ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 8
1.1. Проблема развития внимания в трудах отечественных и зарубежных
психологов 8
1.2. Особенности внимания детей дошкольного возраста 12
1.3. Игра как средство развития произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 27
2.1. Описание методик и эмпирической выборки 27
2.2. Результаты развития произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста 29
2.3. Комплекс игр по развитию произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста 32
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблемой развития произвольного внимания детей дошкольного возраста занимались психологи и ученые такие как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, У. Джеймс, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Урунтаева, О.Н. Земцова, Р.С. Немов. Все они изучали данную тему. Проблема актуальна и в настоящее время. В современной психологии очень много исследований по изучению условий и закономерностей воспитания внимания Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина. Внимание изучают со стороны физиологических механизмов И.И. Павлов, А.Н. Леонтьев. Ученые признают, что важнейшую роль в развитии личности человека играет произвольное внимание. Психологи считают, что произвольное внимание нужно развивать и формировать еще с дошкольного возраста. По требованиям ФГОС, ребенок поступивший в начальную школу должен быть с развитым вниманием. Свойства внимания не развиваются активно сами по себе их нужно формировать. Имеются различные формы и методы развития свойств произвольного внимания. Такой специализированной формой и методом выступает игра. Посредством игры возможно развитие и формирование произвольного внимания.
К старшему дошкольному возрасту ребенок познает мир через ведущий вид деятельности игру. Именно в игре у дошкольника происходит развитие всех психологических процессов памяти, мышления, воображения, внимания. Именно в дошкольном возрасте, сенситивным к развитию речи, происходит активное освоение и обогащения словаря. Ребенок познает и осваивает мир через коммуникацию со взрослыми и со сверстниками, осваивает и приобретает навыки нравственного поведения, вырабатывает гигиенические навыки.
Дошкольное образование помогает ребенку дошкольного возраста развиваться по всем образовательным областям входящих ФГОС. На занятиях по непосредственно образовательной деятельности ребенок по 3
направлению художественно эстетическому развитию учится творить и создавать продукты своей деятельности, познает мир искусства через лучшие творения художников, изобразительных произведений. На занятиях по развитию речи упражняется в составлении рассказов, обогащает свой словарь и развивает грамматику, упражняется в умении использовать диалогическую и монологическую речь, осваивает грамматический строй речи.
Дошкольник познает мир литературы посредством русского народного творчества сказок, потешек, прибауток, загадок, рассказов, стихотворных произведений. Разучивает стихи, выступая на утренниках и различных мероприятиях в дошкольном образовательном учреждении, на занятиях по познавательному развитию познает пространственные ориентиры, знакомится с числом, с сенсорными эталонами, учится жить в мире с природой. В дошкольные годы ребенку очень важно привить умение заботится о себе и своем здоровье. На занятиях по физической культуре, занимается физической двигательной активностью, где у ребенка развиваются физические качества.
Мир музыки ребенок познает через занятия музыкальной направленности, где знакомится с музыкальными произведениями, знакомится с танцевальными движениями и учится танцевать. Таким образом, мы стараемся воспитать ребенка гармоничной личностью, физически и психологически развитым человеком. Полноправным гражданином нашей страны, получившим знания о правилах жизни и поведении в социальном обществе.
Ребенок осваивает социальное пространство, радуя своих родителей и близких своими первыми достижениями. Дошкольный возраст, «возраст почемучек» ребенку все интересно, он постоянно останавливает свое внимание на всех предметах, вещах, объектах, явлениях которые его заинтересуют. Но всего этого недостаточно для освоения знаний. И ребенка очень важно научить, заострять внимание на чем-либо. Каждое поколение стремилось воспитать своих детей умными, красивыми, физически и психологически развитыми. С здоровым телом и духовно богатой душой. Самое главное разумными.
Человечество передавало поколение в поколение все лучшее, что у него было то, что смог накопить за годы и века человеческий род. Каждый народ занимался воспитанием подрастающего поколения. Передавая ему культуру своего народа, свои в первую очередь, духовные ценности. И самое главное люди учились заострять свое внимание на главном. Во всех случаях умели сконцетрироваться и принять важные решения.
Проблемой внимания занимались такие ученые как Е.П. Ильин, Р.С. Немов, В.С. Мухина, все они рассматривали проблему произвольного внимания. Освещая психологические и педагогические труды по проблеме дошкольного произвольного внимания. В результате анализа психологических и педагогических литературных источников было обнаружено противоречие: между необходимостью развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игры и не вмешательством в развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективного развития внимания детей старшего дошкольного возраста, был составлен комплекс специально подобранных игр. Для развития произвольного внимания посредством игровой деятельности.
