РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Понятие логического мышления в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологические особенности младших школьников 15
1.3. Средства развития логического мышления младших школьников 19
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента... 35
2.3. Комплекс занятий по развитию логического мышления младших
школьников посредством дидактических игр 38
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 43
Выводы по Главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52.
ПРИЛОЖЕНИЯ 57.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Понятие логического мышления в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологические особенности младших школьников 15
1.3. Средства развития логического мышления младших школьников 19
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента... 35
2.3. Комплекс занятий по развитию логического мышления младших
школьников посредством дидактических игр 38
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 43
Выводы по Главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52.
ПРИЛОЖЕНИЯ 57.
Актуальность исследования. Нельзя предугадать, какие специалисты, с какими знаниями и умениями понадобятся завтра, но можно с уверенностью сказать, что современное общество нуждается в творческой личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение адаптироваться к новым условиям, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и продвинуть наше общество вперед.
В связи с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями.
По словам Л.С.Выготского «началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием рационализируются и приобретают произвольный характер» [10] 12-14с.
По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем школьном возрасте: так, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - уже на 80-90%. При этом мышление детей находится в переходной стадии развития. В это время происходит переход от наглядно-образного, к логическому мышлению. Это связано с тем, что дети знакомятся с новыми для них видами деятельности, которые требуют от них новые психические качества.
Логическое мышление - это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями [25].
В нашей работе под логическим мышлением будем подразумевать способность детей совершать простые мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения и др.).
По мнению Ж.Пиаже в своих философских размышлениях пришел к мысли, что логика не является врожденной изначально, а развивается постепенно.
Для эффективности развития логического мышления необходимы особые условия. Так В.В. Дрозина считала, что необходимо использовать дидактическую игру в качестве стимулирования познавательной активности, так как у ребенка формирование учебных навыков строиться через призму игровых элементов. Как отмечали многие исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, К. Ушинский, Д.Б.Эльконин и др.) ребенок в игре и свободен, и подчинен правилам. Он знакомится с жизнью в знакомой и увлекательной для него форме. В тоже время игра требует от ребенка внимания, сообразительности, самостоятельности, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. В игре, даже при решении сложных задач, ребенок легче находит пути и способы решения [1].
Многие ученые занимались проблемой развития логического мышления в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Ю.М.Колягин, А.А.Люблинская, И.Л.Никольская, Д.Б.Эльконин и др.). Однако до сих пор педагоги, работающие в начальной школе, сталкиваются с недостаточной разработанностью методик применения конкретных эффективных средств для развития у младших школьников логического мышления. На наш взгляд, одним из таких средств является дидактическая игра, широко применяемая в образовательной практике начальной школы. Таким образом, нами выявлены противоречия между:
- необходимостью развития логического мышления младших школьников и недостаточной разработанностью средств его развития, применимых в образовательном процессе в начальной школе;
- имеющимся потенциалом игр, в том числе дидактических, и недостаточным использованием этого потенциала в образовательной практике начальной школы для развития логического мышления обучающихся.
Исходя из обозначенных противоречий можно сформулировать проблему исследования: каковы средства развития логического мышления у младших школьников.
Объект исследования: логическое мышление младших школьников.
Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников посредством дидактических игр.
Цель исследования: изучить возможности развития логического мышления младших школьников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие логического мышления младших школьников будет результативным, при реализации комплекса дидактических игр.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализировать понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть психологические особенности младших школьников;
3. Охарактеризовать средства развития логического мышления младших школьников;
4. Организовать и провести исследование логического мышления младших школьников;
5. Составить и реализовать комплекс занятий по развитию логического мышления младших школьников посредством дидактических игр и проверить его результативность.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: концепции развития мышления младших школьников (П. П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), положения теории игровой деятельности (К.Гросс, Д.Б.Эльконин и др.), положения о структуре игровой деятельности, педагогическом руководстве игрой, месте игры в педагогическом процессе (Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, С.А.Смирнов и др.), о необходимости и возможности развития логического мышления в
образовательном процессе начальной школы (А.В. Белошистая,
М.В. Буланова-Топоркова, В.В. Левитес, Н.А. Лоскутова и др.), о потенциале дидактических игр для развития логического мышления младших школьников (Акбарова Ф. , Н.А. Карпова, Е.В. Лоскутова, Н.В. Чен и др.).
При проведении исследования использовались следующие методы:
1. Методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. Эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ данных);
Методики исследования:
1. «Простые аналогии» автор: Глаткова Ю.Л.
2. «Сводная классификация» автор: Агаева Е.Я.
3. «Последовательность событий» автор: Бернштейн А.Н.
Опытно-экспериментальной базой стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» Исследование проводилось в 3 «Г» классе, в нем приняли 18 учеников 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, содержит гистограммы.
В связи с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями.
