Введение 3
Глава 1. Методические основы подготовки учащихся основной школы к
исследовательской деятельности по физике 5
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы 5
1.2 Особенности организации образовательного процесса для учащихся
основной школы 15
Заключение к главе 1 18
Глава 2 Методический анализ процесса подготовки учащихся основной
школы к исследовательской деятельности 19
2.1 Определение исследовательской деятельности и его использование в
образовательном процессе 19
2.2 Система заданий для подготовки учащихся основной школ к
исследовательской деятельности 24
2.3 Общий анализ по проблеме исследования 39
Заключение к главе 2 41
Заключение 41
Список использованных источников 43
Современное российское образование претерпевает значительные изменения в последние годы. Всё больше в образовательном процессе от обычной передачи знаний акцент смещается на формирование у учащихся целого комплекса компетенций, важных в современном динамично развивающемся мире. Педагогическое образование стремиться не просто передать школьникам знания, но и развить у них способность к самостоятельному мышлению и научному познанию мира.
Исследовательская деятельность, в рамках обучения физике, играет важнейшую роль в достижении этой цели. Она создает у учащихся необходимую мотивацию, активизирует их познавательную деятельность, а также способствует развитию у них научного мышления. Развитие необходимых исследовательских умений у учеников, от формирования гипотезы до получения необходимого результата, только способствует их самостоятельности и будет очень полезно в рамках будущей профессиональной деятельности.
Целью данной дипломной работы является изучение и анализ организации исследовательской деятельности учащихся основной школы по физике с учетом их психолого-педагогических особенностей.
Объектом исследования является организация исследовательской деятельности учащихся основной школы в процессе обучения физике.
Предмет исследования: Организация исследовательской деятельности учащихся основной школы в процессе обучения физике на основе учета их психолого-педагогических особенностей.
Гипотеза исследования: эффективность процесса подготовки учащихся к исследовательской деятельности по физике будет успешной, если будут учтены их психолого-педагогические особенности.
Для подтверждения сформулированной гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать на основе научно-методической и методической литературы психолого-педагогические особенности учащихся основной школы, которые влияют на их учебную мотивацию и способности к исследовательской деятельности.
2. Изучить методические основы подготовки учащихся основной школы к исследовательской деятельности по физике, включая особенности организации их учебной деятельности.
3. Выделить и обобщить основные психолого-педагогические особенности учащихся основной школы с целью учета их в организации исследовательской деятельности по физике.
4. Проанализировать исследовательские задания по физике и выделить систему заданий для обучения учащихся основной школы исследовательской деятельности.
5. Проверить на педагогической практике основные аспекты выделенной проблемы по подготовке учащихся основной школы к исследовательской деятельности в процессе обучения физике.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Общетеоретические методы, такие как анализ научно-методической и методической литературы.
2. Эмпирические методы, включающие наблюдение, обобщения опыта подготовки учащихся к исследовательской деятельности и анализ разработанных источников для организации исследовательской деятельности.
...
В выпускной квалификационной работе была решена проблема организации исследовательской деятельности учащихся основной школы по физике с учетом их психолого-педагогических особенностей. Был проведен общий анализ психолого-педагогических особенностей учащихся основной школы, а также разработана система исследовательских заданий по физике для учащихся 8 класса.
В выпускной квалификационной работе были выполнены все поставленные задачи:
• проанализированы на основе научно-методической и методической литературы психолого-педагогические особенности учащихся основной школы, которые влияют на их учебную мотивацию и способности к исследовательской деятельности.
• были изучены методические основы подготовки учащихся основной школы к исследовательской деятельности по физике, включая особенности организации их учебной деятельности.
• выделены и обобщены основные психолого-педагогические особенности учащихся основной школы с целью учета их в организации исследовательской деятельности по физике.
• проанализированы исследовательские задания по физике и составлена система заданий по физике для обучения учащихся основной школы исследовательской деятельности.
• проверены на педагогической практике основные аспекты выделенной проблемы по подготовке учащихся основной школы к исследовательской деятельности в процессе обучения физике.
Цель данного исследования была достигнута. Все поставленные задачи выполнены. Исследуемая проблема является многоплановой и интересной, и требует дальнейших исследований при самостоятельной работе в общеобразовательных учреждениях.
1. Абрамова, Г. С. «Возрастная психология: учебное пособие для вузов». — Москва; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2000.
• 624 с..
2. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 44-50.
3. Браверман Э. М., Вечера по физике в средней школе. - М.:Просвещение, 1969. - 264 с.
4. Демидова, М. Ю., Коровин, В. А. Методический справочник учителя физики / Сост.: М. Ю. Демидова, В. А. Коровин. - М.:Мнемозина, 2003.
• 229 с.: ил. ISBN 5-346-001193-X.
5. Кикоин, И. К. Опыты в домашней лаборатории - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. - 144 с. - (Библиотека “Квант”. Вып.4).
6. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников / А.А. Кирсанов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1980. - 206 с.
7. Ковтунович, М. Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 207 с. (Библиотека учителя физики).
8. Орехов, А. В., Усова, А. В., Каменский С. Е. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч. 2/ В. П. Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменский и др.; Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. - М.:Просвещение, 1980.-351+4 л. илл. с., ил. - (Б-ка учителя физики).
9. Майер, В. В., Майер Р В. Электричество: учебные экспериментальные доказательства. - М.:ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 232 с. - ISBN 5-9221-0648-1.
10. Миронова М.Д. Индивидуальный подход и модульное обучение: проблемы теории и практики. М.:Библио-Глобус, 2016. - 172 с.
11. Мухина, В. С. А. А. Хвостов. «Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учебное пособие» — М: Академия,
2003. — 624 с.
12. Мухина, В. С. “Психология развития и возрастная психология: Учебник для студентов педагогических вузов.” — М.: Просвещение, 2017. — 400 с.
13. Ланина, И. Я. 100 игр по физике. Кн. для учителя. - М.:Просвещение, 1995. - 294 с.:ил. ISBN 5 09 004938-6.
14. Леонтьев, А. Н. “Деятельность. Сознание. Личность.” — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
15. Леонтьев, А. Н. «Избранные психологические произведения. В 2 томах»: Том 2. Под ред. В. В. Давыдовой. Москва: Педагогика, 1983.
... всего 30 источников