Развитие навыков самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельной деятельности у младших дошкольников 6
1.1 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Кризис трёх лет 6
1.2 Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 9
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности на базе МБДОУ № 246 19
2.1 Диагностика актуального уровня развития самостоятельности детей младшего дошкольного
возраста 19
2.2 Опыт организации работы по развитию навыков самостоятельности детей младшего
дошкольного возраста 22
2.3 Анализ и интерпретация данных исследования 28
Заключение 34
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельной деятельности у младших дошкольников 6
1.1 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Кризис трёх лет 6
1.2 Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 9
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности на базе МБДОУ № 246 19
2.1 Диагностика актуального уровня развития самостоятельности детей младшего дошкольного
возраста 19
2.2 Опыт организации работы по развитию навыков самостоятельности детей младшего
дошкольного возраста 22
2.3 Анализ и интерпретация данных исследования 28
Заключение 34
Список использованной литературы
Актуальность. Дошкольное детство является основным звеном в жизни и развитии человека. В этот период происходит всестороннее развитие и создается фундамент для дальнейшего обучения и развития личности. Дошкольный уровень образования заслуживает особого внимания.
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие самостоятельной деятельности человека, формируются и активно развиваются бытовые и социально-культурные, гигиенические навыки. Однако, проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных.
Необходимость формирования и развития самостоятельности определяется развитием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека становится более инициативным и независимым. Благодаря разбуженной в детстве активности человек может развиваться в содержательную, целенаправленную личность, способную найти свое место в жизни.
Основополагающим компонентом самостоятельности является самостоятельность в самообслуживании. С самых первых лет жизни ребенок начинает осваивать эти навыки: начиная с умения переворачиваться, держать бутылочку, впоследствии, держать ложку, одеваться и т.д. Освоение навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических навыков является гарантом успешной будущей жизни человека, так как является началом трудового воспитания дошкольника. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.
Однако не стоит забывать, что самостоятельность дошкольника - это всегда продукт собственной инициативы ребенка и одновременно подчинения требованиям взрослых. Когда у ребенка не сформирована привычка вести себя в соответствии надлежащими правилами, которые ему предлагают, то предоставленная ему возможность инициативы может привести к стихийному поведению, нарушению общественных норм поведения.
Из всего вышесказанного вытекает противоречие между потребностью младшего дошкольника в проявлении самостоятельности и недостаточности уделенного внимания со стороны ДОУ. Исходя из данного противоречия мы можем определить проблему исследования: какие формы и методы психолого-педагогической работы, способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: Выявление особенностей и создание условий по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить и проанализировать труды зарубежных и отечественных педагогов по проблеме исследования;
• Изучить особенности младшего дошкольного возраста и выявить уровень актуального развития самостоятельности воспитанников второй младшей группы МБДОУ № 246 ;
• Организовать игровые занятия по развитию самостоятельности;
• Провести итоговую диагностику, направленную на выявление уровня возможных изменений и проанализировать результаты;
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, сравнение, метод формирующего эксперимента, методы статистической обработки данных экспериментальной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 246". Исследование проводилось в период ноябрь-декабрь 2018. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 3-4 года.
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие самостоятельной деятельности человека, формируются и активно развиваются бытовые и социально-культурные, гигиенические навыки. Однако, проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных.
Необходимость формирования и развития самостоятельности определяется развитием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека становится более инициативным и независимым. Благодаря разбуженной в детстве активности человек может развиваться в содержательную, целенаправленную личность, способную найти свое место в жизни.
Основополагающим компонентом самостоятельности является самостоятельность в самообслуживании. С самых первых лет жизни ребенок начинает осваивать эти навыки: начиная с умения переворачиваться, держать бутылочку, впоследствии, держать ложку, одеваться и т.д. Освоение навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических навыков является гарантом успешной будущей жизни человека, так как является началом трудового воспитания дошкольника. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.
Однако не стоит забывать, что самостоятельность дошкольника - это всегда продукт собственной инициативы ребенка и одновременно подчинения требованиям взрослых. Когда у ребенка не сформирована привычка вести себя в соответствии надлежащими правилами, которые ему предлагают, то предоставленная ему возможность инициативы может привести к стихийному поведению, нарушению общественных норм поведения.
