«Ориентирование на здоровый образ жизни как организационно-педагогическое условие здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии»
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование ориентирования на здоровый образ жизни как организационно-педагогического условия
здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии 7
1.1. Сущность феноменов «здоровый образ жизни»,
«здоровьесбережение» 7
1.2. Здоровьесбережение военнослужащих Росгвардии как организационно-
педагогическая задача 22
1.3. Ориентирование на здоровый образ жизни военнослужащих Росгвардии
как организационно-педагогическое условие их здоровьесбережения 33
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. Опытно-практическое обоснование ориентирования на здоровый образ жизни как организационно-педагогического условия
здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии 42
2.1. Опытно-практическая работа по реализации ориентирования
военнослужащих Росгвардии на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих
Росгвардии 42
2.2. Результаты опытно-практической работы по реализации ориентирования
военнослужащих Росгвардии на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих
Росгвардии 48
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 61
Приложения 70
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование ориентирования на здоровый образ жизни как организационно-педагогического условия
здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии 7
1.1. Сущность феноменов «здоровый образ жизни»,
«здоровьесбережение» 7
1.2. Здоровьесбережение военнослужащих Росгвардии как организационно-
педагогическая задача 22
1.3. Ориентирование на здоровый образ жизни военнослужащих Росгвардии
как организационно-педагогическое условие их здоровьесбережения 33
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА 2. Опытно-практическое обоснование ориентирования на здоровый образ жизни как организационно-педагогического условия
здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии 42
2.1. Опытно-практическая работа по реализации ориентирования
военнослужащих Росгвардии на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих
Росгвардии 42
2.2. Результаты опытно-практической работы по реализации ориентирования
военнослужащих Росгвардии на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих
Росгвардии 48
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 61
Приложения 70
Внимание к здоровому образу жизни в войсках национальной гвардии Российской Федерации, прежде всего, связано с проблемой здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и снижению последующей работоспособности.
Козырев Д.В., Масликов В.А. описывают значение и сущность здорового образа жизни военнослужащих [43]. Авторы рассматривают правовые аспекты взаимодействия системы органов управления по пропаганде здорового образа жизни с личным составам войск национальной гвардии, анализ влияния пропаганды здорового образа жизни на военнослужащих. Проведённый анализ позволил выявить, что по исполнению военной службы, состав войск национальной гвардии недостаточно осведомлен в вопросах системы здоровьесбережения. Данное положение дел позволяет сделать вывод о том, что уровень знаний, необходимый для сохранения здоровья каждого военнослужащего, не позволяет обеспечивать профессиональную деятельность военнослужащих продолжительным поддержанием и укреплением здоровья. Это может привести к снижению работоспособности и эффективности деятельности военнослужащих.
В настоящее время анализ педагогических, психологических, медицинских и других исследований выявил значительное снижение уровня здоровья у различных категорий военнослужащих. В течение последних 20 лет число молодых людей, относящихся к категории допризывной молодёжи, годных к военной службе, сократилось почти на треть, а более чем у 40% юношей допризывного возраста состояние здоровья и физическая подготовка не соответствуют установленным требованиям. Результаты этих исследований показывают, что необходима ежедневная кропотливая работа по соблюдению требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении условий службы и быта военнослужащих национальной гвардии, с учётом специфики выполняемых задач.
В рамках исследуемой нами темы обнаружилось противоречие, между:
- потребностью государства в военнослужащих (сотрудниках) Росгвардии, способных осуществлять служебно - боевые задачи в стране и несоответствие уровня физической и теоретической подготовленности.
Проблема исследования: возможно ли сохранить здоровье и повысить эффективность профессиональной деятельности военнослужащих Росгвардии посредством реализации организационно-педагогического условия - ориентирования на здоровый образ жизни?
Цель исследования: теоретическое и опытно-практическое
обоснование ориентирования на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность феноменов «здоровый образ жизни» и «здоровьесбережение».
2. Представить здоровьесбережение военнослужащих Росгвардии как организационно-педагогическую задачу.
3. Теоретически обосновать ориентирование на здоровый образ жизни
как организационно-педагогическое условие здоровьесбережения
военнослужащих Росгвардии.
4. Проверить в опытно-практической работе результативность реализации ориентирования на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии.
Объект исследования: процесс здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии.
