ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
КОНСТРУИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Сущность и содержание понятия «педагогический дискурс» 7
1.2. Психологические особенности и стили педагогического общения 12
1.3. Особенности обучения конструированию педагогического дискурса 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ОП^1ТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
КОНСТРУИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 25
2.1. Алгоритм обучения конструированию педагогического дискурса 25
2.2. Опытная проверка эффективности комплекса упражнений для обучения
конструированию педагогического дискурса 27
2.3. Методические рекомендации55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В современном образовательном пространстве упор делается на понимание материала, а не на его заучивание. Это положение является неотъемлемой частью культуры современной системы образования. В значительной степени возрастают требования к будущим учителям во всех областях знаний и, особенно в области преподавания иностранных языков вообще и английского языка в частности, как языка международного общения. Перед языковыми факультетами высших учебных заведений стоит задача значительно повысить эффективность обучения студентов в области методики обучения английскому языку и подготовить знающих, опытных, творческих специалистов, понимающих и умело интерпретирующих педагогический дискурс.
Актуальность исследования связана с изучением дискурсивного поведения обучающегося в учебном процессе, без которого невозможно существование образования как социального института. Цель педагогического дискурса состоит в том, чтобы учитель/наставник способствовал формированию обучающегося и его духовной сферы. Для достижения такой цели необходимо изучить, каким образом обучающиеся взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в процессе обучения, каким образом они выражают свои мысли и идеи, какие слова и выражения они используют. Исследование дискурсивного поведения обучающегося помогает понять, как формируется и развивается его мышление, каковы основные подходы к обучению и как на это влияют социальные и культурные факторы. Кроме того, изучение дискурсивного поведения обучающегося позволяет выявить проблемы в учебном процессе, связанные с коммуникативными трудностями или неверным пониманием материала, и разработать индивидуальные подходы к обучению на основе анализа учебного диалога.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения иностранному языку на уровне высшего образования.
В качестве предмета исследования выступает обучение конструированию педагогического дискурса на английском языке на уровне бакалавриата.
Цель работы - теоретическое обоснование и разработка учебно - методического обеспечения для обучения бакалавров педагогического образования конструированию педагогического дискурса.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к понятию «педагогический дискурс» на основе анализа отечественной и зарубежной литературы.
2. Разработать учебно-методическое обеспечение по обучению конструированию педагогического дискурса на иностранном языке (английский язык) у студентов уровня бакалавриат.
3. Проверить эффективность учебно-методического обеспечения в процессе обучения конструированию педагогического дискурса на английском языке обучающихся на уровне бакалавриата.
В ходе исследования использовались следующие научные методы:
• теоретические: изучение и анализ методической и психолого- педагогической литературы, педагогическое моделирование;
• эмпирические: наблюдение, тестирование, опросы, изучение самостоятельных письменных работ обучающихся, анализ результатов выполнения тестовых заданий, педагогический эксперимент;
• статистические методы обработки данных.
Новизна исследования заключается в разработке учебнометодического обеспечения для целевой группы второго курса по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки Иностранный язык и Иностранный язык (английский язык и немецкий язык).
Экспериментальная база исследования обучающиеся второго курса факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки Иностранный язык и Иностранный язык (английский язык и немецкий язык).
...
В данной работе был рассмотрен педагогический дискурс, который представляет собой различные виды общения, используемые педагогами при обучении и воспитании.
Основной целью педагогического дискурса является обеспечение эффективного процесса обучения и воспитания обучающихся, что достигается его специфическими задачами, такими как управление знаниями, формирование культуры мышления, коммуникативных умений и развитие личностных качеств обучающихся.
Преподавание английского языка требует от педагога умения конструировать педагогический дискурс, который увлечет и вдохновит обучающихся. Для этого, преподаватель должен использовать разнообразные методы и подходы, такие как дидактические игры, интерактивные задания, общение на английском языке в аутентичной ситуации, чтение книг и статей на английском языке и т.д. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, и использовать подходящие методы и задания для каждого из них.
