Введение
Глава I. Теоретические предпосылки социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.1. Социокультурная адаптация детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
1.3. Педагогический потенциал поликультурной среды основной средней школы в контексте социокультурная адаптацию детей мигрантов
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий адаптации детей мигрантов в поликультурной среде основной средней школы
2.1. Организационно-педагогические обеспечение информационной и правовой поддержки и этнодиалогизации образовательного процесса основной средней школы.
2.2. Создание доброжелательного психолого-педагогического климата поликультурной среды основной средней школы
2.3. Реализация интенсивных программ обучения по дисциплинам гуманитарного цикла с применением активных методов обучения
Заключение
Приложение
Библиографический список
Актуальность исследования определена общемировыми тенденциями развития современной цивилизации на рубеже XX-XXI вв. В условиях развивающихся экономических, политических информационных контактов, в мире наблюдается и постоянный рост количество экономических и вынужденных мигрантов. Одна из ключевых проблем, с которыми они неизбежно сталкиваются на новом месте жительств, является социокультурная адаптация к новым условиям жизни, представляющая собой сложный, длительный и многоаспектный процесс переживания культурных, этнических и религиозных различий с титульной нацией, и, как следствие, социальной изоляции и депривации.
Значительную часть мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в среде российской основной средней школы, поскольку именно она является ключевым институтом социокультурной адаптации.
К сожалению, в силу ряда причин, изучение данной проблемы в ряда течение десятилетий не вызывала всеобщего исследовательского интереса как зарубежного, так и отечественного педагогического сообщества. Только в конце XX в., в связи с поиском гуманистической составляющей и антропологического фундамента жизни ЮНЕСКО определило основной целью образования подготовку грядущих поколений к жизни в условиях многонациональной, поликультурной среды, толерантности, активной межкультурной коммуникации.
Данному положению созвучны «Концепции развития поликультурного образования» (2010), «Концепции модернизации российского образования до 2020 г.» и Указу президента Российской Федерации № 602 от 07. 05. 2012 г. «Об обеспечении межнационального согласия», которые призывают к развитию у юных граждан России готовности к пониманию многообразия социальных культурных, этнических и религиозных ценностей и различий, а так же умений осуществлять плодотворное взаимодействие с людьми разных культур, национальностей и вероисповеданий.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес научно-педагогической общественности к изучению организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы. В последние годы эти знания и опыт выступают не только объектом научного интереса, но и предметом взаимодействия участников учебно-педагогических отношений, обретают размах и общественное звучание на общегосударственном и региональном уровнях.
Степень изученности проблемы. Первая группа исследований посвящена общим вопросам адаптации как социального явления. Понятие «адаптация» в научный оборот ввел немецкий физиолог Г. Ауберт. И. М. Сеченова и И. П. Павлова выявили, что в основе адаптации лежит стремление к равновесию. В.Г. Крысько описывает социальную адаптацию как вхождение человека в социально-ролевые связи и отношения. П. А. Сорокин ввел понятие социокультурная адаптация, акцентировал внимание на органическом единстве частей общества, его общей ценностной и символической основе.
С позиций социологии социальную адаптацию изучали М. Вебер, Р Мертон, Ф. Бок. Методологические основания социальная получила в работах представителей Чикагской школы - А. Смолла, Р Парка, В. Томаса, Ф. Знанецкого, Уайта.
За рубежом обобщающие исследования адаптации проводили С. Вертовек, С. Спенсер, А. Мемм, Дж. Берри, в отечественной науке - Г.С. Витковская, T.M. Дробижева, Л.В. Корель. Н.Р. Маликова изучала изменение роли информации в миграционных процессах. В конце 80-х гг. XX века появляются научные работы Б.С. Хорева, В.А. Ионцева, М.Б. Денисенко.