Предмет исследования: ориентирование на здоровый образ жизни как организационно-педагогическое условие здоровьесбережения военнослужащих Росграврдии.
Гипотеза исследования: ориентирование на здоровый образ жизни выступает организационно-педагогическим условием здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии, если реализуются следующий комплекс мероприятий (мер):
• ознакомительных - блок лекционных и семинарских занятий на темы: «Основы здорового образа жизни и здоровьесбережения», «Функциональное состояние организма» и «Общая и специальная физическая подготовка»;
...
Козырев Д.В., Масликов В.А. описывают значение и сущность здорового образа жизни военнослужащих [43]. Авторы рассматривают правовые аспекты взаимодействия системы органов управления по пропаганде здорового образа жизни с личным составам войск национальной гвардии, анализ влияния пропаганды здорового образа жизни на военнослужащих. Проведённый анализ позволил выявить, что по исполнению военной службы, состав войск национальной гвардии недостаточно осведомлен в вопросах системы здоровьесбережения. Данное положение дел позволяет сделать вывод о том, что уровень знаний, необходимый для сохранения здоровья каждого военнослужащего, не позволяет обеспечивать профессиональную деятельность военнослужащих продолжительным поддержанием и укреплением здоровья. Это может привести к снижению работоспособности и эффективности деятельности военнослужащих.
В настоящее время анализ педагогических, психологических, медицинских и других исследований выявил значительное снижение уровня здоровья у различных категорий военнослужащих. В течение последних 20 лет число молодых людей, относящихся к категории допризывной молодёжи, годных к военной службе, сократилось почти на треть, а более чем у 40% юношей допризывного возраста состояние здоровья и физическая подготовка не соответствуют установленным требованиям. Результаты этих исследований показывают, что необходима ежедневная кропотливая работа по соблюдению требований воинских уставов и наставлений об оздоровлении условий службы и быта военнослужащих национальной гвардии, с учётом специфики выполняемых задач.
В рамках исследуемой нами темы обнаружилось противоречие, между:
- потребностью государства в военнослужащих (сотрудниках) Росгвардии, способных осуществлять служебно - боевые задачи в стране и несоответствие уровня физической и теоретической подготовленности.
Проблема исследования: возможно ли сохранить здоровье и повысить эффективность профессиональной деятельности военнослужащих Росгвардии посредством реализации организационно-педагогического условия - ориентирования на здоровый образ жизни?
Цель исследования: теоретическое и опытно-практическое
обоснование ориентирования на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность феноменов «здоровый образ жизни» и «здоровьесбережение».
2. Представить здоровьесбережение военнослужащих Росгвардии как организационно-педагогическую задачу.
3. Теоретически обосновать ориентирование на здоровый образ жизни
как организационно-педагогическое условие здоровьесбережения
военнослужащих Росгвардии.
4. Проверить в опытно-практической работе результативность реализации ориентирования на здоровый образ жизни как организационнопедагогического условия здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии.
Объект исследования: процесс здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии.
Предмет исследования: ориентирование на здоровый образ жизни как организационно-педагогическое условие здоровьесбережения военнослужащих Росграврдии.
Гипотеза исследования: ориентирование на здоровый образ жизни выступает организационно-педагогическим условием здоровьесбережения военнослужащих Росгвардии, если реализуются следующий комплекс мероприятий (мер):
• ознакомительных - блок лекционных и семинарских занятий на темы: «Основы здорового образа жизни и здоровьесбережения», «Функциональное состояние организма» и «Общая и специальная физическая подготовка»;
...
Под здоровым образом жизни следует понимать присущие формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций. Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. Основное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Также в него входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели. Здоровьесбережение - общее понятие образа жизни, содержащее уровень его культуры, благоприятные условия жизнедеятельности человека, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Здоровый образ жизни обеспечивает здоровьесбережение, а здоровьесбережение, в свою очередь, обуславливает здоровый образ жизни. Данные понятия неотъемлемы друг от друга и суть их направлена на сохранение и поддержание здоровья в любых условиях, в том числе и в профессиональной деятельности, которая может обладать специфичными характеристиками.
