Организационно-педагогические условия социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
|
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.1. Социокультурная адаптация детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.3. Педагогический потенциал поликультурной среды основной средней школы в контексте социокультурная адаптацию детей мигрантов
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
2.1. Организационно-педагогические обеспечение информационной и правовой поддержки и этнодиалогизации образовательного процесса основной средней школы.
2.2. Создание доброжелательного психолого-педагогического климата поликультурной среды основной средней школы
2.3. Реализация интенсивных программ обучения по дисциплинам гуманитарного цикла с применением активных методов обучения
Заключение
Приложение
Библиографический список
Глава I. Теоретические предпосылки социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.1. Социокультурная адаптация детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.3. Педагогический потенциал поликультурной среды основной средней школы в контексте социокультурная адаптацию детей мигрантов
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
2.1. Организационно-педагогические обеспечение информационной и правовой поддержки и этнодиалогизации образовательного процесса основной средней школы.
2.2. Создание доброжелательного психолого-педагогического климата поликультурной среды основной средней школы
2.3. Реализация интенсивных программ обучения по дисциплинам гуманитарного цикла с применением активных методов обучения
Заключение
Приложение
Библиографический список
Актуальность исследования определена общемировыми тенденциями развития современной цивилизации на рубеже XX-XXI вв. В условиях развивающихся экономических, политических информационных контактов, в мире наблюдается и постоянный рост количество экономических и вынужденных мигрантов. Одна из ключевых проблем, с которыми они неизбежно сталкиваются на новом месте жительств, является социокультурная адаптация к новым условиям жизни, представляющая собой сложный, длительный и многоаспектный процесс переживания культурных, этнических и религиозных различий с титульной нацией, и, как следствие, социальной изоляции и депривации.
Значительную часть мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в среде российской основной средней школы, поскольку именно она является ключевым институтом социокультурной адаптации.
К сожалению, в силу ряда причин, изучение данной проблемы в ряда течение десятилетий не вызывала всеобщего исследовательского интереса как зарубежного, так и отечественного педагогического сообщества. Только в конце XX в., в связи с поиском гуманистической составляющей и антропологического фундамента жизни ЮНЕСКО определило основной целью образования подготовку грядущих поколений к жизни в условиях многонациональной, поликультурной среды, толерантности, активной межкультурной коммуникации.
Данному положению созвучны «Концепции развития поликультурного образования» (2010), «Концепции модернизации российского образования до 2020 г.» и Указу президента Российской Федерации № 602 от 07. 05. 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия», которые призывают к развитию у юных граждан России готовности к пониманию многообразия социальных культурных, этнических и религиозных ценностей и различий, а так же умений осуществлять плодотворное взаимодействие с людьми разных культур, национальностей и вероисповеданий.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес научно-педагогической общественности к изучению организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы. В последние годы эти знания и опыт выступают не только объектом научного интереса, но и предметом взаимодействия участников учебно-педагогических отношений, обретают размах и общественное звучание на общегосударственном и региональном уровнях.
Степень изученности проблемы. Первая группа исследований посвящена общим вопросам адаптации как социального явления. Понятие «адаптация» в научный оборот ввел немецкий физиолог Г. Ауберт. И. М. Сеченова и И. П. Павлова выявили, что в основе адаптации лежит стремление к равновесию. В.Г. Крысько описывает социальную адаптацию как вхождение человека в социально-ролевые связи и отношения. П. А. Сорокин ввел понятие социокультурная адаптация, акцентировал внимание на органическом единстве частей общества, его общей ценностной и символической основе.
С позиций социологии социальную адаптацию изучали М. Вебер, Р Мертон, Ф. Бок. Методологические основания социальная получила в работах представителей Чикагской школы - А. Смолла, Р Парка, В. Томаса, Ф. Знанецкого, Уайта.
