ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития умственно отсталых детей, в условиях детского дома-интерната
1.1. Понятие умственной отсталости и ее разновидности.
Психологические особенности и социальное развитие умственно отсталых детей
1.2. Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Практическое использование методик для развития сенсорных и моторных способностей у умственно отсталых детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов первичного исследования перцептивных навыков умственно-отсталых
детей
2.3 Цикл занятий по развитию перцептивных возможностей умственно-отсталых детей
2.4 Анализ результатов вторичного исследования перцептивных возможностей умственно-отсталых детей
Выводы по 2 главе
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития. Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста, занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка.
Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и при чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи: чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Научная обоснованность исследованиями учёных института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антоновой- Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М. Бехтерева также доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Проблемой развития сенсомоторики, у детей с умственной отсталостью, занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств.
М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления.
Анализ и грамотная адаптация зарубежных методик социальной и психологической адаптации умственно отсталых детей будет способствовать развитию их способностей и адаптации в обществе. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующую проблему моего исследования.
На современном этапе развития общества одной из самых слабо адаптированных категорий являются умственно отсталые дети, особенно воспитывающиеся вне семьи. Данные дети существенно отстают в своем развитии от нормы психосоциального развития, у них слабо развита сенсорная система. Однако использование специализированных развивающих методик по развитию перцепционных навыков, уменьшает степень такого отставания и способствует улучшению адаптации и приспособленности к повседневной жизни.
В связи с этим, целью моего исследования является определение эффективности использования методик М. Монтессори для развития перцептивных навыков, у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Объект исследования - развитие умственно отсталых детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - состояние социально - перцептивных навыков у детей 8-12 лет с тяжелой умственной отсталостью.
Гипотеза: использование развивающих методик М. Монтессори в работе с умственно отсталыми детьми, оставшимися без попечения родителей, способствует целостному и гармоничному развитию личности детей.
Задачи:
1.Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2.Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования. Проанализировать психологические особенности умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение состояния социально - перцептивных навыков у детей 8-12 лет с с тяжелой умственной отсталостью.
4. Провести коррекционно-развивающую работу с использованием дидактического материала М. Монтессори.