ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический аспект изучения проблемы игровой зависимости 7
1.1 Исторический аспект развития проблемы игровой и
интернет-зависимости 7
1.2 Понятие и критерии игровой интернет зависимости 20
1.3 Признаки появления кибераддикции 33
Глава II. Эмпирическое исследование наличия игровой зависимости у старших школьников и студентов I курса 37
2.1 Цель, задачи и методы исследования 37
2.2 Организация исследования 38
2.3 Результаты и анализ исследования 39
Выводы 44
Список используемых источников 46
Приложения
В современном мире существует множество зависимостей человека, и новые зависимости захватывают всё больше молодежь. Самое опасное во вновь появившихся зависимостях то, что прежде, чем начнут предприниматься меры по ликвидации последствий, сначала какое-то количество людей должны испортить свои жизни, затем этот феномен должны изучить, потом доказать вред этого воздействия, на законодательном уровне принять законы и обеспечить их выполнение. Но история показывает, что все причины вызывающие зависимости, (кроме наркотической, по причине её высокой смертности в короткий промежуток времени), легализованы. Стоит отметить, что по причине отсутствия бескомпромиссной политики пристрастиям, такая аддикция, как игровая и интернет-зависимость будет в очередной раз признана не столь опасной для общества и при принятии некоторых мер, люди будут предоставлены этой зависимости под свою ответственность.
Вот и сейчас мы наблюдаем этапы: изучения, диагностирования и разработки профилактических мер. Примером тому является создание и работы проекта «Фонд развития интернет».
Современные информационно-коммуникативные технологии
значительно расширяют возможности человека. Компьютеризация всех сфер общественной жизни - одно из самых впечатляющих событий. Компьютер стал неотъемлемой частью современного общества, захватывая своим влиянием детей и подростков, а так же взрослое поколение.
В настоящий момент увеличивается количество школьников умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей и подростков.
Вместе с несомненно положительными сторонами данного процесса, следует отметить также и появившуюся негативную его сторону. Возникла серьёзная проблема, о которой последнее время говорят всё чаще и чаще, — это компьютерная зависимость (термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году).
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Признаком данной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов индивида, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками - она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений.
С другой стороны сейчас в России официально узаконен киберспорт, что в какой-то степени способствует все большему включению компьютерных игр в реальную жизнь, что может оказывать значительное влияние на появление игровой зависимости у индивидов.
Актуальность нашей работы представлена исходя из выше представленной информацией. Игровая зависимость является одной из недавно появившихся аддикций 21 столетия, и еще мало изучена...
В данной работе были изучены отечественные и зарубежные понятия игровой и компьютерной зависимости, разобраны различные факторы, которые могут влиять на возникновение игровой аддикции. Проведены исследование по наличию данной зависимости у обучающихся старших классов МБОУ СОШ №98 г. Железногорска и студентов I курса КГПУ им. В.П. Астафьева.
Игровая онлайн-зависимость представляет собой личностную характеристику как совокупность когнитивных, эмоциональных и физиологических нарушений, которые проявляются в поведении, указывая на то, что у индивида отсутствует контроль над использованием компьютера и Интернета, он не в состоянии прекратить этот процесс, продолжает значительное время находиться в виртуально-информационной среде, несмотря на негативные последствия.
Механизм образования зависимости от компьютерных игр основан на потребности в принятии какой-либо роли. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он осознает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те его социально-психологические потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни по ряду каких-либо причин - запрещено законом и т.д.
Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности подростка, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Наша гипотеза подтвердилась, в высшем учебном заведении процент респондентов с ярко выраженной игровой зависимостью составил меньший процент, но все равно достаточно велик. Процент обучающихся, большую часть времени проводящих за компьютером (т.е. подверженных риску игровой зависимости) примерно равен среди исследуемых групп, но все же у старшеклассников составляет большую часть (в сравнении с первокурсниками).
Цель нашего исследования достигнута и раскрыта, через задачи, которые мы перед собой ставили. Проведен анализ литературных источников по проблеме нашего исследования, выбраны различные методы, через которые мы выявляли наличие либо отсутствие игровой зависимости, проведен анализ полученных результатов и разработан специальный комплекс, речь о котором пойдет ниже.
Исходя из полученных результатов, мы пришли к необходимости создания и разработки специального классного часа и тренинга, более подробно раскрывающие само понятие «игровой зависимости», а так же опасности, связанные с данным феноменом. Разработанный комплекс был опробован на обучающихся старших классов МБОУ СОШ № 98 г.
Железногорска. После повторно проведенного опроса, процент обучающихся, осознающих опасность и негативные последствия игровой зависимости стал значительно больше (выше на 15%, чем до проведения комплекса).
1. Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. - СПб., 2004 - 203 с.
2. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2009. - 230 с.
3. Алтухов, Н. И., Галкин, К. Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Независимый психиатрический журнал. - 2007. - №3. - С. 285-289.
4. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева А. Е. Войскунский // Психологический журнал, 1998. Том 19. № 1. С. 89-100.
5. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. / Вопросы психологии, 1993, № 3.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 1968. - 767 с.
7. Боярова, К. В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. - Харьков: Психология, 2006. -С. 41-46.
8. Бубеев, Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. - М.: Слово, 2008. - 154 с.
9. Варашкевич, С. А. История конверсии компьютерной игры. / - М.: ИП РАН. - 1997. - 30с.
10. Венгер, А. Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2011. - 320 с.
11. Войскунский, А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернете./ Психологический журнал. - 1999. - том 2, № 1.
12. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена
Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2011. - С. 252-257.
13. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. - 3-е изд. - М.: Педагогика, 1983. - 273 с.
14. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002. - 160 с.
15. Григорьев, С. Г., Мильчакова, В. А., Рыбалтович, Д. Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры // Вестник психотерапии. - 2012. - №46. - С. 68-81....50