Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы

Работа №149301

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические предпосылки социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.1. Социокультурная адаптация детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.3. Педагогический потенциал поликультурной среды основной средней школы в контексте социокультурная адаптацию детей мигрантов
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
2.1. Организационно-педагогические обеспечение информационной и правовой поддержки и этнодиалогизации образовательного процесса основной средней школы.
2.2. Создание доброжелательного психолого-педагогического климата поликультурной среды основной средней школы
2.3. Реализация интенсивных программ обучения по дисциплинам гуманитарного цикла с применением активных методов обучения
Заключение
Приложение
Библиографический список

Актуальность исследования определена общемировыми тенденциями развития современной цивилизации на рубеже XX-XXI вв. В условиях развивающихся экономических, политических информационных контактов, в мире наблюдается и постоянный рост количество экономических и вынужденных мигрантов. Одна из ключевых проблем, с которыми они неизбежно сталкиваются на новом месте жительств, является социокультурная адаптация к новым условиям жизни, представляющая собой сложный, длительный и многоаспектный процесс переживания культурных, этнических и религиозных различий с титульной нацией, и, как следствие, социальной изоляции и депривации.
Значительную часть мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в среде российской основной средней школы, поскольку именно она является ключевым институтом социокультурной адаптации.
К сожалению, в силу ряда причин, изучение данной проблемы в ряда течение десятилетий не вызывала всеобщего исследовательского интереса как зарубежного, так и отечественного педагогического сообщества. Только в конце XX в., в связи с поиском гуманистической составляющей и антропологического фундамента жизни ЮНЕСКО определило основной целью образования подготовку грядущих поколений к жизни в условиях многонациональной, поликультурной среды, толерантности, активной межкультурной коммуникации.
Данному положению созвучны «Концепции развития поликультурного образования» (2010), «Концепции модернизации российского образования до 2020 г.» и Указу президента Российской Федерации № 602 от 07. 05. 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия», которые призывают к развитию у юных граждан России готовности к пониманию многообразия социальных культурных, этнических и религиозных ценностей и различий, а так же умений осуществлять плодотворное взаимодействие с людьми разных культур, национальностей и вероисповеданий.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес научно-педагогической общественности к изучению организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы. В последние годы эти знания и опыт выступают не только объектом научного интереса, но и предметом взаимодействия участников учебно-педагогических отношений, обретают размах и общественное звучание на общегосударственном и региональном уровнях.
Степень изученности проблемы. Первая группа исследований посвящена общим вопросам адаптации как социального явления. Понятие «адаптация» в научный оборот ввел немецкий физиолог Г. Ауберт. И. М. Сеченова и И. П. Павлова выявили, что в основе адаптации лежит стремление к равновесию. В.Г. Крысько описывает социальную адаптацию как вхождение человека в социально-ролевые связи и отношения. П. А. Сорокин ввел понятие социокультурная адаптация, акцентировал внимание на органическом единстве частей общества, его общей ценностной и символической основе.
С позиций социологии социальную адаптацию изучали М. Вебер, Р Мертон, Ф. Бок. Методологические основания социальная получила в работах представителей Чикагской школы - А. Смолла, Р Парка, В. Томаса, Ф. Знанецкого, Уайта.
За рубежом обобщающие исследования адаптации проводили С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри, в отечественной науке - Г.С. Витковская, T.M. Дробижева, Л.В. Корель. Н.Р. Маликова изучала изменение роли информации в миграционных процессах. В конце 80-х гг. XX века появляются научные работы Б.С. Хорева, В.А. Ионцева, М.Б. Денисенко.
Вторую группу работ составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях (В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и др.). В.Н. Павленко и В.Н. Петрова изучали стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов. В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях (О.Д. Воробьевой, И.А. Романова, А.Н. Попова, Н.Н. Суворовой, M.JI. Тюркина, Л.Л. Хоперской).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что для успешной социокультурной адаптации детей мигрантов в современное российское общество возможна только при освоении ими языка, традиций, социальных ролей, ценностей и норм поведения. Все эти элементы культуры дети могут освоить в основной средней школе, при обеспечении соответствующих данной задаче педагогических условий.
Для успешной адаптации детей мигрантов подросткового возраста необходимо учитывать совокупность возрастных особенностей и специфические проблемы, с которыми приходится сталкиваться мигрантам. Как подростки, они ориентированы в первую очередь на общение со сверстниками, но как мигранты, могут столкнуться с языковым и культурным барьерами, а также предубеждениями со стороны принимающего общества. В связи с этим требуются особые методы и формы педагогической работы в школах, где учатся дети мигранты. В мировой практике накоплен большой и разнообразный опыт работы по адаптации с детьми мигрантами. Однако в России этот процесс идет с некоторым отставанием и не удовлетворяет реальных потребностей и детей мигрантов, и принимающего общества.
В нашем исследовании было подтверждено, что для успешной адаптации детей мигрантов требуется особая организация педагогической работы. Учебная и внеучебная деятельность в педагогическом учреждении должны быть организованы таким образом, чтобы дети мигранты могли не только осваивать русские язык и культуру, но и сохранять свою. Организовав знакомство учеников школы с культурами разных народов мира, включая культуры, родные для детей мигрантов, можно снизить ксенофобские настроения в школьном коллективе.
Также для культурного обмена необходим благоприятный психологический климат в школе. Его условиями является активность учеников всех национальностей, высокая мотивация к обучению, развитию и сотрудничеству, способность к рефлексии, осознание общих целей и ценностей.
Учебная и внеучебная деятельность в образовательном учреждении должна быть выстроена на таких дидактических условиях, которые научать подростков взаимодействовать и сотрудничать, считаться с чужим мнением, помогут сохранить и приумножить мотивацию к обучению, помогут детям мигрантам лучше изучить русский язык и освоить социальные роли.
Использованные в комплексе педагогические условия, которые мы выявили и раскрыли в нашем исследовании, позволят обеспечить полноценную адаптацию детей мигрантов к российскому обществу на базе образовательных учреждений. Адаптация и интеграция мигрантов в российское общество - залог развития культуры, экономики, политики и социальной безопасности России.



1. Адаптация детей и подростков из семей мигрантов в системе образования//Этноинфо - http://www.ethnoinfo.ru/adaptacija-detej-i-podrostkov-iz- sem ej-migrantov-v-sistem e-obrazovanija
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
4. Антипьев А. Г. Социокультурный фактор и его значимость в кризисном российском обществе // Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии: материалы международной научной конференции. СПб., 2009. С. 175.
5. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 1993
6. Бадмаева Возрастные Б. Б. особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012. № 7. С.45-53.
7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 321 с.
9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление): миграция и смысл жизни / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Москов. психолого-соц. институт. - Воронеж: НПО «МОДЭ», 2004.
10. Брыксина Е.С., Касаткина Н.Э. - Возроастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса
11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с. - с. 167
13. Данг Тхи Ким Лиен Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105.
14. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.
15. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. -­М.: ИНТОР, 1996.
... всего 51 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