Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ портретной характеристики литературного персонажа как средство совершенствования восприятия художественных деталей младшими школьниками

Работа №149339

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1
Восприятие художественно-литературного произведения как психолого­педагогическая проблема
1.1 Восприятие художественного произведения как психологический процесс.
Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками 8
1.2 Художественная деталь в литературном произведении: определение, типы и
функции. Роль художественной детали в портретном описании персонажа 13
1.3 Портрет литературного героя и его анализ на уроках литературного чтения в
начальной школе 17
Выводы по главе 1 32
Глава 2
Экспериментальное исследование восприятия младшими школьниками художественных деталей в литературном произведении
2.1 Определение актуального уровня восприятия младшими школьниками
художественных деталей в литературном произведении. Констатирующий эксперимент 34
2.2 Комплекс занятий с использованием анализа портретных характеристик персонажей детской литературы. Программа формирующего эксперимента ....41
Выводы по главе 2 48
Список использованной литературы 51
Приложения

Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования млад­шего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формиро­вание необходимого уровня читательской компетентности младшего школьни­ка, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию чита­тельской деятельности как средства самообразования» (Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 ок­тября 2009 г. № 373). Иными словами, задача начальной школы - формирование определенного уровня читательской компетентности у обучающихся.
Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н. Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культур ы человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно­академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно- профессиональной деятельности» [Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. - М., 2007.].
Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. - М.: Школа-Пресс, 2007.].
Определение читательской компетентности Т.А. Чабановой [Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007.] включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые формируются в процессе самостоятельного детского чтения. В свое время они были названы Н.Н. Светловской в ее определении читательской самостоятельности. «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недо стающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа. - 2003. №1. С-11-18.].
Объективными показателями читательской самостоятельности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения. Разработчики Федерального государственного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, назовем компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов:
1. владение техникой чтения (когнитивный аспект);
2. владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект);
3. знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект);...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав методологическую, психологическую и педагогическую литературу, мы исследовали особенности восприятия художественных деталей в тексте младшими школьниками.
В ходе нашего исследования был определен актуальный уровень восприя­тия художественных деталей у учеников третьих классов МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска. У 48% испытуемых данный уровень оказался низким.
Анализ констатирующего эксперимента позволил сделать следующие вы­воды:
1) При чтении литературного произведения большинство учащихся стараются читать все подряд, не пропуская никаких подробностей. Одна­ко, не все ученики понимают, что не только нужно читать все подряд, но необходимо вдумываться в каждое слово, ведь в мелочах кроется главное.
2) Младшие школьники невнимательно относятся к художественным «мелочам», не могут верно их интерпретировать, а некоторые и вовсе не видят, и не выделяют их в тексте. Большее затруднение у учеников вызва­ла именно интерпретация художественных деталей в тексте.
Таким образом, в работе по совершенствованию восприятия художественных деталей в тексте больше внимания нужно уделить умению видеть художественные детали в тексте, а уже потом умению интерпретировать их. С учетом вышесказанного и был построен цикл занятий формирующего эксперимента.
Нами был разработан комплекс специальных занятий, направленных на совершенствование у младших школьников умения находить, выделять и объяснять художественные детали в тексте. В качестве исходного материала были отобраны портретные характеристики разных типов. По нашему мнению, в портретных описаниях кроется очень много нюансов, обращая внимание на которые, можно со ставить цело стную картину, зафиксировать внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в персонаже.
Программа формирующего эксперимента представляет собой 8 занятий, которые работают на все три вышеупомянутые показатели.
Предложенная нами программа построена в соответствии с теоретическими положениями и при практическом использовании будет эффективна.
В заключении хотелось бы процитировать Д.С. Лихачева из: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах».


1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.,1979. 325 с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. 2000, №4.
3. Астахова А. В., Налимова Т. А. Работа над портретной характери­стикой персонажа литературного произведения на уроках чтения в на­чальной школе // Вестник научных конференций. - 2016. - №5. - с. 31-33.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. Эн­циклопедия, 1969.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Спб., 2005.
6. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. №4.
7. Введение в литературоведение. Под общей редакцией Л.М. Крупчанова. Москва: Оникс, 2005.
8. Введение в литературоведение. Литературные произведения: ос­новные понятия и термины. Авторы: Л. В. Черенец, В. Е. Халзиев, С. Н. Бройтман и др. Москва: Высшая школа, 1999.
9. Введение в литературоведение: Учебник для ВУЗов. - М.: Оникс, 2007
10. Виноградов В.В. О теории художественной речи.- Москва, 1971
11. Воюшина. М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 1998.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-дону.: Феникс, 1998.
13. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории во­проса. - М.: Школа-Пресс, 2007.
14. Граник Г. Б., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. // М.: Мой учебник. - 2007.
15. Добин Е. Искусство детали. М.: Советский писатель, 1981 г...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