Анализ случая буллинга среди подростков, обучающихся в общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена буллинга среди подростков обучающихся в общеобразовательной школе 6
1.1. Научные определения явления буллинга 6
1.2. Изучение причин буллинга как социально-педагогический
феномен 8
Выводы по Главе 1 14
Глава 2. Исследование случаев буллинга школе среди подростков обучающихся в общеобразовательной школе 15
2.1. Методика изучения случаев буллинга 15
2.2. Организация и проведение исследования случаев буллинга
среди подростков обучающихся в общеобразовательной школе 17
2.3 Профилактические мероприятия в коллективе и психологическая помощь на индивидуальном уровне 23
Выводы по Главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена буллинга среди подростков обучающихся в общеобразовательной школе 6
1.1. Научные определения явления буллинга 6
1.2. Изучение причин буллинга как социально-педагогический
феномен 8
Выводы по Главе 1 14
Глава 2. Исследование случаев буллинга школе среди подростков обучающихся в общеобразовательной школе 15
2.1. Методика изучения случаев буллинга 15
2.2. Организация и проведение исследования случаев буллинга
среди подростков обучающихся в общеобразовательной школе 17
2.3 Профилактические мероприятия в коллективе и психологическая помощь на индивидуальном уровне 23
Выводы по Главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 43
В настоящее время разнообразные проблемы, присущие подростковому возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества. И в ряду разнообразных проблем получила свое внимание проблема так называемого буллинга — подросткового насилия, но не в рамках классического подхода к подростковым конфликтам, как это можно было бы ожидать, а как проблема долговременной травли «жертвы». Хотя сам подростковый возраст является по своей природе достаточно конфликтным, и участие подростков в конфликте является нормальным, проблема буллинга отличается тем, что в нем речь идет не о ситуативном противоречии между двумя сторонами, а в создании, сознательно подростками, долговременного статуса для выбранной «жертвы», стремлении не дать сменить этот статус. Хотя, ближайшим аналогом такого статуса мог быть статус изгоя, но явление буллинга является проблемой другого рода — она фиксирует у обидчиков «жертвы» чувство безнаказанности, снимает моральные границы по отношению к другому человеку, и носит в целом социально-опасный характер. Так как такое поведение регулируется не столько нормами общества, нормами и ценностями подростковой группы, сколько блокировкой обратной связи от «жертвы» и окружающих об аморальном ходе конфликта. Иначе говоря, феномен буллинга по своей природе, очень близок по своему воздействию на окружающих людей и на саму «жертвы» к феномену «расчеловечивания», опробованному когда-то нацистами.
Так как, подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов и выработки новых. Особенно важно не допускать переход обычных подростковых конфликтов, в такую деструктивную формы затяжного воздействия на «жертву» как буллинг. Равно как и не допускать возникновение «жертвы» среди подростков. Поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с более слабым характером у подростков, и переноса его в последующем на другой возрастной этап, не говоря уже о том, что сама жертва получает достаточно серьезную психологическую, а часто и физическую травму.
Для исследования этого феномена существует ряд сложностей, как теоретического, так и практического характера.
Например, в теоретическом плане, пока еще существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен, особенно в связи с подростковым возрастом, так как эта проблема не только возрастная — она носит характер социальной, поскольку является для самого общества крайне нежелательным образцом поведения у подрастающего поколения. С точки зрения классических теорий агрессии [2], [3], [4], конфликтов [5], возрастной
психологии и педагогики [6] и т.п., сложность объяснения феномена буллинга в том, что есть конфликт, что есть жертва и обидчик, и т.п. В каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он, как правило, ограничен только руками какого-то одного подхода. Кроме того, не всегда в объяснении феномена буллинга не учитывается возрастной аспект, так как буллинг не является обязательно возникающим в подростковом возрасте именно как устойчивое явление — это явление часто возникает в закрытых от влияния взрослого группах (класс, сверстники), и не всегда его можно увидеть явно со стороны. Поэтому сложно установить особенности буллинга именно как явления во всех его аспектах. В этом заключается уже проблема практического характера — буллинг сложно определить и отделить от обычных подростковых конфликтов, которые могут быть яркими по проявлению, но короткими по своей природе. Поэтому существует затруднение диагностического характера. Также есть проблема профилактики такого явления, поскольку здесь речь идет не только об умении подростков взаимодействовать друг с другом, общаться, но речь идет о морально-ценностной основе отношений. А именно эта сфера крайне закрыта от влияния педагогов на подростков, так как в подростковом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие люди...
