Введение 3
1 Особенности развития выносливости в процессе физического
воспитания школьников 6
1.1 Физическое воспитание детей среднего школьного возраста 6
1.2 Общая характеристика выносливости 9
1.3 Особенности развития выносливости у обучающихся среднего
школьного возраста 14
1.4 Развитие общей выносливости у обучающихся среднего школьного
возраста средствами лыжной подготовки 20
Вывод по 1 главе 28
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3 Методика развития общей выносливости обучающихся обучающихся
среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки 32
3 Результаты исследования 37
3.1 Уровень развития общей выносливости обучающихся среднего
школьного возраста 37
3.3 Экспериментальное обоснование методики развития общей
выносливости обучающихся среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки 45
Выводы 51
Практические рекомендации 53
Список использованной литературы 54
Приложения 61
Актуальность исследования. Школьные годы - период стремительного развития всех физиологических систем растущего организма человека [42]. В связи с этим, в период обучения в школе особое внимание уделяется процессу физического воспитания подрастающего поколения [58]. В рамках уроков физической культуры в школе перед учителями стоит ряд задач, к которым относится в первую очередь процесс гармоничного физического развития и формирование устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом [19].
Процесс физического воспитания школьников это развитие у обучающихся всех физических качеств, к которым относится выносливость. Высокий уровень развития выносливости у школьников свидетельствует о хорошем уровне состояния сердечно-сосудистой и дыхательных систем [30].
Развитие выносливости важно при жизнедеятельности растущего организма, поскольку взаимосвязано с выполнением любых физических упражнений и действий. Основной задачей при развитии выносливости у детей среднего школьного возраста является, создание условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания школьников [28].
В школьной программе, на сегодняшний день, отведен большой блок физических упражнений направленных именно на развитие выносливости у школьников. К таким упражнениям относятся кроссовая подготовка, ходьба, беговые упражнения, в некоторых случаях плавание, особое место отведено лыжному спорту, в связи с климатическими особенностями проживания.
Лыжная подготовка относятся к видам физической активности, результат которой напрямую зависит от уровня развития непосредственно выносливости. Соответственно развитие этого физического качества является главной задачей в физическом воспитании школьников средствами лыжного спорта [41].
Актуальность заключается в недостаточной изученности аспектов развития выносливости у детей среднего школьного возраста средствами лыжного спорта.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие общей выносливости детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами лыжного спорта.
Гипотеза исследования - развитие общей выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры по лыжной подготовке будет эффективным, если: рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития и подобрать оптимальные средства и методы развития общей выносливости у обучающихся среднего школьного возраста.
Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка поурочного планирования развития общей выносливости детей среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста, выявить особенности физического воспитания, раскрыть средства физического воспитания детей среднего школьного возраста.
2. На основании результатов тестирования подобрать оптимальный комплекс средств и методов развития общей выносливости детей среднего школьного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность поурочного планирования развития общей выносливости детей среднего школьного возраста средствами лыжного спорта.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Контрольные испытания.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного поурочного плана учителями физической культуры для повышения уровня общей выносливости детей среднего школьного возраста.
1. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию школьников позволяет сделать вывод, что развитие выносливости имеет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, содействует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, повышает функциональные показатели, формирует морально-волевые качества учащихся. Развитие выносливости у обучающихся среднего школьного возраста, объясняется большой двигательной активностью, началом интенсивного полового созревания и связанного с ним быстрого прироста показателей физического развития.
Для развития общей выносливости чаще используют равномерный метод, но т.к. непрерывная, монотонная работа требует много времени и сопряжена с определёнными трудностями психологического и физического характера, для развития общей выносливости можно использовать методы: повторный, переменный, интервальный и игровой методы, не снижая эффективность развития выносливости на уроках физического воспитания в школе.
2. Разработанный поурочный план развития выносливости средствами лыжной подготовки, в соответствии с которым проводились занятия в экспериментальной группе, имеет ряд преимуществ, поскольку предложенные методы при проведении уроков просты в исполнении, а также являются эффективными при развитии общей выносливости. Мы постарались максимально разнообразить учебный процесс школьников, что привело к увеличению интереса к занятиям физической культурой.
Поурочное планирование является очень удобным описанием средств и методов развития выносливости поскольку дает четкое представление как обучающемуся, так и учителю физической культуры о планировании учебного процесса.
3. Анализ результатов эксперимента показал, что за время педагогического эксперимента в уровне развития выносливости произошли положительные сдвиги, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе. Однако, прирост показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. Прирост результатов экспериментальной группы носит более выраженный характер. В тесте «6-тиминутный бег» показатели к окончанию эксперимента улучшились, у мальчиков в контрольной группе на 19,1 м, в экспериментальной группе на 261,4 м, В тесте «6-тиминутный бег» показатели к окончанию эксперимента улучшились у девочек в контрольной группе на 12,7 м, в экспериментальной группе на 148 м,.
В тесте «12-тиминутный бег» показатели к окончанию эксперимента также улучшились, у мальчиков в контрольной группе на 29,6 м, в экспериментальной группе на 184,1 м, у девочек в контрольной группе на 25,8 м, в экспериментальной группе на 113,7 м..