Вторую группу работ составляют теоретические и прикладные исследования адаптации мигрантов в различных культурных и социально-экономических условиях (В.В. Амелина, Ю.В. Арутюняна, И.М. Бадыштовой, С.В. Барановой, В.В. Гриценко, А.В. Дмитриева, Е.А. Назаровой и др.). В.Н. Павленко и В.Н. Петрова изучали стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов. В последнее время усилился интерес к адаптации мигрантов в контексте проблем управления миграцией в изменяющихся социальных условиях (О.Д. Воробьевой, И.А. Романова, А.Н. Попова, Н.Н. Суворовой, M.JI. Тюркина, Л.Л. Хоперской).
...
Проведенное нами исследование показало, что для успешной социокультурной адаптации детей мигрантов в современное российское общество возможна только при освоении ими языка, традиций, социальных ролей, ценностей и норм поведения. Все эти элементы культуры дети могут освоить в основной средней школе, при обеспечении соответствующих данной задаче педагогических условий.
Для успешной адаптации детей мигрантов подросткового возраста необходимо учитывать совокупность возрастных особенностей и специфические проблемы, с которыми приходится сталкиваться мигрантам. Как подростки, они ориентированы в первую очередь на общение со сверстниками, но как мигранты, могут столкнуться с языковым и культурным барьерами, а также предубеждениями со стороны принимающего общества. В связи с этим требуются особые методы и формы педагогической работы в школах, где учатся дети мигранты. В мировой практике накоплен большой и разнообразный опыт работы по адаптации с детьми мигрантами. Однако в России этот процесс идет с некоторым отставанием и не удовлетворяет реальных потребностей и детей мигрантов, и принимающего общества.
В нашем исследовании было подтверждено, что для успешной адаптации детей мигрантов требуется особая организация педагогической работы. Учебная и внеучебная деятельность в педагогическом учреждении должны быть организованы таким образом, чтобы дети мигранты могли не только осваивать русские язык и культуру, но и сохранять свою. Организовав знакомство учеников школы с культурами разных народов мира, включая культуры, родные для детей мигрантов, можно снизить ксенофобские настроения в школьном коллективе.
Также для культурного обмена необходим благоприятный психологический климат в школе. Его условиями является активность учеников всех национальностей, высокая мотивация к обучению, развитию и сотрудничеству, способность к рефлексии, осознание общих целей и ценностей.
Учебная и внеучебная деятельность в образовательном учреждении должна быть выстроена на таких дидактических условиях, которые научать подростков взаимодействовать и сотрудничать, считаться с чужим мнением, помогут сохранить и приумножить мотивацию к обучению, помогут детям мигрантам лучше изучить русский язык и освоить социальные роли.
Использованные в комплексе педагогические условия, которые мы выявили и раскрыли в нашем исследовании, позволят обеспечить полноценную адаптацию детей мигрантов к российскому обществу на базе образовательных учреждений. Адаптация и интеграция мигрантов в российское общество - залог развития культуры, экономики, политики и социальной безопасности России.
1. Адаптация детей и подростков из семей мигрантов в системе образования//Этноинфо - http://www.ethnoinfo.ru/adaptacija-detej-i-podrostkov-iz- sem ej-migrantov-v-sistem e-obrazovanija
2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
4. Антипьев А. Г. Социокультурный фактор и его значимость в кризисном российском обществе // Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии: материалы международной научной конференции. СПб., 2009. С. 175.
5. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 1993
6. Бадмаева Возрастные Б. Б. особенности современных школьников 10-12 лет // Образование и наука. 2012. № 7. С.45-53.
7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 321 с.
9. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление): миграция и смысл жизни / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Москов. психолого-соц. институт. - Воронеж: НПО «МОДЭ», 2004.
10. Брыксина Е.С., Касаткина Н.Э. - Возроастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса
11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с. - с. 167
13. Данг Тхи Ким Лиен Особенности социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105.
14. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.
15. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. -М.: ИНТОР, 1996.
... всего 51 источников