Военнослужащий Росгвардии обладает рядом специфических характеристик. Он наделен исключительными правами, имеет обязанности, соответствующие его социальной роли, определяющей защиту законности, порядка, интересов государства. В этой связи поведение военнослужащего двойственно: с одной стороны необходимо поддерживать порядок в стране, что это достигается путем сложной и непрерывной службы, которая требует больших физических нагрузок, зачастую сопровождающимися нарушенным режимом труда, отдыха, питания, а с другой стороны военнослужащие имеют возможности для соблюдения правил здорового образа жизни, однако, они не осведомлены о его структуре, факторах, методах. Следовательно, возникает необходимость в разработке организационно-педагогических условий, которые позволят направить образовательный процесс военнослужащих на здоровый образ жизни, который в дальнейшем обеспечит высокую сохранность здоровья.
Нами были определены и внедрены в программу боевой подготовки военнослужащих организационно-педагогическое условие ориентирование на здоровый образ жизни в виде комплекса следующих мероприятий: ознакомительных - блок лекционных и семинарских занятий на темы: «Основы здорового образа жизни и здоровьесбережения», «Функциональное состояние организма» и «Общая и специальная физическая подготовка»; рекомендательных - лабораторные занятия, направленные на изучение функционального состояния организма, с целью предупреждения заболеваний и травм; поддерживающих - индивидуально разработанные комплексы физических упражнений для поддержания общей и специальной физической подготовленности, профилактика вредных привычек, ежемесячное обследование функционального состояния организма.
По результатам опытно-практической работы прирост показателей военнослужащих экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности знаний в области здорового образа жизни и здоровьесбережения, а также повышение их физической подготовленности свидетельствуют об эффективности и оптимальности реализации организационно-педагогического условия ориентирования на здоровый образ жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение указанных выше разделов в процесс подготовки военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации, будет способствовать решению проблемы сбережения здоровья военнослужащих (сотрудников), уменьшению их заболеваемости в процессе служебной деятельности и предотвращению снижения их работоспособности. Тем самым внимание к здоровому образу жизни, ориентация на здоровьесбережение позволят военнослужащим поддерживать собственную боевую готовность и работоспособность, полноценно выполнять служебно - боевые задачи.
Военнослужащий Росгвардии обладает рядом специфических характеристик. Он наделен исключительными правами, имеет обязанности, соответствующие его социальной роли, определяющей защиту законности, порядка, интересов государства. В этой связи поведение военнослужащего двойственно: с одной стороны необходимо поддерживать порядок в стране, что это достигается путем сложной и непрерывной службы, которая требует больших физических нагрузок, зачастую сопровождающимися нарушенным режимом труда, отдыха, питания, а с другой стороны военнослужащие имеют возможности для соблюдения правил здорового образа жизни, однако, они не осведомлены о его структуре, факторах, методах. Следовательно, возникает необходимость в разработке организационно-педагогических условий, которые позволят направить образовательный процесс военнослужащих на здоровый образ жизни, который в дальнейшем обеспечит высокую сохранность здоровья.
Нами были определены и внедрены в программу боевой подготовки военнослужащих организационно-педагогическое условие ориентирование на здоровый образ жизни в виде комплекса следующих мероприятий: ознакомительных - блок лекционных и семинарских занятий на темы: «Основы здорового образа жизни и здоровьесбережения», «Функциональное состояние организма» и «Общая и специальная физическая подготовка»; рекомендательных - лабораторные занятия, направленные на изучение функционального состояния организма, с целью предупреждения заболеваний и травм; поддерживающих - индивидуально разработанные комплексы физических упражнений для поддержания общей и специальной физической подготовленности, профилактика вредных привычек, ежемесячное обследование функционального состояния организма.
По результатам опытно-практической работы прирост показателей военнослужащих экспериментальной группы, имеющих высокий уровень сформированности знаний в области здорового образа жизни и здоровьесбережения, а также повышение их физической подготовленности свидетельствуют об эффективности и оптимальности реализации организационно-педагогического условия ориентирования на здоровый образ жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение указанных выше разделов в процесс подготовки военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации, будет способствовать решению проблемы сбережения здоровья военнослужащих (сотрудников), уменьшению их заболеваемости в процессе служебной деятельности и предотвращению снижения их работоспособности. Тем самым внимание к здоровому образу жизни, ориентация на здоровьесбережение позволят военнослужащим поддерживать собственную боевую готовность и работоспособность, полноценно выполнять служебно - боевые задачи.





