ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ СПОРТА 8
1.1 Здоровьесберегающие технологии, их структурные компоненты... 8
1.2 Спортсмены экстремалы и их особенности как отдельной социальной
группы 25
1.3 Особенности реализации здоровьесберегающих технологий в
экстремальном спорте 27
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ СПОРТА 29
2.1 Портрет организации, участвующей в опытно-экспериментальной
работе 29
2.2 Применения здоровьесберегающих технологий в экстремальном спорте 33
2.3 Предложения по совершенствованию здоровьесберегающих технологий
на соревнованиях по экстремальным видам спорта 48
2.4 Анализ опытно-экспериментальной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Комплексное и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной частью государственной социально-экономической политики и регулируется рядом документов, таких как Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте», Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и туризме», Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации «О спортивных организациях» и иные соответствующие нормативные акты. Целью этой государственной политики является содействие оздоровлению нации, пропаганде здорового образа жизни среди населения, воспитанию физически сильного поколения, а также обеспечение успешных выступлений российских спортсменов на крупных международных спортивных мероприятиях.
В настоящее время обострились проблемы со здоровьем подрастающего поколения, которое далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. К сожалению, здоровье молодежи продолжает оставаться плохим и имеет тенденцию к ухудшению.
В связи с этим необходимо уделять больше внимания возможностям сохранения здоровья молодежи во всех сферах деятельности, которую они выполняют, в том числе и в спорте. Занятия спортом предъявляют организму молодого человека самые разнообразные и очень высокие требования. В эти требования включены не только здоровье человека, но и совокупность психического, физического и социального благополучия человека. По мнению О.Л. Трещёвой, здоровье можно представить в виде системы, подчеркивающей взаимосвязь различных компонентов здоровья, таких как:
• Эмоциональный компонент - духовный уровень, психический уровень, социальный уровень;
Физический компонент.
Говоря про экстремальный спорт, можно сразу понять, что он будет преобладать над другими видами спорта, потому что это адреналин, а так же незабываемое чувство полета. Это не большая группа населения молодежи по сравнению с общей массой занимающихся классическими видами, так как не каждый может позволить себе занятия экстремальными видами спорта.
На сегодняшний день, такие виды экстремального спорта как BMX и скейтбординг стали официальными видами спорта, впервые были представлены на летних Олимпийских играх 2020 в Токио, таким образом, данные вида спорта будут иметь еще больший спрос, молодые люди захотят равняться на своих кумиров, тем самым здоровьесберегающих технологии необходимы в данных направлениях. К сожалению, занятия спортом высших достижений всегда имеет обратную сторону медали - человек не только не становиться здоровее, а скорее наоборот, теряет своё здоровье! А в экстремальном спорте ситуация зачастую складывается ещё хуже - спортсмены часто получают смертельные травмы пытаясь выполнить тот или иной трюк! Говорить о благотворном влияние такого «спорта» на здоровьесбережение не приходиться.
Таким образом, возникает противоречие, как включить, и можно ли включить здоровьесберегающие технологии в систему занятий экстремальным спортом?
На сегодняшний день один из путей решения этой проблемы очевиден и уже давно применяется на практике. Это разработка и создание технических средств защиты, которые минимизируют вероятность получения спортсменом травмы. Такие средства хорошо разработаны и их достаточно много: наколенники, налокотники, шлемы, каски, защиты шеи, «черепаха», страховки разного рода, мягкие отбойники, защитная одежда со специальными свойствами и т.д. Перечислять можно долго, в каждом виде спорта свой устоявшийся набор таких средств. Так же, к техническим средствам можно отнести создание специальной инфраструктуры в виде оборудованных площадок, где спортсмены могут заниматься экстремальными направлениями, не боясь за свою жизнь и здоровье. Однако специальные площадки можно построить далеко не для всех видов экстремального спорта.
...
После проведения опытно-экспериментальной работы, мы пришли к такому выводу, что развитие и сохранение здоровья экстремалов обусловлено необходимостью освоения знаний по вопросам здоровьесохраняющей деятельности.
В процессе формирования культуры здорового образа жизни личности необходим учет субъективных факторов, которые рассматриваются как совокупность мотивационно - ценностных ориентаций, свойств и особенностей личности, индивидуального сознания и мировоззрения спортсмена и т.д. К ним относятся: знания и интеллектуальные способности; мотивационно - ценностные ориентации; физическая культура; социально - духовные ценности; поведение и деятельность.
Ведению здорового образа жизни способствует формирование валеологической культуры личности как системы жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности.
В результате проведенного исследования были выявлены организационно-педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий на соревнованиях по экстремальным видам спорта.
