему, затрагивающую детей, имеющих проблемы развития одного типа, но с различными вариантами их преодоления. Именно это обуславливает представление об аутизме как о наборе расстройств аутистического спектра.
Аутистический спектр представляет собой континуум расстройств или состояний, различающихся по степени тяжести, проявлениям, прогнозу и перспективам, но связанных с точки зрения основных нарушений или дисфункций и, возможно, с точки зрения общей этиологии. Для детей с аутистическими проявлениями характерны явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, специфическое развитие или полное отсутствие речи, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи, возбуждение и другие неспецифические симптомы.
Помощь детям с РАС не может ограничиваться только биологической терапией. Она, безусловно, должна включать психосоциальную терапию и психосоциальную реабилитацию, психотерапию, клинико-социальные мероприятия и использование различных организационных форм помощи.
Такие специалисты как: К.С.Лебединская, О.С.Никольская,
Е.Р.Баенская выявили основной недостаток при данном психическом расстройстве - нарушение коммуникации. Эта проблема свойственна всем детям с РАС, при этом состояние интеллекта и уровень развития речи существенно не влияет на успешность коммуникации...
В данной работе изучалась альтернативная коммуникация при работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра характеризуются явным дефицитом личностной, социальной, речевой стороны развития и навыков общения. Расстройства аутистического спектра — это нарушение развития. Дефект в системе, которая отвечает за восприятие сигналов окружающей среды, вынуждает ребёнка с расстройством аутистического спектра реагировать на одни явления внешнего мира и игнорировать другие. Детям с РАС сложно даётся процесс социального и коммуникативного развития. Это связано с тем, что они не понимают сигналов внешних раздражителей - эмоций, мимики, жестов, интонаций, слов с неоднозначным смыслом.
Основное правило альтернативной коммуникации можнос
формулировать следующим образом: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может»
Выбор коммуникативного средства обычно обусловлен задачей общения и возможностью его достижения.
Совокупность медицинской, психологической и педагогической адаптационной помощи детям с РАС нацелена на возможность наиболее полной социализации ребёнка. При этом основная задача - сформировать конкретные средства коммуникации и обеспечить развитие социальнобытовой адаптации, навыков, которые позволят ребёнку включиться в его социальное окружение. Для работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, целесообразно внедрение средств альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация - это все способы
коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь.
Программа занятий по альтернативной коммуникации формирует коммуникативные навыки с использованием средств образовательной программы «Азбука общения» расширяет жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
К выбору системы альтернативной коммуникации надо подходить с учётом многих аспектов. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом. Выбор системы коммуникации должен строиться на ситуации человека в целом. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, также требуются разные виды помощи. Введение новой системы коммуникации должно быть скоординировано со всеми остальными услугами, такими, как образование, обучение, помощь . Обучение языку и коммуникации не должны быть изолированы от других форм терапии и поддержки.
Для диагностики были выбраны следующие методики: ФОРМ
ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной) В данной методике используются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев). Тест на выявление уровня аутизма АТЕК Тест для детей, чтобы определить динамику показателей аутизма. С помощью данного теста можно постоянно контролировать оценку эффективности лечения аутизма, а также отслеживание эффективности применяемых методов реабилитации.
Обучение детей, у которых отсутствует речь, альтернативным способам коммуникации может улучшить качество их жизни, контроль над собственной жизнью.
1. http://www.litres.ru «Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009 ISBN 978-5-388-00493-2
2. Азова О.И. К вопросу об аутизме // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2016. - 188 с.
3. Алёхина С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алёхина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
4. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2008
5. Баряева, Л.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я - говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: Дрофа, 2007
6. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] / Франческа Аппе ; пер. с англ. Д. В. Ермолаева - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 217 с.). - М. : Теревинф, 2016;
7. Виноградова К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 2. С. 17-28. DOI: 10.17759/autdd.2015130203;
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии-- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973;
9. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980. - 104 с. ;
10. Горудко Т.В. Поддерживающая и альтернативная коммуникация
11. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Филимонова Е.А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 16-22.
12. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Филимонова Е.А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 16-22.
13. Дети с нарушением общения [Текст] / К. С.Лебединская, О. С. Никольская, Е.
14. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . - 254 с.
15. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.;...33