По словам Л.С.Выготского «началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием рационализируются и приобретают произвольный характер» [10] 12-14с.
По данным психологов, формирование мышления происходит интенсивно именно в младшем школьном возрасте: так, если к 4 годам интеллект формируется на 50%, то в начальных классах - уже на 80-90%. При этом мышление детей находится в переходной стадии развития. В это время происходит переход от наглядно-образного, к логическому мышлению. Это связано с тем, что дети знакомятся с новыми для них видами деятельности, которые требуют от них новые психические качества.
Логическое мышление - это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями [25].
В нашей работе под логическим мышлением будем подразумевать способность детей совершать простые мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения и др.).
По мнению Ж.Пиаже в своих философских размышлениях пришел к мысли, что логика не является врожденной изначально, а развивается постепенно.
Для эффективности развития логического мышления необходимы особые условия. Так В.В. Дрозина считала, что необходимо использовать дидактическую игру в качестве стимулирования познавательной активности, так как у ребенка формирование учебных навыков строиться через призму игровых элементов. Как отмечали многие исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, К. Ушинский, Д.Б.Эльконин и др.) ребенок в игре и свободен, и подчинен правилам. Он знакомится с жизнью в знакомой и увлекательной для него форме. В тоже время игра требует от ребенка внимания, сообразительности, самостоятельности, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. В игре, даже при решении сложных задач, ребенок легче находит пути и способы решения [1].
Многие ученые занимались проблемой развития логического мышления в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Ю.М.Колягин, А.А.Люблинская, И.Л.Никольская, Д.Б.Эльконин и др.). Однако до сих пор педагоги, работающие в начальной школе, сталкиваются с недостаточной разработанностью методик применения конкретных эффективных средств для развития у младших школьников логического мышления. На наш взгляд, одним из таких средств является дидактическая игра, широко применяемая в образовательной практике начальной школы. Таким образом, нами выявлены противоречия между:
- необходимостью развития логического мышления младших школьников и недостаточной разработанностью средств его развития, применимых в образовательном процессе в начальной школе;
- имеющимся потенциалом игр, в том числе дидактических, и недостаточным использованием этого потенциала в образовательной практике начальной школы для развития логического мышления обучающихся.
Исходя из обозначенных противоречий можно сформулировать проблему исследования: каковы средства развития логического мышления у младших школьников.
Объект исследования: логическое мышление младших школьников.
Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников посредством дидактических игр.
Цель исследования: изучить возможности развития логического мышления младших школьников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие логического мышления младших школьников будет результативным, при реализации комплекса дидактических игр.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализировать понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть психологические особенности младших школьников;
3. Охарактеризовать средства развития логического мышления младших школьников;
4. Организовать и провести исследование логического мышления младших школьников;
5. Составить и реализовать комплекс занятий по развитию логического мышления младших школьников посредством дидактических игр и проверить его результативность.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: концепции развития мышления младших школьников (П. П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), положения теории игровой деятельности (К.Гросс, Д.Б.Эльконин и др.), положения о структуре игровой деятельности, педагогическом руководстве игрой, месте игры в педагогическом процессе (Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, С.А.Смирнов и др.), о необходимости и возможности развития логического мышления в
образовательном процессе начальной школы (А.В. Белошистая,
М.В. Буланова-Топоркова, В.В. Левитес, Н.А. Лоскутова и др.), о потенциале дидактических игр для развития логического мышления младших школьников (Акбарова Ф. , Н.А. Карпова, Е.В. Лоскутова, Н.В. Чен и др.).
При проведении исследования использовались следующие методы:
1. Методы теоретического анализа (изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. Эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ данных);
Методики исследования:
1. «Простые аналогии» автор: Глаткова Ю.Л.
2. «Сводная классификация» автор: Агаева Е.Я.
3. «Последовательность событий» автор: Бернштейн А.Н.
Опытно-экспериментальной базой стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» Исследование проводилось в 3 «Г» классе, в нем приняли 18 учеников 8-9 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, содержит гистограммы.
О необходимости развития логического мышления, владения младшими школьниками основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация) пишут многие современные психологи и педагоги. К этому выводу они пришли, наблюдая, как уже с первого класса учащиеся начальной школы начинают испытывать трудности в обучении из-за низкого уровня развития логического мышления. От того, насколько успешен ребенок, зависит отношение к нему сверстников и взрослых, а у него формируется определенная самооценка. Из всего этого следует вывод, что именно младшему школьному возрасту необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
Логическое мышление не является врожденным качеством у человека, его необходимо развивать в процессе жизни. Следовательно, есть необходимость в создании таких условий, которые будут способствовать наибольшему эффективному развитию логического мышления у младших школьников.
В данной работе теоретическое исследование доказало, что развивать логическое мышление необходимо и значит, обосновало актуальность написанной работы.
