ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ 8
1. 1. Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет 8
1.2. Особенности развития физических качеств у юношей, занимающихся
лыжными гонками 12
1.3. Роль и значение занятий лыжными гонками для физической подготовки
лыжников 15-16 лет 18
1.4. Особенности спортивной тренировки в лыжных гонках 21
1.5. Средства и методы развития общей и специальной выносливости при
занятиях лыжными гонками 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛЫЖНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕНОГО НА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ И ПРОВЕРКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРЕМЕНТЕ 39
3.1. Обоснование разработки комплекса 39
3.2. Разработка комплекса 39
3.3 Проверка эффективности разработанного комплекса 48
ВЫВОДЫ 58
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность выбранной темы. В тренировке лыжников-гонщиков на общем фоне высокого развития физических качеств основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости. Специальная выносливость имеет решающее значение для достижения спортивных результатов у лыжников. Однако за последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10-15 лет назад. Поэтому, особый интерес представляет исследование особенностей развития выносливости именно в школьные годы. Проблема развития и совершенствования выносливости у спортсменов является весьма актуальной и привлекает постоянное внимание физиологов, педагогов, спортсменов и тренеров. Для обеспечения высоких результатов в лыжных гонках, спортсмену необходим высокий уровень развития физических качеств, в первую очередь общей и специальной выносливости. Поэтому повышению ее уровня необходимо уделять большое внимание уже с первых лет занятий лыжными гонками. Разработкой вопроса развития выносливости в подготовке лыжников-гонщиков занимались многие исследователи и практические работники. Авторы отмечают важность данного физического качества и предлагают методы ее развития для спортсменов различного возраста и квалификации, но не дают конкретных рекомендаций, каким должен быть удельный вес методов способствующих развитию выносливости в спортивной тренировке, в частности для подростков 15-16 лет. На основании выше изложенного можно предположить, что эффективная подготовка юных лыжников-гонщиков, может быть осуществлена за счет разработки и внедрения в тренировочный процесс оптимальных сочетаний средств и методов спортивной тренировки, способных обеспечить достижения значительного уровня развития выносливости, а также других физических качеств, при занятиях лыжными гонками. При недостаточном развитии выносливости, немыслим высокий уровень общей и специальной подготовки спортсменов - лыжников. Поэтому проблема развития выносливости лыжников-гонщиков в тренировочный период, поиск методов и средств развития общей и специальной выносливости актуальна и требует изучения.
Целью исследования является повышение уровня общей и специальной выносливости у юношей 15 - 16 лет на основе разработанного комплекса упражнений.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Разработать и апробировать комплекс специальных лыжных упражнений направленный на развитие общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет;
3. Сравнить эффективность результатов тестирования общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет, занимающихся лыжными гонками по экспериментальной и традиционной методике.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по лыжным гонкам у юношей 15-16 лет.
Предмет исследования: комплекс специальных лыжных упражнений направленный на развития общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет.
Гипотеза: мы предположили, что в результате применения разработанных экспериментальных комплексов специализированных упражнений более значимо повысится уровень развития общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет занимающихся лыжными гонками, улучшится результативность выступления на спортивных соревнованиях если: - изучить научно-методическую литературу по теме исследования; 5 - разработать и апробировать экспериментальную
методику занятий лыжными гонками, направленную на преимущественное развитие общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет; - сравнить эффективность результатов тестирования общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет, занимающихся лыжными гонками по экспериментальной и традиционной методике.
Теоретическая значимость исследования заключается: в обобщении вопросов, связанных с процессом воспитания общей и специальной выносливости лыжников, описании методики воспитания общей и специальной выносливости юношей занимающихся лыжными гонками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные комплексы упражнений для развития общей и специальной выносливости у юношей занимающихся лыжными гонками, могут быть использованы в дальнейшем преподавателями, тренерами и спортсменами для совершенствования тренировочного процесса в развитии общей и специальной выносливости, а также успешного выступления на соревнованиях
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Изучив научно-методическую литературу по теме исследования было выяснено, что в возрасте 15—16 лет отмечается значительный рост показателей, характеризующих уровень развития специальной и общей выносливости.
2. Учебно - тренировочные занятия по усовершенствованной методике были направлены на развитие общей и специальной выносливости у юношей 15-16 лет занимающихся лыжными гонками. Данная методика использовалась в период педагогической практики во внеурочное время в школьной секции по лыжным гонкам. Дополнения в методику развития выносливости состояли из комплексов упражнений, и применения методов тренировки в предсоревновательном периоде.
3. В конце исследования был проведен сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп и выявился значительный прирост в показателях у экспериментальной группы юношей - лыжников. В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных упражнениях оказался не достоверным. В экспериментальной группе нам удалось добиться достоверного прироста во всех контрольных упражнениях. Таким образом, можно отметить, что в конце педагогического эксперимента юноши экспериментальной группы превосходят своих сверстников из контрольной группы, что говорит об эффективности используемой методики.
