ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Возрастные особенности профессионального самоопределения в
подростковом возрасте 12
1.3. Методы и средства развития профессионального самоопределения
подростков 20
Выводы по Главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения подростков 35
2.4. Анализ результативности комплекса мероприятий психолого¬
педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков 58
Выводы по Главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2023) одной из стратегических задач общего образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. Важно, чтобы современные старшеклассники уже находясь в процессе обучения в школе, обладали ясным видением своего дальнейшего профессионального пути. Это связано с увеличенной ролью модернизации национальной системы образования, которая подчеркивает необходимость грамотной подготовки учащихся к быстрому и успешному вхождению в современную сферу труда.
Изучение актуальности вопроса о подготовке учеников старших классов к совершению профессионального выбора, с учетом современных требований, позволяет определить основные направления исследований решения проблемы: общественно значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков); система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, З.В. Садретдинова, С.Н. Чистякова, Б.А. Федоришин); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин, В.Д. Шадриков); теоретические и методологические основы профессиональной консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников) и др.
В области отечественной психологии образования существует обширное количество подходов, связанных с изучением и применением методов, форм развития самоопределения в профессиональном плане в разных возрастах (Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн и др.), работы по изучению формирования профпригодности, проблеме профотбора и профконсультирования (В.А. Бодров, Л.А. Головей, К.М. Гуревич, Л.А. Йовайша, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.), работы по исследованию профессионального развития и профессиональной типологии личности (Е.М. Борисова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.С. Романова и др.). Некоторые зарубежные ученые также изучают профессиональное самоопределение. Их исследования пересекаются с отечественными исследованиями в этой области (Е.С. Гинзберг, Дж. Гилфорд, Г. Холланд и др.).
Последние исследования демонстрируют, что большинство обучающихся 9 и 11 классов не готовы к выбору будущей профессии. Особенно заметно увеличение числа тех, кто испытывает трудности с определением своего профессионального пути в конце школьного обучения. Поэтому проблема развития профессионального самоопределения сегодня приобретает особое значение. Изучение этой темы представляет собой важную область интересов в области образования и психологических наук.
Цель исследования - выявить возможности развития профессионального самоопределения подростков.
Объект исследования - профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования - развитие профессионального самоопределения подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения и в психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирическим путем выявить показатели профессионального самоопределения подростков
3. Разработать комплекс мероприятий развития профессионального самоопределения подростков и экспериментальным путем проверить его результативность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие
профессионального самоопределения подростков будет результативным при реализации комплекса профориентационных занятий, игр (квест-игр, активизирующих игр, психологических игр) и ведения профориентационного портфолио.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические методы - тестирование, метод опроса;
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
3. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенского.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СШ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 9 класса в возрасте 15-16 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух Глав, заключения, библиографического списка.
Профессиональное самоопределение - это лишь один из этапов процесса профессионального самоопределения человека в целом, который включает в себя ряд других этапов, таких как выбор профессии, получение образования, поиск работы и адаптация на рабочем месте.
Обобщая проведенный анализ понятия «профессиональное самоопределение», выделяют его основные особенности:
- профессиональное самоопределение заключается в развитии у человека сознательного отношения к выбранной профессии и его роли в этой деятельности. Этот динамичный процесс, простирающийся на протяжении всей карьеры, охватывает этапы от выбора профессионального пути до адаптации в новой рабочей среде, повышения уровня мастерства и, при необходимости, переориентации на другую сферу деятельности. Проходя через эти стадии, личность формирует глубокое осознание своей профессиональной идентичности на протяжении всего своего профессионального пути.
- ядром профессионального самоопределения является осознанный процесс выбора профессии, в котором человек учитывает личные качества, возможности, необходимые условия для работы в выбранной области, и учитывает текущую социально-экономическую обстановку;
- профессиональное самоопределение - ключевой аспект социальной и психологической зрелости, отражает стремление личности к самореализации и самовыражению.
Комплекс мероприятий развития профессионального самоопределения подростков включает в себя реализацию следующих психолого-педагогических мероприятий:
1. Комплекс профориентационных занятий с элементами тренинга «Путь в профессию», направленный на содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному самоопределению.
2. Комплекс профориентационных игр.