За рубежом обобщающие исследования адаптации проводили С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри, в отечественной науке - Г.С. Витковская, T.M. Дробижева, Л.В. Корель. Н.Р. Маликова изучала изменение роли информации в миграционных процессах. В конце 80-х гг. XX века появляются научные работы Б.С. Хорева, В.А. Ионцева, М.Б. Денисенко.
Вторую группу работ составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях (В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и др.). В.Н. Павленко и В.Н. Петрова изучали стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов. В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях (О.Д. Воробьевой, И.А. Романова, А.Н. Попова, Н.Н. Суворовой, M.JI. Тюркина, Л.Л. Хоперской).
...
Значительную часть мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в среде российской основной средней школы, поскольку именно она является ключевым институтом социокультурной адаптации.
К сожалению, в силу ряда причин, изучение данной проблемы в ряда течение десятилетий не вызывала всеобщего исследовательского интереса как зарубежного, так и отечественного педагогического сообщества. Только в конце XX в., в связи с поиском гуманистической составляющей и антропологического фундамента жизни ЮНЕСКО определило основной целью образования подготовку грядущих поколений к жизни в условиях многонациональной, поликультурной среды, толерантности, активной межкультурной коммуникации.
Данному положению созвучны «Концепции развития поликультурного образования» (2010), «Концепции модернизации российского образования до 2020 г.» и Указу президента Российской Федерации № 602 от 07. 05. 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия», которые призывают к развитию у юных граждан России готовности к пониманию многообразия социальных культурных, этнических и религиозных ценностей и различий, а так же умений осуществлять плодотворное взаимодействие с людьми разных культур, национальностей и вероисповеданий.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес научно-педагогической общественности к изучению организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы. В последние годы эти знания и опыт выступают не только объектом научного интереса, но и предметом взаимодействия участников учебно-педагогических отношений, обретают размах и общественное звучание на общегосударственном и региональном уровнях.
Степень изученности проблемы. Первая группа исследований посвящена общим вопросам адаптации как социального явления. Понятие «адаптация» в научный оборот ввел немецкий физиолог Г. Ауберт. И. М. Сеченова и И. П. Павлова выявили, что в основе адаптации лежит стремление к равновесию. В.Г. Крысько описывает социальную адаптацию как вхождение человека в социально-ролевые связи и отношения. П. А. Сорокин ввел понятие социокультурная адаптация, акцентировал внимание на органическом единстве частей общества, его общей ценностной и символической основе.
С позиций социологии социальную адаптацию изучали М. Вебер, Р Мертон, Ф. Бок. Методологические основания социальная получила в работах представителей Чикагской школы - А. Смолла, Р Парка, В. Томаса, Ф. Знанецкого, Уайта.
За рубежом обобщающие исследования адаптации проводили С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри, в отечественной науке - Г.С. Витковская, T.M. Дробижева, Л.В. Корель. Н.Р. Маликова изучала изменение роли информации в миграционных процессах. В конце 80-х гг. XX века появляются научные работы Б.С. Хорева, В.А. Ионцева, М.Б. Денисенко.
Вторую группу работ составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях (В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и др.). В.Н. Павленко и В.Н. Петрова изучали стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов. В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях (О.Д. Воробьевой, И.А. Романова, А.Н. Попова, Н.Н. Суворовой, M.JI. Тюркина, Л.Л. Хоперской).
...
Проведенное нами исследование показало, что для успешной социокультурной адаптации детей мигрантов в современное российское общество возможна только при освоении ими языка, традиций, социальных ролей, ценностей и норм поведения. Все эти элементы культуры дети могут освоить в основной средней школе, при обеспечении соответствующих данной задаче педагогических условий.
Для успешной адаптации детей мигрантов подросткового возраста необходимо учитывать совокупность возрастных особенностей и специфические проблемы, с которыми приходится сталкиваться мигрантам. Как подростки, они ориентированы в первую очередь на общение со сверстниками, но как мигранты, могут столкнуться с языковым и культурным барьерами, а также предубеждениями со стороны принимающего общества. В связи с этим требуются особые методы и формы педагогической работы в школах, где учатся дети мигранты. В мировой практике накоплен большой и разнообразный опыт работы по адаптации с детьми мигрантами. Однако в России этот процесс идет с некоторым отставанием и не удовлетворяет реальных потребностей и детей мигрантов, и принимающего общества.