1. Сбитнева Оксана Анатольевна Характерные особенности физической
подготовки в лыжных гонках // Universum: психология и образование. 2018. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-osobennosti-
fizicheskoy-podgotovki-v-lyzhnyh-gonkah (дата обращения: 03.03.2022).
2. Ананьева Людмила Васильевна, Корнеев Дмитрий Алексеевич, Томилов Владимир Николаевич НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №5 (183). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye- osobennosti-koordinatsii-dvizheniy-v-lyzhnyh-gonkah(дата обращения: 28.05.2023).
3. Головачев А.И., Бутулов Э.Л., Колыхматов В.И., Широкова С.В.,
Кондратов Н.Н., Горбунова Е.А., Усакова Н.А. Современные методические подходы к контролю физической подготовленности в лыжных гонках // Вестник спортивной науки. 2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodicheskie-podhody-k- kontrolyu-fizicheskoy-podgotovlennosti-v-lyzhnyh-gonkah(дата обращения: 03.03.2022).
4. Куликов Михаил Львович, Науменко Станислав Васильевич
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА- ГОНЩИКА // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. №2 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
psihologicheskoy-podgotovki-lyzhnika-gonschika (дата обращения:
03.03.2022).
5. Беликова Елена Викторовна Экспериментальная Оценка физического
здоровья лыжников-гонщиков // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnaya-
otsenka-fizicheskogo-zdorovya-lyzhnikov-gonschikov (дата обращения: 28.05.2023).
6. Аграновский, М. А. Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры / М. А. Аграновский. - Москва: Физическая культура и спорт, 2000. (дата обращения: 05.05.2022).
7. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология, Год издания: 2008, 260 с. (дата обращения: 21.06.2022).
8. Анучин В.П. Развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков / В.П. Анучин, Э.М. Матвеев // Лыжный спорт, выпуск первый. - 2001. С. 11-13. (дата обращения: 05.05.2022).
9. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина Ю.Д., и др.; Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культуры педагогических институтов по специальности 03.03 «Физ. культура»/ Под ред. Б. А. Ашмарина — М.: Просвещение, 1990.—287 с. (дата обращения: 03.03.2022).
10. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта
(учебно - методическое пособие) / Ю.В. Байковский. - М.: Издво
Администрации президента РФ, 1993. (дата обращения: 21.06.2022)
11. Беляев А.В Волейбол/ А.В Беляев. - Москва: ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с. (дата обращения: 03.03.2022).
12. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с. (дата обращения: 08.09.2022).
13. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Просвещение, 1973. - 333с. . (дата обращения: 08.09.2022)
14. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. - 1980. - С.103-107. . (дата обращения: 04.05.2022)
15. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практических занятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Советский спорт 2004.Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с. . (дата обращения: 08.09.2022)
16. Груздев И.И., Люсин А.В., Симаков М.И.; Развитие выносливости и обучение технике лыжных ходов на учебных занятиях: метод. указания / Ярославский государственный университет. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 40 с. (дата обращения: 05.05.2022).
17. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010. 13. Капланский В.Е. Физическая культура в школе. - М. :2000, №6
18. Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287с. 58 (дата обращения: 05.05.2022).
19. Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. - М.: Физическая культура в школе, 1975. - №1. - С.7-9. (дата обращения: 06.02.2023).
20. Лебедев С.М. Методическая разработка «Развитие качества выносливости у лыжников-гонщиков» Сургут 2012г. 38с. (дата обращения: 06.02.2023).
21. Мартыцин, О. В. Система средств формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней тренировки / О. В. Мартыцин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 12-14. (дата обращения: 06.02.2023).
22. Литвинов Е.Н, Любомирский Л.Е, Мейксон Г.Б. - М.: Просвещение Как стать сильным и выносливым: Кн. для учащихся /, 1984.- 63 с. (дата обращения: 10.11.2023).
23. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с. (дата обращения: 10.11.2023).
24. Ростовцев В.Л., Кондратов А.В., Зеновский Е.В. [и др.] // Лыжный спорт : Ходы традиционные и ход коньковый - М., 1986. - Вып. 1. - С. 13 (дата обращения: 06.02.2023).
25. Раменская Т.И., Баталов А.Г. - М.: Лыжный спорт: Учебник / Физическая культура, 2005 . - 320 с . (дата обращения: 10.11.2023).
26. Богомолов В.Ф., Вострикова Н.А., Николаев Е.А., Меренцов С.Ю. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура. Лыжный спорт»: учебно-методическое пособие. / - Красноярск: СФУ, 2007 - 73с (дата обращения: 06.02.2023).
27. Сальникова Г.П. Физическое развитие современных школьников. М. 1977 - 305 с (дата обращения: 21.06.2022)
28. Слушкина Е. А., Слушкин В. Г. Управление учебно-тренировочным процессом лыжников //имени ПФ Лесгафта. - 2011.,C. 47 (дата обращения: 21.06.2022)
29. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. (дата обращения: 06.02.2023).
30. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте /- Москва: ФиС, 1984 . - 159 с. - (Наука - спорту) (дата обращения: 08.02.2023).