Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция девиантного поведения подростков (Брянский Государственный Университет)

Работа №149265

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2024
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «СОШ №8» г. Клинты.
Выборка: 26 учеников 8 класса подросткового возраста 13-14 лет.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 5
1.1 Изучение девиантного поведения в современной психологии 5
1.2 Возрастные особенности и проявления 15
1.3 Психологическая коррекция как направление деятельности психолога 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 29
2.1 Программа и методы исследования 29
2.2 Результаты исследований и их анализ 32
2.3 Программа психологической коррекции девиантного поведения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

В современном мире все чаще и все раньше в онтогенезе личности возникают патологические формы поведения. Причины девиаций (отклонений в поведении) различны, хотя многие исследователи сходятся в том, что они связаны с культурно-историческим процессом в целом, техническими, экономическими и политическими инновациями, вступающими в противоречие с традиционными культурными образцами, системами ценностей, стереотипами сознания и поведения, что затрудняет ориентацию людей в социокультурной ситуации и их адаптацию.
Каждый возраст является сенситивным к чему-либо, то есть несет в себе принципиально важную возможность, без реализации которой дальнейшее развитие человека затруднено. Подростковый возраст – это период, когда ребенок активно экспериментирует в социуме, апробирует различные модели поведения, развивает и оценивает собственный опыт социального взаимодействия. Успешность решения возрастных задач подростком значительно определяется характером его психосоциального развития на предыдущих этапах – без сформированности определенных внутренних условий (механизмов, структур, новообразований и т.п.) затруднено или даже невозможно дальнейшее полноценное развитие личности.
Можно сказать, что подростковый возраст «проявляет» дефекты психосоциального развития раннего онтогенеза.
Несмотря на огромное количество исследований, в настоящее время между теорией и реальной практикой психологической работы с девиантными детьми и подростками имеется существенный разрыв.
Таким образом, в последние годы существенно возрос интерес к различным нарушениям психического развития у детей и подростков. В частности, резко возросло число подростков с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Проблема девиантного поведения подростков с выраженной агрессивностью является весьма актуальной в современной коррекционной психологии.
Цель исследования: изучить сущность психологической коррекции девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведеие в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: психологическая коррекция девиантного поведения у подростков будет более эффективной при применении комплексного подхода, который включает индивидуальную психотерапию, семейное консультирование и групповые тренинги, направленные на развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы и причины возникновения девиантного поведения у подростков.
2. Охарактеризовать возрастные особенности и проявления.
3. Определить психологическую коррекцию как направление деятельности психолога.
Методы и методики исследования: Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
Психодиагностические методы:
1. «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению подростков» А. Н. Орел.
2. «Склонность к агрессии» (опросник Басса – Дарки).
База исследования: в исследовании приняли участие ученики 8 класса СОШ № 8 г. Клинцы. Средний возраст испытуемых 13-14 лет.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами. Основные итоги исследования отражены в заключении. Далее идет список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


следующие выводы:
Девиантное поведение – это проявление искажённого психического поведенческого реагирования личности, свидетельствующее о преобладании внутренней рассогласованности человека с самим собой. Комплекс причин формирования девиантного поведения в подростковом возрасте достаточно велик. В связи с этим, проведение комплексной коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте будет способствовать формированию адекватного поведения личности в социуме, независимо от степени вовлечённости подростка в ту или иную референтную на данный момент группу, имеющую важное значение для формирования социализации подростков и уровня его всестороннего личностного развития.
Возрастные особенности накладывают отпечаток на формирование у подростков разнонаправленных поведенческих девиаций, в связи с чем, возникает необходимость учёта индивидуально-психологических возрастных особенностей подростков в процессе разработки программ психолого-педагогического коррекционного характера и реализации их в практической деятельности с подростками, направленной на нивелирование девиантных поведенческих проявлений, а также на формирование адекватного типа психического реагирования обучающихся подросткового возраста.
Разработка и реализация на практике комплексных разнонаправленных коррекционных программ, направленных на нивелирование особенностей девиантного поведенческого реагирования обучающихся подросткового возраста, является одной из важнейших задач психолого-педагогической службы общеобразовательной организации, деятельность которой заключается в подборе методов и приёмов проработки психологических проблем личности, оказывающих негативное влияние на развитие тех или иных поведенческих девиаций. При этом, важно отметить, что разработка коррекционной программы психологической проработки проблем девиантного характера имеет тесную связь с преобладанием тех или иных девиаций, в связи с чем, перед проведением коррекционных занятий возникает необходимость выявления причин формирования девиантных форм поведения, а также особенностей поведенческого реагирования личности обучающегося подросткового возраста, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности и результативности коррекционной работы с обучающимися подросткового возраста. 
При использовании данной диагностической методики позволяет получить представления о преобладающих девиациях поведенческого характера у подростков.
Подобранный нами диагностический инструментарий в полной мере соответствует цели и задачам диагностического исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут являться основой для разработки и реализации на практике различных коррекционных программ психологической работы с подростками, имеющими девиантное поведение.
Изучение преобладающей склонности к проявлению отклоняющегося поведения в подростковой среде зависит от многих факторов взаимодействия с социумом. От создания условий для всестороннего развития личности каждого подростка. Ситуации, связанные с преобладанием девиантных поведенческих проявлений, требуют организации и проведения углубленной коррекционной психологической работы с такими подростками, направленной на формирование адекватных поведенческих психических реакций.
На основе анализа результатов проводимого диагностического исследования уровня выраженности разнонаправленных поведенческих девиаций в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что проведение коррекционных мероприятий индивидуальной и групповой направленности будет способствовать формированию адекватного поведенческого реагирования подростков в различных жизненных ситуациях. При этом, чем раньше начата коррекционная психологическая работа с тем или иным подростком, тем большей эффективностью и продуктивностью она отличается.
Разработанная нами коррекционная программа по коррекции девиантного поведения подростков содержит в своей основе принципы индивидуальной разработки занятий, в зависимости от преобладающих форм девиантного поведения. В связи с этим, нами применяются именно те занятия и элементы коррекционного воздействия на психику подростков, которые в данный момент являются основополагающими для него в создавшейся жизненной ситуации.



