Организационно - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве КГПУ им. В.П. Астафьева12
1.1. Организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов
первого курса в образовательном пространстве вуза как педагогическая проблема 12
1.2. Образовательное пространство вуза в контексте адаптации в нем студентов
первого курса 20
1.3. Организационно-педагогические условия сопровождения адаптации
студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация эффективных условий адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве КГПУ им. В.П. Астафьева 50
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно - педагогических условий адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 50
2.2. Реализация экспериментальной работы по сопровождению адаптации
студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 52
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Глава 1. Теоретические предпосылки организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве КГПУ им. В.П. Астафьева12
1.1. Организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов
первого курса в образовательном пространстве вуза как педагогическая проблема 12
1.2. Образовательное пространство вуза в контексте адаптации в нем студентов
первого курса 20
1.3. Организационно-педагогические условия сопровождения адаптации
студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация эффективных условий адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве КГПУ им. В.П. Астафьева 50
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно - педагогических условий адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 50
2.2. Реализация экспериментальной работы по сопровождению адаптации
студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 52
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования. Одной из судьбоносных составляющих жизнедеятельности индустриально развитых обществ в XXI столетии стала адаптация грядущих поколений граждан к стремительным темпам развития и трансформации социально-экономических, политических и социокультурных процессов. Это особенно важно в условиях коренных изменений во всех сферах жизнедеятельности российского социума, всех социальных институтах, в том числе и системы высшего педагогического образования, перед которым стоит задача формирования высокопрофессионального кадрового резерва педагогов. Её успешное разрешение, или хотя бы снятие противоречий между настоящим положением дел в этой сфере, и ожиданием общества и государства настолько важно, что позволяет говорить о ней как о феномене современной России в частности. Изучение данного феномена становится злободневной проблемой отечественной науки.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО адаптация студентов - первокурсников к образовательной среде вуза определяется как незаменимая составляющая образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается интеграция в студенчество, как в отдельную социальную группу, с целью принятия норм, требования, стандартов и ценностей, необходимых для формирования личности компетентного специалиста. Однако на практике, у многих первокурсников обнаруживается низкая мотивация к восприятию неизбежных изменений в своем социальном статусе, в характере учебной деятельности, в приятии других студентов, налаживании с ними конструктивных межличностных и профессиональных коммуникаций.
Означенные тенденции усиливают потребность в организационнопедагогическом сопровождении адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза, под которым мы понимаем систему профессиональных действий, направленных на становление социально - психологической среды, способствующей успешному воспитанию, обучению и саморазвитию обучающегося на всех возрастных этапах.
Степень изученности проблемы. Тема организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса привлекала и привлекает внимание многих исследователей.
Идея педагогического сопровождения опирается на развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Собственно педагогическое сопровождение исследовались Е.А. Александровой, И.А. Липским, М.Н. Певзнером, а организационно - педагогическое сопровождение стало предметом исследования В.Н. Ачкасова, И.П. Еронина, Е.И. Казаковой и др. Адаптация студентов первого курса занимало большое место в работах Е.В. Осипчуковой, И.Ю. Бурхановой, П.С. Кузнецова и др.
...
В соответствии с требованиями ФГОС ВО адаптация студентов - первокурсников к образовательной среде вуза определяется как незаменимая составляющая образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается интеграция в студенчество, как в отдельную социальную группу, с целью принятия норм, требования, стандартов и ценностей, необходимых для формирования личности компетентного специалиста. Однако на практике, у многих первокурсников обнаруживается низкая мотивация к восприятию неизбежных изменений в своем социальном статусе, в характере учебной деятельности, в приятии других студентов, налаживании с ними конструктивных межличностных и профессиональных коммуникаций.
Означенные тенденции усиливают потребность в организационнопедагогическом сопровождении адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза, под которым мы понимаем систему профессиональных действий, направленных на становление социально - психологической среды, способствующей успешному воспитанию, обучению и саморазвитию обучающегося на всех возрастных этапах.
Степень изученности проблемы. Тема организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса привлекала и привлекает внимание многих исследователей.