3. Профориентационного портфолио обучающегося
Повторное исследование профессионального самоопределения позволило выявить положительную динамику профессионального самоопределения по структурным компонентам
Положительная динамика общего уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Положительная динамика по критериям готовности совершить профессиональный выбор информированность, автономность, принятие решение, эмоциональное отношение. Подростки владеют информацией о мире профессий в целом и об отдельных профессиях или группах профессий, соотносят со своими личностными особенностями, в умеренной степени способны осуществлять краткосрочное планирование жизненного пути, могут пропускать некоторые этапы планирования профессионального пути, воспринимает ситуацию профессионального самоопределения как требующую принятия решения, решение о профессиональном выборе характеризуется частичной автономностью и самостоятельностью, проявляют положительное отношение к ситуации выбора профессии, к различным вариантам при выборе, и построении профессионального плана.
Произошло повышение внутренней мотивации и снижение внешней мотивации подростков при выборе профессии. Доминирующей является внутренняя мотивация выбора профессии, а не внешняя мотивация.
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Академия, 2012. 237 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. 352 с.
3. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. док. психол. наук. М., 1995. 56 с.
4. Васильева Е.Н., Щербаков А.В., Курагина М.Ф. Коммуникативные компетенции в структуре «soft skills» в рамках профессиональной подготовки студентов вуза Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 1. С. 21-36.
5. Вдовина Н.А., Кутузова О.А. Особенности развития профессионального самоопределения подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2022. № 1. С. 143-155.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2020. 417 с.
7. Гусманов М.Ж. Профессиональное самоопределение
старшеклассников посредством психологического группового
консультирования // Системная интеграция в здравоохранении. 2018. № 5 (42). С. 50-54.
8. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Концепт. 2020. № 05 (май). С. 42-55.
9. Дубровина И.М. Практическая психология в лабиринтах современного образования. М.: МПСУ, 2014. 464 с.
10. Иванова Н.Л., Котова С.А. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. № 3. С. 3-10.
11. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных
подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 3 URL: http://psyedu.ru/journal/ 2014/3/Ilyina.phtml (дата обращения: 18.02.2024 г.)
12. Карпов А.В. Психологическое изучение процессов принятия решения в целях профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация и обучение. 2005. № 6. С.22-33.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
14. Кон И.С. Открытие «Я». Рига: Авотс, 2012. 336 с.
15. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. №5. С.158-164.
16. Крягдже С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс: Мокслас, 1991. 196 с.
17. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1993 № 3. С.51-59.
18. Кузнецов А.А. Формирование мотивации к профессиональному самоопределению у современных подростков // Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 1. С. 123-125.
19. Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения о выборе профессии: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
20. Кузнецова Н.В. Социально-профессиональное самоопределение обучающихся в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 21 с.
21. Куимова Н.Н., Желудкевич О.В. Профессиональное
самоопределение подростков // Нижегородский психологический альманах. 2022. № 1. С. 153-164.
22. Ларина Г.Н. Структура профессионального самоопределения современной молодежи / Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). С. 276-279
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
24. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Юрайт, 2018. 350 с.
25. Нечушкина А.В. Возможности технологии портфолио для профессионального самоопределения старшеклассников // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 5-1 (81). С. 55-57.
26. Никитина Е.В. Психологическое сопровождение
профориентационной работы в школе // Электронный журнал Экстернат.РФ. 2012. URL: http://ext.spb.ru/site/1490-2012-08-23-11-15-48.pdf (дата
обращения: 24.07.2023).
27. Николаева, Э.Ф., Ковалева, М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. №1(3). С. 10-12.
28. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Под ред. Б.А. Федоришина. Киев: Рад. школа, 1980. 143 с.
29. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Техническая книга. 302 с.
30. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Вако, 2005. 420 с.
31. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. 208 с.
32. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
33. Сорокина И.В. Специфика игровой формы профориентационной работы с подростками // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 130-134.
34. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Закревская О.В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 192-202.
35. Таротенко О.А. Структура психологической готовности к выбору профессии в юношеском возрасте. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. 317 с.
36. Тешабаева Ш.Э. Особенности профессионального
консультирования впроцессе самоопределения старшеклассников // Евразийский научный журнал. 2015. № 8. С. 172-174.
37. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: выбор
профиля обучения и профессии: Учебное пособие для учащихся 9 класса. М.: Академия. 2010. 175 с.
38. Чистякова С.Н. Теоретические подходы к профессиональному
самоопределению обучающихся // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Преемственность в деятельности
профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической
конференции. 2015. С. 21-25.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 221 с.
40. Яшкова А.Н. Психологическое сопровождение профильного обучения: методическое пособие. Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2006. 112 с.