1. Абдулова, Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков. Deutshland: LAPLambertAcademicPublishingGmbH&Co., 2011.
2. Абрамова, Г.С.Психология человеческой жизни :Исслед. геронтопсихологии : Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов / Г.С. Абрамова. - Москва :Academia, 2002. - 222
3. Авдулова, Т.П. Альтернативный выбор подростков в информационном пространстве /Т.П. Авдулова // Психология обучения. — 2022. – № 11. – С. 71—82.
4. Аксюта, М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / М.Аксюта, Т. Сандлер. - М.: В Круге, 2014. - 360 c.
5. Бенько, Л. Нормативное и девиантное поведение личности в условиях социализации / Л. Бенько // Социальная психология. – 2016. – № 5. – C. 64-69.
6. Берлач,А.И. Конфликтология: Учебное пособие для дистанционного обучения / А.И. Берлач, В.В. Кондрюкова. – Спб.: Университет, 2012. – 203 с.
7. Бетчер,Т.И. Представления подростков о своем будущем: гендерные различия // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021.
8. Бобнева,М.И. Социальные нормы и регулирование поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 2015. – 311 с.
9. Виноградова, Г.А., Бобкова Т.С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2020. №3 (2). Т. 12.
10. Дроздецкая,И.А. Психология девиантного поведения Учебно-методическое пособие / И.А. Дроздецкая. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 108 с.
11. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 2017. – 232 с.
12. Егорычева,И.Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной // Мир психологии. – 2018. – №1, С. 189-202.
13. Зиядова, Д. Почему подросток совершает преступление? / Д. Зиядова // Воспитание школьников. – 2022. – № 8. – С. 17–21
14. Змановская,Е.В. Девиантология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
15. Ковальчук,М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – М.: Владос, 2010. – 217 с.
16. Королева,М.П. Особенности самоотношения девочек и мальчиков подросткового возраста с риском девиантного поведения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №1 (790). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootnosheniya-devochek-i-malchikov-podrostkovogo-vozrasta-s-riskom-deviantnogo-povedeniya (дата обращения: 24.05.2024).
17. Малышев, К. Профилактика и коррекция девиантного поведения / К. Малышев // ОБЖ. – 2018. - №2. – С.52-53.
18. Мельник, П. Психологические механизмы девиантного поведения / П. Мельник // Право. – 2017. – № 4. – C. 90-92.
19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: Медпресс, 2013 – 416 с.
20. Минаева, О. Психолого-педагогическая работа с семьей «трудного» подростка / О. Минаева // Домашнее воспитание. – 2018. - №1. – С.78-79.
21. Молодцова, Т.Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 3 – С. 32-34
22. Нагаев, В. Конфликтология: Курс лекций: (модульный вариант): Учеб. пособие для вузов / В. Нагаев. – М.: Центр учебной литературы, 2014. – 199 с.
23. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / КлейбергЮ.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.
24. Орлянский,В.С. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / В.С. Орлянский. – М.: Центр учебной литературы, 2016. – 159 с.
25. Пеньков,Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности: некоторые вопросы методологии и теории / Е.М. Пеньков. – М.: Мысль, 2012. – 108 с.
26. Перешеина,Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
27. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2018. – 401 с.
28. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. и доп. / В.Г. Степанов. – М.: Академический Проект; Трикста 2004. – 560 с.
29. Фетискин,Н.П. Трудные дети / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. – 544 с.
30. Фетискин,Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.:, Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – C.362-370
31. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для академического бакалавриата: учебник для вузов по специальности 031000 "Педагогика и психология" / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; под ред. О.В. Хухлаевой. – М.: Юрайт, 2017. – 367 с.
32. Шадриков, В. Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата: учебник по направлению подготовки 37.03.01 "Психология" ФГОС ВО / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов; Высшая школа экономики. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
33. Шелкунова,Т.В., ЧугоревА.С. Возможности психологической коррекции девиантного поведения подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. №60-3.
34. Шелкунова,Т.В., Артюхова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem-v-usloviyah-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 24.05.2024).
35. Шипунова,Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности / Т.В. Шипунова // Социологическое исследование. – 2022. – № 12. – C. 103-113.
36. Шумский, В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Для вузов по гуманитарным направлениям / В. Б. Шумский. – 2. изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 154с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