ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 6
1.1. Игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями
слуха 6
1.2. Социально-психологические особенности детей среднего дошкольного
возраста с нарушениями слуха 12
1.3. Педагогические средства и педагогические технологии обеспечения игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями
слуха 17
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Исследование игровой деятельности детей среднего дошкольного
возраста с нарушением слуха 27
2.3. Разработка методики развития игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста с нарушением слуха 30
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Одна из стратегических целей развития образования (согласно Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование») - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, что отражено на всех уровнях образования.
В основе гармоничного развития ребенка начиная с дошкольного возраста, лежит активная игровая деятельность. Успешность ребенка в игре определяет его социализацию, возможность наращивания положительного социального опыта. Обусловлено это тем, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте. Именно в игре ребенок раскрывает потенциал своего личностного и познавательного развития.
Исследованием игры как потенциала для познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные ученые: А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова, P.M. Боскис, Л.В.Занков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, Н.Г. Морозова, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Л.И. Тигранова, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова, Е. Левин. Такие отечественные психологи, как П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин.
У детей с различными особенностями здоровья игровая деятельность развита недостаточно, вследствие чего отмечается и бедность личностного и познавательного развития, общая психосоциальная не успешность. В настоящее время, одним из видов нарушений является нарушение слуха. Основная проблема ребёнка с нарушениями слуха заключается в обеднённой его связи с миром, бедности контактов со слышащими сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей.
Дети с нарушением слуха требуют пристального внимания в развитии игровой деятельности, потому как без целенаправленной работы, направленной на расширение опыта, задерживается общественномотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений. Недостатки развития смысловой стороны речи детей, с нарушениями слуха обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий. В результате задержанного развития речи отстает и воображение детей с нарушениями слуха, необходимое для игры.
Итак, проблема развития игровой деятельности представляет интерес для теоретического осмысления и практической проработки. В частности, существует необходимость разработки методики развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха, которая имела бы высокую практическую значимость для использования в педагогической работе с детьми.
Описанная актуальность и проблематика вопроса, выступили обоснованием для выбора темы научного исследования: «Педагогические условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха».
Цель исследования: способствовать развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: игровая деятельность детей среднего
дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования: педагогические условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: уровень развития игровой деятельности у детей с нарушением слуха будет повышен при организации ряда педагогических условий:
• формировать умения развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в логической последовательности;
• формировать умения входить в игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать до конца игры в соответствии с ней и сюжетом игры.
Задачи исследования....
Анализ литературы показал, что проблема развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушением слуха представляет актуальность и интерес для исследования.
Установлено, что для детей с особенностями развития игра может выступать психолого-педагогическим средством компенсации нарушений развития. Ценность игровой деятельности для психического развития детей и компенсации недостатков развития заключается в том, что, являясь развлечением и отдыхом для ребёнка, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Теоретическое исследование проблемы показало, что дети среднего дошкольного возраста с нарушением слуха имеют особенности игровой деятельности, которые выражаются в непонимании детьми игрового замысла и сюжета, отсутствии или низкой детализации содержания игры, повторении одних и тех же привычных игр, трудности вербального контакта со сверстниками, трудности в игровом замещении предметов.
Развитие игровой деятельности в дошкольном детстве позволяет добиться значительных успехов и положительной динамики в психосоциальном развитии детей, имеющим особенности здоровья. В связи с чем, возникает необходимость развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушением слуха.
В рамках формирующего эксперимента прошли апробационные мероприятия программы развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушением развития. Программа построена с учетом нормативно-правовых и научных оснований по проблеме, с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13 к организации занятий для детей с особенностями здоровья. Используется мотивационный компонент. Программа входит в методику по развитию игровой деятельности детей 50
среднего дошкольного возраста с нарушением слуха, которая включает общие рекомендации по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушением слуха, которые предполагают создание специальных организационных и педагогических условий.
Результаты сравнительного анализа данных, полученных в результате проведения констатирующего и контрольного эксперимента, показал положительную динамику в развитии игровой деятельности среднего дошкольного возраста с нарушением слуха.
В частности, усредненные данные критериально-ориентированного наблюдения показали, что уровень развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста с нарушением слуха составляет 9,2 балла, в контрольной группе - 9,6 балла, что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики. Уровень развития игровой деятельности в экспериментальной группе детей среднего дошкольного возраста после специального обучения увеличился, следовательно, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2017. 128 с.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие / Т.Г. Богданова. М.: Академия, 2002. 224 с.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. Москва: Академия, 2002. С. 3-203.
4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Litres. 2017. 15 с.
5. в условиях совместного образования дошкольников с различными стартовыми возможностями //Проблемы современного педагогического образования. 2016. №. 51-3. С. 42-49.
6. Вечканова И.Г. Игровые технологии в проектной деятельности.
7. Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников
сюжетно- ролевым игра / Г.Л. Выгодская. М.: Просвещение, 1975. 218 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии: 1966. № 6.
10. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко. М.: Гном и Д, 2006. - 127 с.
11. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах //Современные проблемы науки и образования. 2017. №. 6. С. 156-156.
12. Ежкова Н.А., Моисеева С.П., Зиимина Н.Н. К вопросу о социализации детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации //Аллея науки. 2017. №. 6. С. 102-106.
13. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. ред. Л.М. Шипицына, Л. П. Назарова. М.: Детство-пресс, 2001. 64 с.
14. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. Санкт-Петербург: КАРО, 2016. 304 с.
15. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников / Н. А. Короткова П. Г. Нежнов // Ребенок в детском саду. 2005. №3. С. 39-52...39