Первое условие заключается в внедрении системы медицинского обслуживания на соревнованиях. Наличие медицинского персонала и необходимого оборудования позволит своевременно оказывать помощь участникам в случае травм или несчастных случаев, минимизируя возможные последствия.
Второе условие предусматривает обязательный медицинский осмотр перед участием в соревнованиях. Это позволит исключить наличие противопоказаний к участию в экстремальных видах спорта и предотвратить возможные проблемы со здоровьем участников.
Третье условие заключается в проведении регулярных психологических консультаций для участников. Участие в экстремальных соревнованиях может быть стрессовым, поэтому проведение таких консультаций поможет поддерживать психологическое здоровье участников и помочь им справиться с возможными стрессовыми ситуациями.
Четвертое условие предусматривает проведение обязательных тренировок по безопасности и освоению техники в экстремальных видах спорта. Это поможет участникам снизить риск получения травм и повысит их осведомленность о своих возможностях и границах, что в конечном итоге повысит безопасность на соревнованиях.
Пятое условие заключается в разработке четких правил и норм безопасности на соревнованиях. Ограничения по возрасту участников, использование защитного снаряжения, проверка состояния оборудования и другие меры будут направлены на минимизацию рисков и создание безопасной среды для участников.
Шестое условие предусматривает постоянное обновление оборудования, используемого в экстремальных видах спорта. Это позволит поддерживать высокие стандарты качества и безопасности, предотвращая возможные аварии и несчастные случаи.
Седьмое условие предусматривает проведение обучающих программ для начинающих. Это позволит новичкам освоить базовые навыки и получить необходимые знания о безопасности, что поможет им избежать возможных ошибок и травм при участии в соревнованиях.
Восьмое условие заключается в проведении мониторинга здоровья участников после соревнований. Это позволит своевременно выявить и лечить возможные последствия или травмы, способствуя более быстрому восстановлению участников и их возвращению к тренировкам.
Таким образом, внедрение организационно-педагогических условий, предложенных в данной диссертации, позволит повысить безопасность и здоровье участников на соревнованиях по экстремальным видам спорта. Это создаст более благоприятную среду для развития и популяризации этих видов спорта.
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://er-
gosduma.ru/news/deputaty-gosdumy-gotovy-okazyvat-podderzhku-razvitiyu- ulichnoy-kultury/
2. Alters S., Schiff W. Essential Concepts for Healthy Living. - Jones & Bartlett Publishers, 2015. - 698 p.
3. Housman J., Odum M. Alters and Schiff Essential Concepts for Healthy Living. - Jones & Bartlett Publishers, 2015. - 718 p.
4. Sepel J. Living the Healthy Life. - Macmillan Publishers Aus., 2017. - 320 p.
5. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дисс... канд. пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 42 с.
6. Адольф, В.А. Безопасность личности в контексте ее образованности / В.А. Адольф, К.В. Адольф, А.В. Фоминых // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIV международной научно-практической конференции (г. Красноярск, 08-09 апреля 2021 г.). - Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - Часть 2. - С. 10-13.
7. Адольф, В. А. Концепция безопасности в современном образовании / В.А. Адольф, К.В. Адольф, А.В. Фоминых // Образовательные технологии (г. Москва). - 2020. - № 4. - С. 69-75.
8. Акимова, Л.А. Готовность будущих педагогов к здоровьесбережению: состояние и перспективы / Л.А. Акимова, К.К. Вилкова // Грани педагогики безопасности: сборник материалов Всероссийской студенческой конференции. - Екатеринбург, 2017. - С. 41-45.
9. Антропова, М.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Л.М. Кузнецова, Г.В. Бородкина // Педагогика. - 2015. - №2. - С. 26-31.
10. Арсеньев, А.Е. Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности: дисс. ... кандидата пед. наук: 13.00.02 / А.Е. Арсеньев: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2008. - 204 с.
11. Астанина Ю.С., Вахрушев С.А. Обоснование введения теоретического урока физической культуры в учебные планы общеобразовательных организаций как элемента умственного воспитания // Педагогика в физической культуре, спорте и хореографии: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. 2020. С. 20-23.
12. Багаев, С.Н. Российское общество: путь к современной культуре управления социальным здоровьем населения (к формированию социального проекта мегаполиса) / С.Н. Багаев, С.И. Григорьев. - Москва-Барнаул, 2016. - 66 с.
13. Баевский, P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения норм адаптации / Р.М. Баевский // Вестник АМН. - 2015. - №8. - С. 73-78.
14. Бакшеева, З.К. Сопоставительная характеристика состояния здорового образа жизни студентов высшей школы / З.К. Бакшеева, Н.Е. Строгова, М.С. Зайцева // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2017. - С. 187-196.
15. Баркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н. Баркова // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 74-77.
... ВСЕГО 73 ИСТОЧНИКОВ