Актуальностью работы является то, что воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к школьному обучению. По ФГОС перед нами стоит задача подготовить ребенка к школе и где, немаловажное значение имеет развитие произвольного внимания для усвоения учебной программы. Умение произвольно обратить внимание, на то, что само по себе привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности. В этом нам поможет комплекс игр. Данный комплекс способствует развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Игры создают условия для успешной работы всех психических процессов, то есть включаются воображение, память, мышление.
Цель исследования: изучить возможности развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Рассмотреть особенности внимания детей дошкольного возраста.
3. Сделать анализ игры как средства развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и апробировать комплекс игр по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
6. Проверить эффективность разработанного комплекса игр по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраст.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанный комплекс игр будет способствовать развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Методы и методики исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестирование;
- качественно-количественного анализа данных.
Методики исследования:
Методика «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов);
Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов);
Методика «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов).
Методологическая основа исследования: в основу нашего исследования легли теоретические и практические разработки исследования послужили научные теории и методики развития произвольного внимания, отраженные в трудах (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемес, Н. Ланге, Т. Рибо, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, О.Н. Земцова).
Практическая значимость: разработанный комплекс игр для развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста может быть использован специалистами в области дошкольного образования.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 источников, приложений.
На основе изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ изученной литературы показывает, что проблема внимания остается одной из важных проблем психологии, несмотря на то, что исследования по ее изучению ведутся достаточно давно. Роль внимания состоит в создании готовности к деятельности и ее избирательной организации в зависимости от поставленной задачи. Слабое развитие внимания объясняет, почему ребенок часто отвлекается, не может долго заниматься одним делом и почему он не помнит, что ему сказали взрослые или другие дети. Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, которое является одним из важнейших показателей при оценке психического развития дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается произвольное внимание, т. е. они оказываются способными управлять своим вниманием, сознательно направлять его нате или иные объекты. Произвольное внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют и организуют внимание ребенка и дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии может сам им управлять. Взрослые организуют внимание ребенка с помощью словесных указаний. Позднее ребенок сам начинает использовать речь для организации своего внимания. Постепенно внимание ребенка становится более планомерным, что подразумевает способность к обдумыванию последовательности действий и соответствующее распределение внимания для достижения цели. Если задачи детям знакомы и не очень сложны, они могут выработать план и следовать ему.
Так как дети старшего дошкольного возраста - это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Поэтому так важно подобрать эффективное средство для развития всех свойств внимания. Таким средством являются игры с правилами. К таким играм относятся: словесные, настольно-печатные, подвижные и спортивные игры. В играх с правилами необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других игроков, слежение за выполнением правил всеми участниками игры, включая себя самого, выполнение самих игровых действий, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию произвольного внимания ребенка.
Не стоит забывать и про развитие слухового внимания, ведь многие игры с правилами содержат в себе реагирование на различные команды, или подчинение им. Наибольшее развитие происходит в подвижных играх, так как необходимо не только быстро выполнять игровые действия, но и в это же время прислушиваться к командам, заданным правилами игры или репликам других игроков.
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что большинство детей имеют низкий и средний уровень развития объема внимания, что говорит о неспособности респондентов сохранять в сфере повышенного внимания достаточное количество информации, а развитие переключения и распределения внимания находится на низком и среднем уровнях. Это дает право говорить о низкой скорости переключения внимания с одного объекта на другой и о низкой способности большинства детей рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности сразу. Что же касается развития у детей экспериментальной группы концентрации и устойчивости внимания, то у подавляющего количества детей выявлены средний и высокий уровни развития. Это говорит о том, что дети способны в течение длительного времени концентрировать и сосредотачивать внимание на объекте.
Нами был представлен комплекс игр, которые направлены на интеллектуального. Данный факт, полученный в результате исследования, может послужить основой дальнейших исследований по проблеме внимания дошкольников.
1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться/ Ю.П. Азаров. /М.: Прогресс,
2009. 355 с.
2. Айзман Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе / Р.И. Айзман Л.К. Великанова Г.Н. Жарова. / М.: Академия, 2012. / 321 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. / М.: Мысль, 2015. /282 с.
4. Богданова Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка/ Т.И. Богданова Т.В. Корнилова. / М.: Сфера, 2014. / 281 с.
5. Вундт В. Память и внимание/ В. Вундт. / М.: Просвещение, 2014. / 372 с.
6. Вунд В. Сознание и внимание/ В. Вундт. /М.: Просвещение, 2011. / 172 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский / М.: Смысл, 2003. /512 с.
8. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/ Л.С. Выготский. / М.: Просвещение, 2006. / 286 с.
