ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФИЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАССА 13
1.1. Сущность и особенности организации профильных классов, в системе
профориентации школьников 13
1.2. Особенности организации профильных медицинских классов в
Иркутской области 27
1.3. Разработка проекта организации профильного медицинского класса ... 35
Выводы по главе 1 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАССА В
УСЛОВИЯХ СОШ № 16 Г.БИРЮСИНСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 46
2.1. Анализ деятельности образовательной организации СОШ № 16
г.Бирюсинска Иркутской области 46
2.2. Условия апробации проекта и критерии его эффективности 60
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 68
Выводы по главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Профессиональная ориентация молодёжи на этапе школьного обучения является важнейшей составной частью образования. Долговременная непрерывная подготовка специалиста предусматривает ранние формы профессиональной ориентации. Вопросы формирования и развития системы профессиональной ориентации школьников широко представлены в имеющихся источниках такими авторами как Е.А. Глазырина, Т.Э. Дусь, Ю.С. Дутикова, Е.А. Климов, Л.П. Лапицкая, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, А.Д. Сазонов, С.И. Тюшляева и других авторов.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что современные социально-экономические преобразования, происходящие в России, способствовали актуализации проблемы профессиональной ориентации молодежи в системе овладения медицинской профессией. Статистические данные свидетельствуют о том, что проведение реформ в стране сопровождается ухудшением здоровья населения по причине неблагоприятных влияний социально-экономических изменений, ухудшения экологии, разбалансированности питания населения и тому подобное. Важнейшей целью государственной политики в системе здравоохранения является сохранение и преумножение здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи, улучшения демографической ситуации в стране. Достижение данной цели требует широкого внимания государства в системе подготовки медицинских кадров.
В данных условиях особенно значимой задачей учебных заведений, обучающих специалистов в области медицины, является формирование специалиста-профессионала, способного эффективно решать необходимые задачи с учетом современных требований. Обоснованным в выполнении данной задачи является ранняя подготовка будущего специалиста уже на этапе
обучения его в старших классах средней школы на базе создания специализированных медицинских классов.
Проблемы организации довузовской подготовки учащихся на профессию медицинского профиля сегодня довольно узко представлены в источниках такими авторами как Т.Л. Бухарина, Е.А. Краличкина, Л.В. Лазарева и другие. Деятельность специализированных медицинских классов в России не является новшеством, но требует разработки новых, инновационных, программ формирования профессиональной ориентации школьников к овладению медицинской профессией.
Согласно имеющимся данным на сегодняшний день в Иркутской области существует особая потребность в расширении числа специалистов в области медицины. Данная область занимает четверное место по численности постоянного населения в Сибирском федеральном округе; в медицинском обслуживании нуждается более 2 404 200 человек [19].
Недостаток медицинского персонала в области обусловлен наличием труднодоступных для оказания медицинской помощи районов. В связи с существованием в области обширных неосвоенных территорий, а также низкой плотности автомобильных дорог существует недостаток как пунктов оказания медицинской помощи, так и персонала, работающего в них. Статистические данные свидетельствуют о необходимости условий для повышения количества медицинских кадров в системе здравоохранения области, что подчеркивает необходимость ранней профессиональной ориентации молодежи в данной сфере деятельности. Организация специализированных медицинских классов позволит осуществлять раннюю медицинскую профессиональную ориентацию молодежи, проводить отбор учащихся, желающих освоить медицинскую специальность, изучить их психологическую предрасположенность к осуществлению данной деятельности.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью ранней профессиональной ориентации молодежи, необходимости увеличения числа студентов, желающих освоить медицинскую профессию и отсутствием качественных исследований по организации специализированных медицинских классов в области, что позволяет выделить проблему исследования.
...
Работа посвящена актуальной теме образования специализированного медицинского класса.
В целях достижения первой задачи был проведен обзор научных источников, позволивших сделать вывод о сущности профессиональной ориентации молодежи, особенностях работы специализированных классов. Отмечено, что грамотно построенная профориентационная работа в специализированных классах позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в отношении формирования ответственного отношения к выбору профессии. Профессиональная ориентация учащихся, позволяет обеспечить эффективность работы системы «школа-вуз- предприятие» в определенном городе, районе, стране.
