Введение 3-4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей 5-21
1.1. Особенности современной семьи, имеющей детей дошкольного возраста 5-11
1.2. Содержание и формы взаимодействия дошкольной образовательной
организации с семьей 12-19
Выводы по Главе 1 20-21
Глава II. Организация деятельности родительского клуба в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере родительского клуба детского сада «Солнышко»)
22-43
2.1. Изучение особенностей отношения родителей к подготовке ребенка к
школе 22-24
2.2. Разработка программы и организация деятельности родительского клуба с
целью подготовки детей к школе 25-37
2.3. Анализ результатов работы родительского клуба 38-41
Выводы по главе II 42-43
Заключение 44-47
Список использованных источников48-50
Приложения 51
Значительное большинство ученых в области психологии и педагогики отдают главнейшую роль в формировании и развитии личности дошкольника семье. Однако исследования современных психологов, анализирующих риски перехода дошкольника в статус ученика доказывают, что семья может препятствовать успешной адаптации такого перехода.
По словам Коротковой Н.А , неконструктивное воспитание может привести к неадекватному «я-образу», заниженным представлениям о себе, своих возможностях, что повлечет за собой несформированность внутренней позиции школьника.
Согласно Миклеевой Н.В., ребенок - дошкольник не реализовавший свои потребности в родительском авторитете и уважении значимых для него лиц не может успешно адаптироваться к школьным условиям.
Психолого-педагогическая помощь семье, как актуальная проблема исследуется в работах Эйдемиллер В.Г., Загик Л.В., Короткова Н.А., Евдокимова Е.С.
Актуальность темы определена во-первых, тем что родитель являющийся основным ориентиром для ребенка-дошкольника, несомненно, должен оказать ему помощь в переходе в новый для него статус ученика. Однако по данным исследований, родители уделяют внимание лишь интеллектуальной готовности. Во-вторых, в условиях детского сада воспитателю достаточно сложно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех его особенностей. Семья и детский сад две важные структуры в формировании гармоничного развития личности ребенка. Следовательно, чем более тесно они сотрудничают, тем более благотворное влияние это оказывает на ребенка.
Объект данной работы: психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школе.
Предмет: организация деятельности родительского клуба, как средство по оказанию помощи родителям в подготовке детей к школе.
Цель исследования: организовать деятельность родительского клуба в вопросах подготовки детей к школе в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Осуществить теоритический анализ научных работ современных исследователей по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с родителями;
2. Выявить особенности отношения родителей к организации родительского клуба в условиях дошкольного учреждения;
3. Разработать и реализовать программу родительского клуба, как средство психолого-педагогической помощи родителям в подготовке детей к школе.
В исследовании были использованы следующие методы: эмпирический метод (изучение и анализ научной литературы); теоретический метод (проведение анкетирования и описание результатов); экспериментальная работа (организация деятельности родительского клуба).
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №13», детское структурное подразделение «Солнышко», г.Красноярска.
Практическая значимость: материал может быть использован в работе воспитателей и психологов дошкольного учреждения.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
1.1. Особенности современной семьи, имеющей детей дошкольного возраста.
Значительное большинство ученых в области психологии и педагогики отдают главнейшую роль в формировании и развитии личности ребенка семье. Актуальность проблемы обусловлена возрастным отрывом между взрослым и ребенком, и как следствие, появлением разного рода неблагополучия в жизни детей. Родители зачастую остаются в неведении по поводу эмоциональных переживаний ребенка.
По словам В. Оклендер , представления ребенка о мире и о себе формируются от того, как родители реагируют на развитие и выражения его чувств, принимают их, либо отвергают.
...
Подготовка к школе является одним из аспектов развития личности ребенка. Помощь в такой подготовке осуществляют специалисты дошкольного учреждения, однако, осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку возможности нет. Родитель, являющийся основным ориентиром для дошкольника, несомненно, должен оказать ему помощь в переходе в новый для него статус ученика. Анализ литературы позволяет утверждать, что эффективное взаимодействие специалистов дошкольного учреждения и семьи способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка.
Одной из эффективных видов взаимодействия является сотрудничество. Именно сотрудничество предполагает обоюдный учет пожеланий участников, возможность выбора приоритетных форм работы, а также временных рамок позволяющих принимать участие в тех или иных мероприятиях.
Исследование проводилось в дошкольном учреждении №13 «Солнышко» г.Красноярска.
В нашем исследовании мы ставили перед собой цель организовать деятельность родительского клуба в вопросах подготовки детей к школе в условиях дошкольного учреждения. Для реализации данной цели решались следующие задачи:
1. Нами был осуществлен теоритический анализ научных работ современных исследователей, таких как Эйдемиллер В.Г., Загик Л.В., Короткова Н.А., Евдокимова Е.С., по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. Анализ литературы позволяет утверждать, что сотрудничество является эффективным видом взаимодействия дошкольного учреждения и родителей. Родительский клуб, в свою очередь, является способом эффективного сотрудничества специалистов дошкольного учреждения и родителей позволяющий выстроить работу с учетом приоритетных форм, методов и содержания деятельности.
2. Выявлены особенности отношения родителей к организации родительского клуба. Анкетирование проводилось среди родителей детей подготовительной группы (24 родителя). Выяснилось, что все 100% опрошенных заинтересованы в том, чтобы стать участниками родительского клуба, и считают необходимым повысить компетентность касаемо подготовки ребенка к школе. Из предложенных вариантов, 98% родителей выбрали нетрадиционные формы работы, такие как: мастер-классы, разбор аудио и видео-кейсов, тренинги и консультирование. Лекции, беседы, информационные стенды остались без внимания. Акцентировалось внимание на тех сферах знания, которые родители считают необходимым обогатить. К ним относятся такие вопросы как: особенности развития познавательных процессов ребенка; организация совместных игр и занятий с учетом особенностей темперамента; мотивация к школьному обучению, а также вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Все эти моменты были выбраны родителями как приоритетные.
3. Разработана и реализована программа родительского клуба с учетом полученных данных в ходе анкетирования. Программа заседаний клуба включает четыре раздела, каждый из которых включает 3 мероприятия определенной тематики. Всего 12 мероприятий. Программа была реализована в течении года в период с 1сентября 2018г. по 15мая 2019г.
Целью первого раздела служило вовлечение родителей в рефлексивную деятельность, формируя таким образом фундамент для дальнейшей работы. Особая активность родителей пришлась на последнее заседание, где разбирались видео-кейсы с типами темперамента детей, наглядно демонстрировалось как найти подход к тому или иному типу, как организовать совместные занятия и к чему может привести неконструктивный подход в данном вопросе.
Второй раздел включает мастер классы по развитию речи, познавательных процессов и способов организации игры с ребенком. Цель данного раздела в том, чтобы родитель смог самостоятельно заниматься с ребенком, смог правильно преподнести инструкцию и наглядный материал.
Третий раздел включает мероприятия по тематике здорового образа жизни. Акцентировалось внимание как на физическом, так и на психическом аспекте здоровья. Использовали демонстрацию видео-роликов с деструктивным отношением родителей к здоровому образу жизни, обсуждение абсурдных постов из популярного на сегодняшний день приложения «MOMLIFE». А также демонстрацию роликов с последующим обсуждением где акцент на психологической составляющей здоровья.
...