Идея педагогического сопровождения опирается на развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Собственно педагогическое сопровождение исследовались Е.А. Александровой, И.А. Липским, М.Н. Певзнером, а организационно - педагогическое сопровождение стало предметом исследования В.Н. Ачкасова, И.П. Еронина, Е.И. Казаковой и др. Адаптация студентов первого курса занимало большое место в работах Е.В. Осипчуковой, И.Ю. Бурхановой, П.С. Кузнецова и др.
...
В соответствии с ФГОС ВО (3++) результатами освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Организационно - педагогическое сопровождение подразумевает, совместные действия всех субъектов образовательного процесса и является неотъемлемой частью успешной адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза.
В ходе исследования мы ставили перед собой цель определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
• выявили теоретические предпосылки эффективной адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза;
• определили потенциал образовательного пространства вуза, в контексте адаптации в нем студентов-первокурсников;
• обосновали организационно-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• организовали опытно-экспериментальную работу по реализации организационно - педагогических условий адаптации студентов- первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• реализовали опытно-экспериментальную работу по реализации организационно - педагогических условий адаптации студентов- первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• осуществили опытно-экспериментальную проверку результативности проведенной работы по адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза.
На основе бесед, анализов результатов анкетирования были составлены рекомендации для студентов первого курса, для преподавателей по адаптации студентов первого курса, адаптационный тренинг для студентов первого курса.
В силу всего вышесказанного, с учетом выводов и практических рекомендаций в заключении представляется необходимым констатировать, что исследование организационно - педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза познавательно не завершено. Оно представляет собой лишь авторский вариант исследования ее основных направлений и предполагает дальнейшее изучение и осмысление.
Материалы исследования могут быть использованы в практике высших учебных заведений при организации учебной и внеучебной работы. Результаты исследования могут быть также использованы в курсах для студентов психолого - педагогических, педагогических направлений, на курсах повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, а также в общих курсах педагогики и спецкурсах.
К сожалению, из-за нестабильной эпидемиологической обстановки, в связи с «COVID - 19», для нас не представилась возможность апробации
рекомендаций и тренинга.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных педагогических программ организационно - педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза.
Таким образом, была достигнута поставленная нами цель исследования и решены сформулированные задачи.
Организационно - педагогическое сопровождение подразумевает, совместные действия всех субъектов образовательного процесса и является неотъемлемой частью успешной адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза.
В ходе исследования мы ставили перед собой цель определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
• выявили теоретические предпосылки эффективной адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза;
• определили потенциал образовательного пространства вуза, в контексте адаптации в нем студентов-первокурсников;
• обосновали организационно-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• организовали опытно-экспериментальную работу по реализации организационно - педагогических условий адаптации студентов- первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• реализовали опытно-экспериментальную работу по реализации организационно - педагогических условий адаптации студентов- первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• осуществили опытно-экспериментальную проверку результативности проведенной работы по адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза.
На основе бесед, анализов результатов анкетирования были составлены рекомендации для студентов первого курса, для преподавателей по адаптации студентов первого курса, адаптационный тренинг для студентов первого курса.
В силу всего вышесказанного, с учетом выводов и практических рекомендаций в заключении представляется необходимым констатировать, что исследование организационно - педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза познавательно не завершено. Оно представляет собой лишь авторский вариант исследования ее основных направлений и предполагает дальнейшее изучение и осмысление.
Материалы исследования могут быть использованы в практике высших учебных заведений при организации учебной и внеучебной работы. Результаты исследования могут быть также использованы в курсах для студентов психолого - педагогических, педагогических направлений, на курсах повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, а также в общих курсах педагогики и спецкурсах.
К сожалению, из-за нестабильной эпидемиологической обстановки, в связи с «COVID - 19», для нас не представилась возможность апробации
рекомендаций и тренинга.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных педагогических программ организационно - педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза.
Таким образом, была достигнута поставленная нами цель исследования и решены сформулированные задачи.
Подобные работы
- Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Цифровые технологии как средство адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному профессиональному образованию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2021 - АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Организация ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Толерантность как условие эффективности взаимодействий в производственном коллективе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021