Так как, подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов и выработки новых. Особенно важно не допускать переход обычных подростковых конфликтов, в такую деструктивную формы затяжного воздействия на «жертву» как буллинг. Равно как и не допускать возникновение «жертвы» среди подростков. Поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с более слабым характером у подростков, и переноса его в последующем на другой возрастной этап, не говоря уже о том, что сама жертва получает достаточно серьезную психологическую, а часто и физическую травму.
Для исследования этого феномена существует ряд сложностей, как теоретического, так и практического характера.
Например, в теоретическом плане, пока еще существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен, особенно в связи с подростковым возрастом, так как эта проблема не только возрастная — она носит характер социальной, поскольку является для самого общества крайне нежелательным образцом поведения у подрастающего поколения. С точки зрения классических теорий агрессии [2], [3], [4], конфликтов [5], возрастной
психологии и педагогики [6] и т.п., сложность объяснения феномена буллинга в том, что есть конфликт, что есть жертва и обидчик, и т.п. В каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он, как правило, ограничен только руками какого-то одного подхода. Кроме того, не всегда в объяснении феномена буллинга не учитывается возрастной аспект, так как буллинг не является обязательно возникающим в подростковом возрасте именно как устойчивое явление — это явление часто возникает в закрытых от влияния взрослого группах (класс, сверстники), и не всегда его можно увидеть явно со стороны. Поэтому сложно установить особенности буллинга именно как явления во всех его аспектах. В этом заключается уже проблема практического характера — буллинг сложно определить и отделить от обычных подростковых конфликтов, которые могут быть яркими по проявлению, но короткими по своей природе. Поэтому существует затруднение диагностического характера. Также есть проблема профилактики такого явления, поскольку здесь речь идет не только об умении подростков взаимодействовать друг с другом, общаться, но речь идет о морально-ценностной основе отношений. А именно эта сфера крайне закрыта от влияния педагогов на подростков, так как в подростковом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие люди...
Стоит отметить, что общеобразовательные учреждения в недостаточной мере обращают внимание на вопросы подросткового периода. Однако используемые программы и мероприятия в общеобразовательных учреждениях по предотвращению буллинга в основном выражаются в формировании характерных установок у каждой отдельной личности, а также внедрению норм и правил, направленных против воздействия травли. В связи, с чем появилась острая необходимость внедрения новых, улучшенных методов, технологий и форм ведения воспитательной деятельности.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга, его подходы к определению, формы, структуру, особенности проявления буллинга у подростков и старшеклассников. Во 2 главе разработали диагностический материал для образовательной среды.
В работе были определены объект, предмет, цель, и задачи.
Цель исследования: Выявить и охарактеризовать особенности
проявления буллинга среди подростков, обучающихся в
общеобразовательной школе.
Объект исследования: буллинг среди подростков, обучающихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: особенности проявления буллинга.
В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что буллинг среди подростков характеризуется не типично, и выделение единых способов решения не предоставляется возможным.
Также были определены задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблемам насилия и буллинга в образовательной среде.
2. Разработать и провести методику диагностики буллинга в образовательной среде
3. Разработать критерии профилактики и коррекции поведения подростков в отношении ситуации буллинга.
Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
При изучении проблемы буллинга были использованы труды таких авторов как: Д. Ольвеус, Л.С. Выготский, Лейн (Lane 1974a, 1978,1988), Казан (Chazan 1988), И. Бердышев, Т. Мерцалова, И. Г. Малкина-Пых, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн.
В работе было использовано определение Ольвеуса: «буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющее агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы».
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга, его подходы к определению, формы, структуру, особенности проявления буллинга у подростков и старшеклассников. Во 2 главе разработали диагностический материал для образовательной среды.
В работе были определены объект, предмет, цель, и задачи.
Цель исследования: Выявить и охарактеризовать особенности
проявления буллинга среди подростков, обучающихся в
общеобразовательной школе.
Объект исследования: буллинг среди подростков, обучающихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: особенности проявления буллинга.
В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что буллинг среди подростков характеризуется не типично, и выделение единых способов решения не предоставляется возможным.
Также были определены задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблемам насилия и буллинга в образовательной среде.
2. Разработать и провести методику диагностики буллинга в образовательной среде
3. Разработать критерии профилактики и коррекции поведения подростков в отношении ситуации буллинга.
Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
При изучении проблемы буллинга были использованы труды таких авторов как: Д. Ольвеус, Л.С. Выготский, Лейн (Lane 1974a, 1978,1988), Казан (Chazan 1988), И. Бердышев, Т. Мерцалова, И. Г. Малкина-Пых, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн.
В работе было использовано определение Ольвеуса: «буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющее агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы».
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022