Существенное внимание уделено особенностям организации работы специализированных медицинских классов: обзор статистических данных позволил отметить, что на сегодняшний день актуальным для России, в целом, и для Иркутской области, в частности, является формирование специализированных медицинских классов в системе подготовки медицинских работников. В регионе остро стоит вопрос повышение числа медицинских кадров и улучшение их профессиональной компетенции. Посредством организации специализированных медицинских классов осуществляется знакомство школьников с медицинской профессией: требованиями, предъявляемыми к личностным и профессиональным качествам специалистов.
По результатам теоретического обзора источников было проведено практическое исследование с целью изучения необходимости и возможности образования специализированного медицинского класса в условиях средней школы г. Бирюсинска, Иркутской области. В исследовании принимали участие 35 учащихся девятых классов СОШ №16 г. Бирюсинска Иркутской области.
Диагностика склонностей к медицинской профессии позволила определить наличие значительного числа учащихся, имеющих склонности к овладению профессией медицинского работника. Также определены ученики, имеющие возможность обучения в медицинском классе и овладеть медицинской профессией с учетом их успеваемости по профильным предметам «русский язык», «химия», «биология». Посредством метода математической статистики определены учащиеся, показывающие взаимосвязь между склонностью к выбору профессии медика и возможностями успешного обучения по профильным дисциплинам.
Проведенное анкетирование учащихся девятых классов позволило сделать вывод о желании многих школьников обучаться в специализированном классе, в связи с дальнейшим желанием освоить профессию медика. Также выявлены школьники, готовые обучаться в медицинском классе для того, чтобы повысить свои знания о ведении здорового образа жизни, навыкам оказания первой помощи и, в целом, о сохранении своего здоровья. По результатам исследования были сделаны выводы о необходимости и возможности открытия специализированного медицинского класса в условиях исследуемой школы.
Для решения третьей задачи, по результатам проведенного теоретического и практического исследований была разработана программа образования специализированного медицинского класса на базе СОШ № 16 г. Бирюсинска. В Программе представлены рекомендации по организации деятельности специализированного медицинского класса, определены основные направления и их содержание.
Разработанная модель позволяет доказать предполагаемую гипотезу о том, что эффективным образование специализированного медицинского класса будет при соблюдении следующих условий:
- при изучении позитивного отечественного и зарубежного опыта организации медицинских классов для модернизации существующей модели обучения учащихся в 10-11 классах;
...
1. Аверкин, В.Н. Путевка в жизнь: Образование, профессия, карьера / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
2. Блинов, А.В. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] - М. : Федеральный институт развития образования. - М.: Издательство «Перо», 2014. - 38 с.
3. Большая Советская Энциклопедия : в 30-ти т. / главный редактор А. М. Прохоров. Т.35. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 672 с.
4. Бухарина, Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинскую профессию / Т.Л. Бухарина: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 : М., 1998. - 361 с.
5. Василевская В. Взаимодействие школ и вузов / В. Василевская // Качество образования. - 2013. - № 2. - С. 31.
6. Глазырина, Е. А. Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся / Е. А. Глазырина // Школа и производство, 2009. - N 3. - С.7-8.
7. Гудинова В. В. Интеграция ресурсов гимназии и вуза в исследовательской деятельности учащихся / В. В. Гудинова // Исследовательская работа школьников. - 2013. - № 2. - С. 15-18.
8. Долженко, М.Л. Профориентация старшеклассников на специальности педагогического профиля / М.Л. Долженко //Интеграция науки, общества, производства и промышленности. Сборник статей Международной научнопрактической конференции, Уфа, 2019. - С. 51-54.
9. Дусь, Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью / Т.Э. Дусь: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Омск, 2004. - 252 с.
10. Дутикова, Ю.С. Профильные классы как основа профессиональноличностной подготовки будущего учителя начальных классов / Ю.С. Дутикова // Педагогическое образование и наука, 2018. - № 1. - С. 96-100.
11. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.
12. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира : нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, шк. психологам / В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 181 с.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008. - 240 с.
14. Заиченко, Е.М. Анализ спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования г. Владивостока / Е.М. Заиченко// Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 2006. - №3. С. 34-40.
15. Зверев, А.О. Ранняя профориентация и личностное самоопределение
учащихся в условиях школы полного дня / А.О. Зверев //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный
агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, 2008. - № 6. - С. 144-146.
... всего 57 источников