Введение 2
I. Обучение лексике на уроках английского языка 4
1.1. Иноязычное образование 4
1.2. Современные технологии, методы и подходы в обучении лексики 5
1.3. Проблемное обучение в работе с лексическим материалом 10
1.4. Способы образования слов в английском языке 16
Выводы по I главе 20
II. Неологизмы в английском языке 21
2.1. Понятие и функции неологизма 21
2.2. Акция “слово года”23 Выводы по II главе 28
III. Практические аспекты обучения лексике на уроках английского
языка в средней школе 29
3.1. Анализ УМК в соответствии с ФГОС 29
3.2. Применение методов исследования в рамках изучаемой темы
среди учащихся средней школы 36
3.3. Методические разработки по проведению серии уроков по обучению словообразованию на материале “слова года”41
Выводы по III главе 49
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 60
Приложение 5 61
Приложение 6 62
Приложение 7 63
Приложение 8 64
Приложение 9 65
Приложение 10 66
Приложение 11 67
Приложение 12 69
Данная работа посвящена проблеме формирования знаний у учащихся 5-9 классов о лексических единицах английского языка.
Изучение слов на уроках английского языка существенно для общения на этом языке. Учащимся необходимо уметь идентифицировать и употреблять в речи лексические единицы, которые находят применение в рамках тематики основной школы. Для того, чтобы уметь раскрывать доминирующие линии формирования лексического состава языка, учащимся важно знать как образуются слова, посредством каких способов словообразования.
Целью настоящей работы является разработка комплекса упражнений для обучения учащихся способам словообразования, для формирования навыка, который позволит значительно приумножить количество слов и словосочетаний, которыми учащиеся могут оперировать.
Актуальность же настоящей темы состоит в том, что учащиеся используют новые слова в английском языке для применения знаний о их формировании через проблемное обучение. Английский язык, вне всякого сомнения, активно развивается и мгновенно приспосабливается к непрерывно меняющемуся миру. Такие процессы, как изменения общества и классового сознания провоцируют возникновение новых понятий, слов или пересмотр ранее существующих. Новые слова проникают в язык из всех областей жизни, где они называют и объясняют изменения, действия и явления, которые происходят ежедневно. Некоторые новые слова и выражения всего лишь за пару лет становятся одними из наиболее употреблямых, поэтому их включение в образовательный процесс имеет большое значение.
Основные задачи данной работы состоят в том, чтобы:
• проанализировать УМК на соответствие ФГОС общего образца в
рамках исследуемой темы;
• разработать комплекс заданий на формирование лексического навыка;
• установить уровень осведомленности учащихся по данной теме посредством опроса;
• проанализировать результаты применения разработок в средней школе.
Предметом исследования служит процесс формирования лексических навыков посредством способов образования “слов года” в английском языке, а объектом- обучение словам английского языка.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили следующие методы исследования: анализ литературы, проблемно-хронологический, изучение и обобщение сведений, сравнение, синтез, индукция, дедукция, классифицирование.
Теоретическая значимость исследования определена следующим образом: обобщение имеющегося материала по теме, сопоставление и систематизация знаний по изучаемой теме.
Практическая значимость работы заключается в потенциале использования методических разработок по данной теме в процессе обучения английскому языку учителями средней школы.
Настоящей работа посвящена формированию лексического навыка на уроках английского языка в средней школе. При этом основой послужили слова и выражения, вошедшие в список новых, популярных слов оксфордского словаря.
Обучение лексическому навыку не может быть переоценено, так как без него коммуникация не сможет состояться. Однако английский язык очень динамичный, он постоянно обогащается за счет образования новых понятий и переосмысления старых. Двигателями этого процесса являются изменения общества и классового сознания, изменения общественных потребностей, рост роли интернета в жизни современного человека, научные открытия, развитие производства. Все эти изменения ведут к появлению неологизмов, многие из которых активно употребляются в ситуациях общения, отобранных для усвоения на уроках английского языка в средней школе.
Можно с уверенностью утверждать, что комплекс упражнений позволит увеличить количество слов и словосочетаний, которыми учащиеся смогут оперировать. По результатам анализа УМК “New English Millennium” на соответствие ФГОС общего образца в рамках исследуемой темы было установлено, что УМК соответствует ФГОС по многим критериям (целям, задачам и принципам). Он представляет собой детально продуманный путь формирования вторичной языковой личности. Тем не менее, этот учебный комплекс можно улучшить, добавив новый, актуальный материал и задания обеспечивающие фиксацию знаний в долговой памяти.
В ходе работы был проведен письменный опрос среди учащихся гимназии №9 города Красноярска с целью установления уровня осведомленности учащихся по данной теме. Опрос выявил, что более 50% учащихся не владеют информацией о путях образования лексических единиц в английском языке, а 74% не знакомы с неологизмами. Оказалось, что интерес к теме имеется у большинства опрошенных.
Был разработан комплекс упражнений на формирование лексического навыка в соответствии с целями и принципами, прописанными в ФГОС основного общего образования, обучения лексическим единицам иностранного языка. Комплекс затрагивает девять уроков. Материал для первых восьми уроков был разработан только на этап разминки (warm up). Использованы слова, появившиеся в английском языке относительно недавно, в 2014-2017 гг. и внесенные в список “short lists”. Некоторые слова были названы “словом года” такими авторитетными издательствами как Оксфордский словарь, словарь Merriam Webster и др. Внимание концентрируется на способах образования слов и выражений с целью более осознанного пополнения словарного состава учащихся через применение проблемного обучения. Девятый урок может рассматриваться как подведение итогов, закрепление и проверка возможностей использования приобретенных знаний. Были разработаны
технологические карты, прописаны цели, задачи, формы работы, планируемые результаты, затрагиваемые УУД, действия учащихся, учителей. Все задания были разработаны в соответствии с целями и задачами, а также с акцентом на развитии критического мышления через проблемное обучение. Большинство заданий включают коммуникацию на английском языке, а также работу в парах. Комплекс упражнений был разработан с учетом тем, которые проходили учащиеся по УМК “New English Millennium”, тем не менее, он может быть внедрен в образовательный процесс с использованием любого учебного комплекса в средней школе.
1. Алдер Г. НЛП. Современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2003. - 159 с.
2. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава
современного английского языка. М., 1956. - 220 с.
3. Арбекова Т.И. Лексикология английского языка (практический курс). М., "Высш. школа", 2007. - 240 с.
4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка (The English Word). 3-е изд., перераб. (на англ. яз). М., 1986- 296 с.
5. Виноградов В.С. введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). 3-е изд.- М.:Издательство института общего среднего образования РАО, 2006.- 224 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., 2006. - 336 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
8. Гроза О.Л., Мичурина М.Л Программа курса английского языка к УМК Английский язык нового тысячелетия/ New English для 5-11 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2010. - 224 с.
9. Заботкина В.И., Степанов Г.М. Неологизмы в современном английском языке. Калининград: Изд. КГУ, 1982. - 78с.
10. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001. — 224 с.
11. Обдалова О.А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. - Томск: Изд-во Том. унта, 2014. - 180 с.
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.
1. - М.: Народное образование, 2005.- 556 с.
13. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. - 146 с.
14. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общ. вопросы методики. Изд. 3-е. М. : Высш. шк., 2002. -160 с.
15. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. 4th ed. Pearson Longman, 2008. — 370 p....17