Организационно - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве КГПУ им. В.П. Астафьева12
1.1. Организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов
первого курса в образовательном пространстве вуза как педагогическая проблема 12
1.2. Образовательное пространство вуза в контексте адаптации в нем студентов
первого курса 20
1.3. Организационно-педагогические условия сопровождения адаптации
студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная организация эффективных условий адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве КГПУ им. В.П. Астафьева 50
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно - педагогических условий адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 50
2.2. Реализация экспериментальной работы по сопровождению адаптации
студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 52
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность исследования. Одной из судьбоносных составляющих жизнедеятельности индустриально развитых обществ в XXI столетии стала адаптация грядущих поколений граждан к стремительным темпам развития и трансформации социально-экономических, политических и социокультурных процессов. Это особенно важно в условиях коренных изменений во всех сферах жизнедеятельности российского социума, всех социальных институтах, в том числе и системы высшего педагогического образования, перед которым стоит задача формирования высокопрофессионального кадрового резерва педагогов. Её успешное разрешение, или хотя бы снятие противоречий между настоящим положением дел в этой сфере, и ожиданием общества и государства настолько важно, что позволяет говорить о ней как о феномене современной России в частности. Изучение данного феномена становится злободневной проблемой отечественной науки.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО адаптация студентов - первокурсников к образовательной среде вуза определяется как незаменимая составляющая образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается интеграция в студенчество, как в отдельную социальную группу, с целью принятия норм, требования, стандартов и ценностей, необходимых для формирования личности компетентного специалиста. Однако на практике, у многих первокурсников обнаруживается низкая мотивация к восприятию неизбежных изменений в своем социальном статусе, в характере учебной деятельности, в приятии других студентов, налаживании с ними конструктивных межличностных и профессиональных коммуникаций.
Означенные тенденции усиливают потребность в организационнопедагогическом сопровождении адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза, под которым мы понимаем систему профессиональных действий, направленных на становление социально - психологической среды, способствующей успешному воспитанию, обучению и саморазвитию обучающегося на всех возрастных этапах.
Степень изученности проблемы. Тема организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса привлекала и привлекает внимание многих исследователей.
Идея педагогического сопровождения опирается на развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса (А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили). Собственно педагогическое сопровождение исследовались Е.А. Александровой, И.А. Липским, М.Н. Певзнером, а организационно - педагогическое сопровождение стало предметом исследования В.Н. Ачкасова, И.П. Еронина, Е.И. Казаковой и др. Адаптация студентов первого курса занимало большое место в работах Е.В. Осипчуковой, И.Ю. Бурхановой, П.С. Кузнецова и др.
...
В соответствии с ФГОС ВО (3++) результатами освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Организационно - педагогическое сопровождение подразумевает, совместные действия всех субъектов образовательного процесса и является неотъемлемой частью успешной адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза.
В ходе исследования мы ставили перед собой цель определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
• выявили теоретические предпосылки эффективной адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза;
• определили потенциал образовательного пространства вуза, в контексте адаптации в нем студентов-первокурсников;
• обосновали организационно-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• организовали опытно-экспериментальную работу по реализации организационно - педагогических условий адаптации студентов- первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• реализовали опытно-экспериментальную работу по реализации организационно - педагогических условий адаптации студентов- первокурсников в образовательном пространстве вуза;
• осуществили опытно-экспериментальную проверку результативности проведенной работы по адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве вуза.
На основе бесед, анализов результатов анкетирования были составлены рекомендации для студентов первого курса, для преподавателей по адаптации студентов первого курса, адаптационный тренинг для студентов первого курса.
В силу всего вышесказанного, с учетом выводов и практических рекомендаций в заключении представляется необходимым констатировать, что исследование организационно - педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза познавательно не завершено. Оно представляет собой лишь авторский вариант исследования ее основных направлений и предполагает дальнейшее изучение и осмысление.
Материалы исследования могут быть использованы в практике высших учебных заведений при организации учебной и внеучебной работы. Результаты исследования могут быть также использованы в курсах для студентов психолого - педагогических, педагогических направлений, на курсах повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, а также в общих курсах педагогики и спецкурсах.
К сожалению, из-за нестабильной эпидемиологической обстановки, в связи с «COVID - 19», для нас не представилась возможность апробации
рекомендаций и тренинга.
Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных педагогических программ организационно - педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса в образовательном пространстве вуза.
Таким образом, была достигнута поставленная нами цель исследования и решены сформулированные задачи.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С. Абрамова - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения / Б.В. Авво. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
3. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Путевка в жизнь: образование, профессия, карьера / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Просвещение. - 2005. - 112 c.
4. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / В.А. Адольф, А.Н. Савчук. - Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014 - 352 с.
5. Ананьев Б.Г. К психологизации студенческого возраста / Б.Г. Ананьева / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. - 1974. - 184 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
7. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании / А.Л. Андреев. - Педагогика. - 2005.- №4. - 93 с.
8. Ачкасов В.Н. Организационно - педагогическое сопровождение физического воспитания старших школьников. Кемерово. - 2009. - 184 с.
9. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов на Дону /Д: Феникс, 2010. - 250 с.
10. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн /Д: Феникс, 2013. - 381 с.
11. Биксултанова Е.С. Организационно - педагогическое сопровождение студентов первого курса в образовательном пространстве вуза // Журнал Студенческий. Новосибирск. - 2020. - №35 (121) ч.1. - 98 с.
12. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения / М.В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - 2008. - №12 (88). - 103 с.
13. Большая Советская энциклопедия 3е изд. т.1 М. - 624 с.
14. Бурханова И.Ю. Система организационно - педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе // Вестник Университета Российской академии образования. Москва. - 2008. - №5. - 198 с.
15. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
... всего 48 источников