Теоретические аспекты развития логического мышления, которые мы рассмотрели в первой главе, на основе анализа педагогической, методической литературы позволили нам выявить особенности развития логического мышления младших школьников.
После чего были сделаны выводы, что младший возраст самый благоприятный для наиболее эффективного развития логического мышления. Для этой цели целесообразно использование на уроках и в свободной деятельности детей игры, упражнений с инструкциями. С их помощь учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Затем были разработаны дидактические игры, направленные на определение и повышение уровня развития логического мышления. Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ» города Назарово. Участие в данном эксперименте приняли 18 детей.
Проведенное исследование позволило доказать эффективность разработанной нами программы по развитию логического мышления учащихся начальной школы.
Сравнение результатов по методике «Простые аналогии» Глатковой Ю.Л.
Результаты методики на логическое мышление улучшились, никто из детей не показал низкий результат. Высокий результат в первом исследовании показали 4 человека (22%), во втором исследовании 8 человек (44%). Хороший результат в первом исследовании показали 7 человек (39%), во втором исследовании показали 6 человек (33%). Средний результат в первом исследовании показали 5 человек (28%), во втором только в первом исследовании, до проведения логического мышления, где 2 человека (11%) из класса показали низкий уровень, проведя развивающие игры, мы увидели положительную динамику уровня логического мышления.
Сравнение результатов по методике «Свободная классификация»
По повторному проведению методики видно, что уровень логического мышления младших школьников вырос, большая часть класса после проведения игр на развитие логического мышления показали высокий результат 11 человек (61%), и хороший результат показали 7 человек (39%). Низкий уровень никто не показал.
Сравнение результатов методики «Последовательность событий» Бернштейн А.Н.
Так же по итогам второго исследования по данной методике мы видим, что низкий уровень развития логического мышления никто из учащихся класса не показал. Видно, что большинство детей показали высокий результат 13 человек (72%) и средний уровень 5 человек (28%).
Результаты показали, что специально подобранные дидактические игры и упражнения способствуют развитию логического мышления. В большинстве случаев, дети лучше начинают сравнивать, анализировать, классифицировать, определять последовательность некоторых событий.
Логическое мышление не является врожденным качеством у человека, его необходимо развивать в процессе жизни. Следовательно, есть необходимость в создании таких условий, которые будут способствовать наибольшему эффективному развитию логического мышления у младших школьников.
В данной работе теоретическое исследование доказало, что развивать логическое мышление необходимо и значит, обосновало актуальность написанной работы.
Теоретические аспекты развития логического мышления, которые мы рассмотрели в первой главе, на основе анализа педагогической, методической литературы позволили нам выявить особенности развития логического мышления младших школьников.
После чего были сделаны выводы, что младший возраст самый благоприятный для наиболее эффективного развития логического мышления. Для этой цели целесообразно использование на уроках и в свободной деятельности детей игры, упражнений с инструкциями. С их помощь учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Затем были разработаны дидактические игры, направленные на определение и повышение уровня развития логического мышления. Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ» города Назарово. Участие в данном эксперименте приняли 18 детей.
Проведенное исследование позволило доказать эффективность разработанной нами программы по развитию логического мышления учащихся начальной школы.
Сравнение результатов по методике «Простые аналогии» Глатковой Ю.Л.
Результаты методики на логическое мышление улучшились, никто из детей не показал низкий результат. Высокий результат в первом исследовании показали 4 человека (22%), во втором исследовании 8 человек (44%). Хороший результат в первом исследовании показали 7 человек (39%), во втором исследовании показали 6 человек (33%). Средний результат в первом исследовании показали 5 человек (28%), во втором только в первом исследовании, до проведения логического мышления, где 2 человека (11%) из класса показали низкий уровень, проведя развивающие игры, мы увидели положительную динамику уровня логического мышления.
Сравнение результатов по методике «Свободная классификация»
По повторному проведению методики видно, что уровень логического мышления младших школьников вырос, большая часть класса после проведения игр на развитие логического мышления показали высокий результат 11 человек (61%), и хороший результат показали 7 человек (39%). Низкий уровень никто не показал.
Сравнение результатов методики «Последовательность событий» Бернштейн А.Н.
Так же по итогам второго исследования по данной методике мы видим, что низкий уровень развития логического мышления никто из учащихся класса не показал. Видно, что большинство детей показали высокий результат 13 человек (72%) и средний уровень 5 человек (28%).
Результаты показали, что специально подобранные дидактические игры и упражнения способствуют развитию логического мышления. В большинстве случаев, дети лучше начинают сравнивать, анализировать, классифицировать, определять последовательность некоторых событий.
Подобные работы
- Развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр для развития логического мышления младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Логическое мышление младших школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование логического мышления младших школьников на уроках технологии посредством игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Развитие конвергентного мышления младших школьников посредством игровых методов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития мышления у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