Из всего вышесказанного вытекает противоречие между потребностью младшего дошкольника в проявлении самостоятельности и недостаточности уделенного внимания со стороны ДОУ. Исходя из данного противоречия мы можем определить проблему исследования: какие формы и методы психолого-педагогической работы, способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: Выявление особенностей и создание условий по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить и проанализировать труды зарубежных и отечественных педагогов по проблеме исследования;
• Изучить особенности младшего дошкольного возраста и выявить уровень актуального развития самостоятельности воспитанников второй младшей группы МБДОУ № 246 ;
• Организовать игровые занятия по развитию самостоятельности;
• Провести итоговую диагностику, направленную на выявление уровня возможных изменений и проанализировать результаты;
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, сравнение, метод формирующего эксперимента, методы статистической обработки данных экспериментальной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 246". Исследование проводилось в период ноябрь-декабрь 2018. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 3-4 года.
Проблема формирования и развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста является ключевым аспектом исследования. В ходе экспериментальной работы мною был проанализирован большой пласт психолого-педагогической литературы, были раскрыты такие понятия, как самостоятельность, самообслуживание, бытовые навыки, кризис трёх лет, а также понятие игры и игровой деятельности как ведущей; были определены критерии развития самостоятельности для трёх и четырёх лет.
Диагностика по определению актуального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей экспериментальной группы, на первом этапе, позволила подтвердить наличие низкого уровня развития бытовых навыков у детей и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы.
Мною была разработана программа психолого-педагогической работы с младшими дошкольниками, включающая в себя цикл из четырех развивающих занятий. При реализации данной программы, были использованы такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как дидактическая игра, организация совместной деятельности с детьми, создание ситуаций на взаимодействие. Позитивные изменения в уровне сформированности навыков самообслуживания происходили за счет применения наглядных методов, примеров и подробных инструкций, повторения и закрепления полученных знаний.
По окончанию формирующего эксперимента было замечено, что уже большее количество детей были способны самостоятельно одеться на прогулку, используя правильный порядок вещей; старались правильно ставить пальцы, во время использования столовых приборов, что позволяло аккуратнее осуществлять прием пищи; дети стали без напоминания со стороны воспитателя мыть руки перед едой и умываться после. Таким образом, можно подытожить, что уровень развития самостоятельности в среднем по группе существенно вырос. Более конкретные данные были получены после итоговой диагностики, которая показала наличие позитивной динамики в развитии навыков самостоятельности.
Проанализировав всю исследовательскую работу, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в самом начале, подтвердилась, уровень сформированности навыков самообслуживания повысился.
Однако проведенное исследование не решает проблему в полной мере и представляет собой лишь частную попытку решения проблемы формирования навыков самостоятельной деятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Диагностика по определению актуального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей экспериментальной группы, на первом этапе, позволила подтвердить наличие низкого уровня развития бытовых навыков у детей и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы.
Мною была разработана программа психолого-педагогической работы с младшими дошкольниками, включающая в себя цикл из четырех развивающих занятий. При реализации данной программы, были использованы такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как дидактическая игра, организация совместной деятельности с детьми, создание ситуаций на взаимодействие. Позитивные изменения в уровне сформированности навыков самообслуживания происходили за счет применения наглядных методов, примеров и подробных инструкций, повторения и закрепления полученных знаний.
По окончанию формирующего эксперимента было замечено, что уже большее количество детей были способны самостоятельно одеться на прогулку, используя правильный порядок вещей; старались правильно ставить пальцы, во время использования столовых приборов, что позволяло аккуратнее осуществлять прием пищи; дети стали без напоминания со стороны воспитателя мыть руки перед едой и умываться после. Таким образом, можно подытожить, что уровень развития самостоятельности в среднем по группе существенно вырос. Более конкретные данные были получены после итоговой диагностики, которая показала наличие позитивной динамики в развитии навыков самостоятельности.
Проанализировав всю исследовательскую работу, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в самом начале, подтвердилась, уровень сформированности навыков самообслуживания повысился.
Однако проведенное исследование не решает проблему в полной мере и представляет собой лишь частную попытку решения проблемы формирования навыков самостоятельной деятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.