Педагогический дискурс должен быть интересным, запоминающимся, поэтому преподаватель должен использовать творческий подход и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Кроме того, необходимо следить за своей речью и лексическим запасом, чтобы стимулировать обучающихся к общению на английском языке и помогать им повышать свой уровень владения языком.
Проектирование педагогического дискурса при условии активизации творческого мышления помогает понять механизм саморазвития и самосовершенствование обучающегося и учителя, обеспечивает приобретение опыта конструктивного преобразования педагогической и социальной реальности. Обучающийся становится активным творческим субъектом самостоятельно деятельности благодаря помощи преподавателя. В этом проявляется потенциал личностно-развивающегося педагогического дискурса.
Согласно требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки в результате освоения программы бакалавриата к выпускнику предъявляются требования к уровню сформированности компетенций, среди которых присутствует способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном языке.
Проектирование педагогического дискурса - это полифункциональный процесс, происходящий в нескольких детерминированных пространствах (социокультурном, концептуальном, процессуальном и конструктивном), реализуемый на основе приоритетных педагогических ценностей, целей и задач, направленный на конструктивное преобразование педагогической и социальной реальности.
Целью исследования являлось теоретическое обоснование и разработка учебно-методического обеспечения для обучения бакалавров
педагогического образования конструированию педагогического дискурса.
В соответствии с целью исследования были сформулированы его задачи. Была изучена сущность и содержание понятия «педагогический дискурс»; рассмотрены психологические и лингвистические особенности обучения конструированию педагогического дискурса; выявлены особенности обучения конструированию педагогического дискурса на уровне бакалавриата.
Исследован алгоритм обучения конструированию педагогического дискурса, в соответствии с которым проведена опытная проверка эффективности комплекса упражнений, направленных на развитие умения конструировать педагогический дискурс. По результатам данного эксперимента были составлены рекомендации для обучающихся и преподавателя, которые могут быть применены в практике обучения умению конструировать педагогический дискурс на английском языке.
Таким образом, цель, поставленная в начале работы, была успешно достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s- dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 14.04.2023).
2. Антонова Н.А. Тактики коммуникативно-регулирующей
стратегии педагогического дискурса [Электронный ресурс]. URL: http://www.apriorinauka.ru/media/slovo/8-2015/Antonova1.pdf (дата обращения 20.03.2023).
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. С.136-137.
4. Базилевская В.Б. Порицание в устах учителя (опыт анализа речевого акта) // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц: Тез. докл. / Ин-т языкознания АН СССР, Воронеж. гос. ун-т. М.: 1991. С. 19-26.
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М. : ЧеРо, 1996. С. 159 - 206.
6. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языком как наука и проблемы школьного учебника. М. 1997. 278 с.
7. Веселкова Т.В. Культура устной и письменной коммуникации: учебное пособие / Т.В. Веселкова, И.С. Выходцева, Н.В. Любезнова. - Саратов: Вузовское образование, 2016. 268 с.
8. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. С. 172-189.
9. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 56-59.
10. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс:
категориальная структура и жанровое своеобразие [Электронный ресурс].
URL: http://scicenter.online/russkiy-yazyik/231 -ponyatiya-kommunikativnaya-
strategiya90429.html (дата обращения: 25.04.2023).
11. Гедз С.Ф. Коммуникативно-прагматические особенности высказываний с интеррогативным значением в современном английском языке: автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1998. С. 18-23.
12. Гринева М.С. Коммуникативный кодекс речевого общения: учебное пособие. - Саратов: Вузовское образование, 2018. 65 с.
13. Десяева Н.Д. Культура речи педагога: учебное пособие для
студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006. 192 с.
14. Евстифеева А.А. Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники // Молодой ученый, 2021. № 20 (362). С. 299-301.
15. Ежова Т.В. К вопросу о педагогическом дискурсе // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2006. С. 249-252.
... ВСЕГО 63 ИСТОЧНИКА