В нашем исследовании было подтверждено, что для успешной адаптации детей мигрантов требуется особая организация педагогической работы. Учебная и внеучебная деятельность в педагогическом учреждении должны быть организованы таким образом, чтобы дети мигранты могли не только осваивать русские язык и культуру, но и сохранять свою. Организовав знакомство учеников школы с культурами разных народов мира, включая культуры, родные для детей мигрантов, можно снизить ксенофобские настроения в школьном коллективе.
Также для культурного обмена необходим благоприятный психологический климат в школе. Его условиями является активность учеников всех национальностей, высокая мотивация к обучению, развитию и сотрудничеству, способность к рефлексии, осознание общих целей и ценностей.
Учебная и внеучебная деятельность в образовательном учреждении должна быть выстроена на таких дидактических условиях, которые научать подростков взаимодействовать и сотрудничать, считаться с чужим мнением, помогут сохранить и приумножить мотивацию к обучению, помогут детям мигрантам лучше изучить русский язык и освоить социальные роли.
Использованные в комплексе педагогические условия, которые мы выявили и раскрыли в нашем исследовании, позволят обеспечить полноценную адаптацию детей мигрантов к российскому обществу на базе образовательных учреждений. Адаптация и интеграция мигрантов в российское общество - залог развития культуры, экономики, политики и социальной безопасности России.
Для успешной адаптации детей мигрантов подросткового возраста необходимо учитывать совокупность возрастных особенностей и специфические проблемы, с которыми приходится сталкиваться мигрантам. Как подростки, они ориентированы в первую очередь на общение со сверстниками, но как мигранты, могут столкнуться с языковым и культурным барьерами, а также предубеждениями со стороны принимающего общества. В связи с этим требуются особые методы и формы педагогической работы в школах, где учатся дети мигранты. В мировой практике накоплен большой и разнообразный опыт работы по адаптации с детьми мигрантами. Однако в России этот процесс идет с некоторым отставанием и не удовлетворяет реальных потребностей и детей мигрантов, и принимающего общества.
В нашем исследовании было подтверждено, что для успешной адаптации детей мигрантов требуется особая организация педагогической работы. Учебная и внеучебная деятельность в педагогическом учреждении должны быть организованы таким образом, чтобы дети мигранты могли не только осваивать русские язык и культуру, но и сохранять свою. Организовав знакомство учеников школы с культурами разных народов мира, включая культуры, родные для детей мигрантов, можно снизить ксенофобские настроения в школьном коллективе.
Также для культурного обмена необходим благоприятный психологический климат в школе. Его условиями является активность учеников всех национальностей, высокая мотивация к обучению, развитию и сотрудничеству, способность к рефлексии, осознание общих целей и ценностей.
Учебная и внеучебная деятельность в образовательном учреждении должна быть выстроена на таких дидактических условиях, которые научать подростков взаимодействовать и сотрудничать, считаться с чужим мнением, помогут сохранить и приумножить мотивацию к обучению, помогут детям мигрантам лучше изучить русский язык и освоить социальные роли.
Использованные в комплексе педагогические условия, которые мы выявили и раскрыли в нашем исследовании, позволят обеспечить полноценную адаптацию детей мигрантов к российскому обществу на базе образовательных учреждений. Адаптация и интеграция мигрантов в российское общество - залог развития культуры, экономики, политики и социальной безопасности России.
Подобные работы
- Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Особенности интеллектуальной деятельности и уровень тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В МАОУ СОШ №1 г. САЛЕХАРДА)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5930 р. Год сдачи: 2024 - Формирование личности безопасного типа у обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018