9. Гальперин П. Я. К проблеме внимания/ П.Я. Гальперин. / М.: Сфера,
2010. / 185 с.
10. Гатанова М. В. Развиваю внимание/ М.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. / СПб.: Питер, 2010. / 281 с.
11. Григорович Л. А. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе/ Л.А. Григорович О.С. Ермоленко, Т.Д. Марцинковская. / М.: АСТ,
2009. / 195 с.
12. Гильбух Ю. З. Внимание и его воспитание/ Ю.З. Гильбух Ф.Н. Гоноболин. /М.: Педагогика, 2002. / 160 с.
13. Гальперин П. Я. Расстройства внимания и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского. / М.: Мысль, 2005. / С. 196 - 200. 89
14. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание/ Ф.Н. Гоноболин/ М.: Академия, 2008. / 281 с.
15. Головнева Н. Я. Подготовка к школе/ Н.Я. Головнева. / СПб.: Дельта, 2008. / 252 с.
16. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное/ Н.Ф. Добрынин. /М.: Мысль, 2008. /118 с.
17. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания/ Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 2010. - №3. / С. 12-23.
18. Дьяченко О. М. Психологическое развитие дошкольников/ О.М. Дьяченко. / М.: Педагогика, 2006. /128 с.
19. Ермолава О. Ю. Внимание школьника/ О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. / М.: Педагогика, 2011. / 328 с.
20. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. / М.: Сфера, 2003. /С. 91-101.
21. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка/ А.В. Запорожец. / М.: Педагогика, 2006. / 320 с.
22. Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет/ М.И. Ильина. / М.: АРКТИ, 2005. / 136с.
23. Ковка К. О внимании/ К. Ковка. / М.: Академия, 2010. / 281 с.
24. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. / М.: Академия, 2008. / 195 с.
25. Ланге Н. Н. Теория волевого внимания/ Н.Н. Ланге. / М.: Прогресс,
2010. / 291 с.
26. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии/ А.Н. Леонтьев. / М.: Смысл, 2010. / 511 с.
27. Лурия А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка/ А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. / М.: Мысль, 2006. / 225 с. 90
28. Лурия А. Р. Внимание и память/ А.Р. Лурия. / М.: Сфера, 2014. / 291 с.
29. Люблинская А. А. Активность и направленность дошкольника/ А.А. Люблинская // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. / М.: Институт практической психологии, 2006. / С. 216-228.
30. Матюхина М. Ч. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / М.Ч. Матюхина, В.С. Мухина. / М.: Академия, 2002. / 456 с.
31. Менчинская Н. А. Обучение и умственное развитие/ Обучение и развитие / Н.А. Менчинская. / М.: Просвещение, 2006. / 230 с.
32. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления/ Л.Ф. Обухова. /М.: МГУ, 2002. /152 с.
33. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. / М.: ТЦ Сфера, 2001. / 104 с.
34. Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. / М.: Просвещение, 2009. / 540 с.
35. Павлов И. П. Полное собрание сочинений/ И.П. Павлов. / М.: ВЛАДОС, 2009. / 680 с.
36. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника/ Н.Н. Поддъяков. / М.: ВЛАДОС, 2013. / 490 с.
37. Путляева Л. Воспитание внимания/ Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. / С.58-65.
38. Пылаева Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 - 7 лет/ Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Н.В. Кузьмина. / М.,
2005. / 388 с. 91
39. Рибо Т. Психология внимания/ Т. Рибо. /М.: Мысль, /2009. / 281 с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. / СПб.: Питер, 2016. / 276 с.
41. Самохвалова В. И. Возрастные и индивидуальные различия внимания / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия внимания/ М.: Просвещение, 2007. / 118 с.
42. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей / О. А. Степанова. / М.: Сфера, 2003. /128с.
43. Суворов Н. Ф. Психофизиологические механизмы избирательного внимания/ Н.Ф. Суворов, О.П. Таиров. / М.: Академия, 2010. / 453 с.
44. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей/ Л.Ф. Тихомирова. / Ярославль: Акад. развития, 2007. / 240 с.
45. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. / Ярославль: Академия развития, 2000. / 189 с.
46. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка/ Л.Ф. Тихомирова. / М.: Мысль, 2009. / 281 с.
47. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников/ Л.Ф. Тихомирова. / Ярославль: Академия развития, 2000. / 281 с.
48. Ухтомский А. А. Доминанта/ А.А. Ухтомский. / М.: Академия,
2006. / 267 с.
49. Шаграева О. А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. / М.: Владос, 2001. - 368 с.
50. Эльконин Д. Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. / М.: Академия, 2004. / 384 с.