Введение 2
Глава 1.Физико-географическая характеристика Саяно-Шушенского
биосферного заповедника 3
1.1 Географическое положение 4
1.2 Геологическое строение 5
1.3 Климат 6
1.4 Внутренние воды 7
1.5 Почвенно-растительный покров и животный мир 8
1.6 Экологическая обстановка 9
Глава 2.Понятие, сущность , виды и формы учебно-исследовательской деятельности учащихся второй ступени
10
2.1 Понятие учебно - исследовательской
деятельности 11
2.2 Сущность учебно - исследовательской
деятельности 13
2.3 Виды учебно- исследовательской
деятельности 15
2.4 Формы учебно - исследовательской деятельности 18
2.5 Опыт учебно - исследовательской деятельности на примере Саяно
Шушенского биосферного заповедника 26
Глава ЗМетодика организации и проведения летней школьной экспедиции на примере Саяно-Шушенского биосферного заповедника 29
3.1 Особенности полевой экспедиции 31
3.2 Проект "Методическая разработка по теме: Методика проведения
школьных географических экспедиций" 36
3.3 Программа проведения школьной географической экспедиции 37
3.4 Проведение летней комплексной биогеографической
экспедиции 42
3.5 Камеральная обработка 45
3.6 Обобщение материала и конференция 46
Заключение 47
Список используемых ресурсов 52
Приложения 53
Актуальность нашей работы состоит в том, что в связи с переходом российского образования на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения большое внимание уделяется на проектноисследовательскую деятельность, и развитие у учащихся универсальных учебных действий, и в связи с этим возникает острая необходимость в разработке учебно-методических рекомендаций. Метод учебных исследований позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи.
Предметом нашего исследования служит территория Саяно-Шушенского биосферного заповедника.
Объектом исследования стала учебно-исследовательская деятельность.
Целью нашего исследования стало выявление особенностей организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в школьном курсе физической географии на примере Саяно-Шушенского биосферного заповедника.
Задачи исследования:
1) Дать физико-географическую характеристику территория Саяно
Шушенского биосферного заповедника;
2) Раскрыть понятие, сущность, виды учебно-исследовательской
деятельности, а также её формы;
3) Разработать программу учебно-исследовательской деятельности в формате экспедиции в Саяно-Шушенский биосферный заповедник.
Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что использование метода учебно-исследовательской деятельности способствует реализации творческого потенциала школьников, формированию их научных взглядов и успешному усвоению географии.
Методы исследования:
1) Литературный метод
2) Метод классификации
3) Метод обобщения
Использование исследовательской деятельности учащихся вошло в практику преподавания географии средних школах пгт Шушенское.
В ходе учебно-исследовательской работы по географии используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматии, документы, статистическая информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в них информации. При их отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя . Мы считаем ,что в результате выполнения исследования поставленные нами цели и задачи были выполнены в полной мере.
1. Антипов А.Н., Корытный Л.М. Географические аспекты гидрологических исследований. Новосибирск, 2007.1. Ассонова Г.С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии России. М.: Просвещение, 1994. - 128 с
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. - // Завуч, № 1. - 2001.
3. Мазбаев О.Б. Подготовка будущих учителей к руководству туристско- краеведческой деятельностью со школьниками: автореф. дисс. канд. пед. наук. - г. Алма-Ата, 1993
4. Пашканг К.В., Васильева И.В., Лапкина Н.А., Рычагов Г.И.
Комплексная полевая практика по физической географии. М.: Высшая школа, 2009.
5. Попович Ю.А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонически развитой личности: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.,1992.
6. Развитие идей А.С. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы //Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - М., 1988.
7. Ямницкий М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1977.
8. http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/pie/body/7/sshushreserve/2.HTM
9. http://technoslovo.ru/photos/geologicheskaya entsiklopediya/sayanyi1.jpg