Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Работа №149275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельной деятельности у младших дошкольников 6
1.1 Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Кризис трёх лет 6
1.2 Развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада 9
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности на базе МБДОУ № 246 19
2.1 Диагностика актуального уровня развития самостоятельности детей младшего дошкольного
возраста 19
2.2 Опыт организации работы по развитию навыков самостоятельности детей младшего
дошкольного возраста 22
2.3 Анализ и интерпретация данных исследования 28
Заключение 34
Список использованной литературы

Актуальность. Дошкольное детство является основным звеном в жизни и развитии человека. В этот период происходит всестороннее развитие и создается фундамент для дальнейшего обучения и развития личности. Дошкольный уровень образования заслуживает особого внимания.
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие самостоятельной деятельности человека, формируются и активно развиваются бытовые и социально-культурные, гигиенические навыки. Однако, проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных.
Необходимость формирования и развития самостоятельности определяется развитием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека становится более инициативным и независимым. Благодаря разбуженной в детстве активности человек может развиваться в содержательную, целенаправленную личность, способную найти свое место в жизни.
Основополагающим компонентом самостоятельности является самостоятельность в самообслуживании. С самых первых лет жизни ребенок начинает осваивать эти навыки: начиная с умения переворачиваться, держать бутылочку, впоследствии, держать ложку, одеваться и т.д. Освоение навыков самообслуживания, санитарно-гигиенических навыков является гарантом успешной будущей жизни человека, так как является началом трудового воспитания дошкольника. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.
Однако не стоит забывать, что самостоятельность дошкольника - это всегда продукт собственной инициативы ребенка и одновременно подчинения требованиям взрослых. Когда у ребенка не сформирована привычка вести себя в соответствии надлежащими правилами, которые ему предлагают, то предоставленная ему возможность инициативы может привести к стихийному поведению, нарушению общественных норм поведения.
Из всего вышесказанного вытекает противоречие между потребностью младшего дошкольника в проявлении самостоятельности и недостаточности уделенного внимания со стороны ДОУ. Исходя из данного противоречия мы можем определить проблему исследования: какие формы и методы психолого-педагогической работы, способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста?
Цель исследования: Выявление особенностей и создание условий по развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить и проанализировать труды зарубежных и отечественных педагогов по проблеме исследования;
• Изучить особенности младшего дошкольного возраста и выявить уровень актуального развития самостоятельности воспитанников второй младшей группы МБДОУ № 246 ;
• Организовать игровые занятия по развитию самостоятельности;
• Провести итоговую диагностику, направленную на выявление уровня возможных изменений и проанализировать результаты;
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, сравнение, метод формирующего эксперимента, методы статистической обработки данных экспериментальной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 246". Исследование проводилось в период ноябрь-декабрь 2018. В исследовании приняло участие 16 детей в возрасте 3-4 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования и развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста является ключевым аспектом исследования. В ходе экспериментальной работы мною был проанализирован большой пласт психолого-педагогической литературы, были раскрыты такие понятия, как самостоятельность, самообслуживание, бытовые навыки, кризис трёх лет, а также понятие игры и игровой деятельности как ведущей; были определены критерии развития самостоятельности для трёх и четырёх лет.
Диагностика по определению актуального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей экспериментальной группы, на первом этапе, позволила подтвердить наличие низкого уровня развития бытовых навыков у детей и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы.
Мною была разработана программа психолого-педагогической работы с младшими дошкольниками, включающая в себя цикл из четырех развивающих занятий. При реализации данной программы, были использованы такие психолого-педагогические методы и приемы работы, как дидактическая игра, организация совместной деятельности с детьми, создание ситуаций на взаимодействие. Позитивные изменения в уровне сформированности навыков самообслуживания происходили за счет применения наглядных методов, примеров и подробных инструкций, повторения и закрепления полученных знаний.
По окончанию формирующего эксперимента было замечено, что уже большее количество детей были способны самостоятельно одеться на прогулку, используя правильный порядок вещей; старались правильно ставить пальцы, во время использования столовых приборов, что позволяло аккуратнее осуществлять прием пищи; дети стали без напоминания со стороны воспитателя мыть руки перед едой и умываться после. Таким образом, можно подытожить, что уровень развития самостоятельности в среднем по группе существенно вырос. Более конкретные данные были получены после итоговой диагностики, которая показала наличие позитивной динамики в развитии навыков самостоятельности.
Проанализировав всю исследовательскую работу, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в самом начале, подтвердилась, уровень сформированности навыков самообслуживания повысился.
Однако проведенное исследование не решает проблему в полной мере и представляет собой лишь частную попытку решения проблемы формирования навыков самостоятельной деятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.



1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2006.
2. Бочарова Ю.Ю., Патрина О.В. Диагностическая программа педагогического сопровождения детей дошкольного возраста (квалиметрический аспект). - Красноярск РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2005.
3. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. М.: ТЦ Сфера, 2011. 128 с.
4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике - Е., 2016
5. Воспитание детей в игре/Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-
М.:Просвещение.2012.
6. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». Москва v Юрайт, 2008.
7. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» /. — Просвещение, 2014.
8. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. - М., 2011.
9. Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды/С. Кузнецова, Г.Романова//Ребёнок в д./2004
10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В2т, Т2 - М., 2004 г.
11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М.; Воронеж, 2007г.
12. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 2010
13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада М.: Просвещение, 2013. — 128 с.
14. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр
. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. - 96 с.
15. Монтессори М. - Помоги мне это сделать самому - М.: Изд-во Карапуз, 2006.
16. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 2012 г
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. — 5-е изд. — ПИТЕР, 2002. — 720с.
18. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 2001. -№7 - С.67..
19. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Дмитриева Д. В. - М.: Астрель, 2017.
20. Эльконин В.С. Возрастная психология. - М.1988.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