В тесте «Бег на лыжах на 3км (мин.)» показатели к окончанию эксперимента улучшились, у мальчиков в контрольной группе на 0,89 мин, в экспериментальной группе на 1,77 мин, у девочек в контрольной группе на 1,08 мин, в экспериментальной группе на 1,66 мин.
Таким образом, разработанный поурочный план развития общей выносливости обучающихся среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки, эффективней применяемой в контрольной группе программы, основанной на применении только равномерного метода развития выносливости. Следовательно, учителя физической культуры могут применять равномерный, повторный, переменный и игровой методы развития общей выносливости на уроках лыжной подготовки не снижая эффективности процесса развития общей выносливости у школьников.
1. Анаркулов, Х. Учет анатомо-физиологических и гендерных особенностей школьников 11- 12 лет при занятиях физической культурой / Х. Анаркулов, Аскапов П. // Alatoo academic studies. 2017. № 1. - С. 317 - 325.
2. Аникина, Т.А. Физиологические основы высшей нервной деятельности детей и подростков / Т.А. Аникина, А.В. Крылова. Казань, 2014. - 69 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. Культуры / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
4. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2013. - 56 с.
5. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие / Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2007.- 448 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учеб. пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер.- М.: Академия, 2002.- 416 с.
7. Богачев, А.Н. Возрастная динамика состояния функциональных резервов школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности / А.Н. Богачев, Л.Б. Осадшая, И.Б. Грецкая // // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 115 - 119.
8. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 488 с.
9. Валеология, физвоспитание, спорт. Физическое воспитание учащихся 5-7- х классов. - М.: Физкультура в школе, 2003. - № 4. - С. 49-56.
10. Васильева, В.С. Последовательность обучения способам передвижения на лыжах / В.С. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (46). С. 19-23.
11. Велькин, В.Б. Развитие выносливости у учащихся старшего школьного возраста на основе комплексного использования организационных форм физического воспитания в школе / В.Б. Велькин // В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 214-217.
12. Видякин, М.В. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2008.- 172 с.
13. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова: Ученые записки, 2014.- 250 с.
14. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособ. / Е.Н. Гогунов.- М.: Академия, 2011.- 224 с.
15. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология : учебник для бакалавров / А. О. Дробинская. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 527 с
16. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие. - Архангельск: Изд-во, Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
17. Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие / Б.В. Евстафьев. - М.: Спорт, 2011.- 405с.
18. Екимов, М.С. Развитие выносливости учащихся 12-13-летнего возраста на уроках физической культуры в школе / М.С. Екимов, Л.В.Пигалова // В сборнике: Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях преддипломной практики Материалы региональной научно¬практической конференции студентов, преподавателей, методистов практики. 2015. С. 87-89.
19. Елина, Н.В. Методика уроков физической культуры в начальных классах на основе упорядоченного использования подвижных игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Н. В. Елина.- Тула, 2009.- 26 с.
20. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург, 2004. - 191 с.
21. Ефремова Е.В. Систематизация процесса совершенствования выносливости с использованием челночного бега у учащихся V-VI классов на уроках физической культуры в школе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/40PDMN117.pdf(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
22. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк.- М.: Академия, 2011.- 272 с.
23. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и метод. воспитания / В.М. Зациорский.- М.: Советский спорт, 2010.- 200 с.
24. Иванов, А. О. Анализ особенностей тренировки волейболисток в подростковом возрасте / А. О. Иванов // Вестник Югорского государственного университета 2016 г. Выпуск 1 (40). С. 170-173.
25. Иванова, М.В. Методическая разработка: Особенности методики развития выносливости у детей младшего и среднего школьного возраста. Санкт-Петербург, 2016. -29 с.
26. Ивко, И.А. Применение дыхательных упражнений на занятиях по лыжной подготовке в школе / И.А. Ивко, А.В. Бульба // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 4. С. 44¬52.
27. Калмыков, С.А. Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой / С.А. Калмыков, А. М. Пятахин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017. - Вып. 22, - № 4 (168) - С 110-116.
28. Каскулов, А.З. К вопросу о развитии общей выносливости студенток не физкультурных специальностей /А.З. Каскулов, М.Х. Гилясова.- М.: Вестник магистратуры, 2014.- 205 с.
29. Качановский А.Ю. Отечественный опыт вовлечения молодёжи в массовые занятия физкультурой и спортом. // Среднее профессиональное образование. - 2012, №4, С.60 - 61.
30. Кожемяко Н.В. Лыжная подготовка в школе: учебно-метод. пособие / Н.В. Кожемяко С.В. Погуляев Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова.- Сураж: СПК А.С. Пушкина, 2012.- 46с.
31. Корягина Ю.В. Курс лекций по физиологии физкультурно¬спортивной деятельности : учеб. пособие / Ю. В. Корягина, Ю. П. Салова, Т. П. Замчий. - Омск: СибГУФК, 2014.- 152 с.
32. Красноруцкая И.С. Возрастные особенности человека: учеб. пособие / И.С. Красноруцкая. - СПб: НГУ им. Лесгафта, 2014.- 145с.
33. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2012.- 416 с.
34. Курамшин, Ю.Ф. Основные подходы и концепции модернизации физического воспитания школьников / Ю.Ф. Курамшин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 1 (23). С. 16-19.
35. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для вузов / Ю. Ф. Курамшина.- М.: Советский спорт, 2010.- 463 с.
36. Ложкина Н.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие для вузов / Н. И. Ложкина, Т. М. Любошенко. - Омск: СибГУФК, 2013.- 272 с.
37. Лыжный спорт: организация, техника и методика обучения : учеб, метод, пособие / Е. А. Азарова, А. В. Григоров, В. М. Киселев и др. - Минск БГПУ, 2013, - 122 с.
38. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 398 с. — (Университетская серия).
39. Ляндусова, К. Л. Средства и методы развития выносливости пловцов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2017. - №. 2. - С. 100-102.
40. Лях В.И. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Ляха, А.А. Зданевича авт. - сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.¬171 с.
41. Максачук, Е. П. Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами легкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Е. П. Максачук.- Малаховка, 2009.- 24 с.
42. Маргазин, В. А. Состояние физической работоспособности и функциональных резервов дыхания у детей младшего и среднего школьного возраста в процессе комплексной реабилитации в условиях загородного санатория / В. А. Маргазин, А. Н. Шкребко, И. Е. Никитина, Е. И. Бычкова // Вестник Ивановской медицинской академии, 2013. - Вып. 18, № 1, С. 46-48.
43. Мельникова, И.В. Определение приоритетности компонентов содержания и последовательности обучения старших дошкольников способам передвижения на лыжах / И. В.Мельникова, Г.А. Сергеев // Научно¬теоретический журнал «Ученые записки», 2015. - № 1 (119). - С. 113 - 117.
44. Методические рекомендации урок лыжной подготовки: метод. рекомендации, Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006 .- 47с.
45. Настольная книга учителя физической культуры: учеб. пособие / Л. Б. Кофмана Г. И. Погадаев.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 315 с.
46. Никитина, И.Л. Старт пубертата — известное и новое / И.Л. Никитина // Артериальная гипертензия, 2013. - Вып. 19. - №. 3. - С. 227-236.
47. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: Астрель, 2010.- 863 с.
48. Осипов, А.Ю. Развитие выносливости на занятиях физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / А.Ю. Осипов, Д.А. Шубин. - Красноярск: СФУ, 2014.-48 с.
49. Платонов, В. Н. Лыжный спорт: учебно-методическое пособие / В. Н. Платонов, Д. Е. Баянкина, П. Е. Тюльков, О. П. Дитятев. -Барнаул : АлтГПА. 2012. - 306 с.
50. Пономарев, Д.С. Развитие общей выносливости у старших школьников на уроке физической культуры / Д.С. Пономарев, В.С. Солгалов // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вятский государственный университет. 2017. С. 241-244.
51. Сальников, Д.Н. Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности / В.А. Сальников, С.П. Хозей, А.М. Бондаренко // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28 февраля 2019 г./ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т». 2019.-С. 529 - 533.
52. Симоненков, В.С. Бег как средство повышения общей выносливости студентов вузов: метод. пособие / В.С. Симоненков.-М.: Вестник ОГУ, 2015-177с.
53. Слушкина, Е.А. Исследование развития выносливости в лыжных гонках /Е.А. Слушкина, В.Г. Слушкин // Ученые записки. - М., 2011.-№7.- С. 147-151.
54. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта учебник для студ. / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2012.- 608 с.
55. Современная система спортивной подготовки в национальных видах спорта и использование народных игр в физическом воспитании. Сборник материалов I Университетской научно-практической конференции студентов / Д.Н. Платонова, В.П. Кочнева, Черкашина И.А., М.И. Борохина, О.А. Максимовой, А.А. Захарова.- Киров: МЦНИП, 2013.- 422с.
56. Страдина М.С. Возрастные особенности человека. Опорно-двигательный аппарат: учеб. пособие / М. С. Страдина.- СПб.: НГУ им. Лесгафта, 2014.-100с.
57. Сулимов, A.A. Учет морфофункциональных показателей в процессе физического воспитания школьников [Текст] / A.A. Сулимов, М.М. Чернецов, С.А. Дорохов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XVII международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2017. - С. 74-76.
58. Филиппова, Е.Н. Методические особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 10-12 лет на этапе предварительной подготовки / Е.Н. Филиппова, Е.Н. Иванова // Теория и практика физической культуры, 2015. - №8. - С. 56 - 58.
59. Хоад, Р. Самые сложные гонки на выносливость: пер. с англ./ Р. Хоад, П. Мур.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.- 216 с.
60. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 11-е изд., стер.- М.: Академия, 2013. - 480 с.
61. Шубин, Д.А. Развитие выносливости на занятиях физической культуры в вузах: учебно-методическое пособие / Д.А. Шубин. А.Ю. Осипов, - Красноярск: СФУ, 2014.-48 с.
62. Щербаков, В.С. Развитие общей выносливости у младших школьников, занимающихся в секции «Лыжные гонки» / В.С. Щербаков, И.А. Ильиных // Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 2. С. 109-117.