Развитие психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Содержание и сущность понятия психологической готовности учащихся 4
класса к обучению в основной школе 6
1.2. Характеристика требований к личности школьника при подготовке к
обучению в основной школе 11
Вывод по 1 Главе 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Организация исследования развития психологической готовности учащихся 4
класса к обучению в основной школе 21
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на развитие психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе .. 32
Вывод по 2 Главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Содержание и сущность понятия психологической готовности учащихся 4
класса к обучению в основной школе 6
1.2. Характеристика требований к личности школьника при подготовке к
обучению в основной школе 11
Вывод по 1 Главе 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Организация исследования развития психологической готовности учащихся 4
класса к обучению в основной школе 21
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на развитие психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе .. 32
Вывод по 2 Главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Для успешного развития учащихся в ситуации перехода со ступени начального образования на ступень основного необходима хорошая психологическая готовность. Под психологической готовностью подразумеваются: способности, мотивация к учебной деятельности и поведенческие характеристики, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Основными составляющими психологической готовности являются: сформированность у младших школьников основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, рефлексия и произвольность.
Психологическая готовность является главным показателем психологических возможностей учащегося, стимулирует жизнь, позволяет овладеть новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптационного периода учеников пятых классов в новых для них условиях. При переходе в основную школу выпускники начальной школы не всегда быстро и успешно адаптируются в новых условиях, учащиеся сталкиваются с новыми требованиями со стороны учителей и родителей, с учебными нагрузками. Именно по этим причинам учащиеся и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в школьной дезадаптации. Результатом дезадаптации становится снижение мотивации к учебной деятельности, падение успеваемости, сложности в усвоении школьных предметов. Могут развиваться отрицательные психические состояния, такие как: школьная тревожность, страхи, неуверенность, эмоциональный стресс, нарушения в общении со сверстниками и взрослыми. Если говорить о психологической готовности к переходу в основную школу, важно помнить, что менее готовые учащиеся к переходу на новую ступень обучения подвержены к дезадаптации.
Для успешного обучения в основной школе учащимся нужны психологические и личностные качества: самостоятельность, самокритичность, ответственность, трудолюбие, личная инициатива в учебной и внеучебной деятельности и др. Для достижения учебной ответственности ребенку необходимо самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность. В психологии проблемой психологической готовности к переходу в основную школу занимались многие отечественные психологи, такие как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев [3], [21] и другие.
Л.И. Божович [3] отметила несколько критериев психологической готовности, которые в большей степени влияют на успешное обучение в основной школе: уровень мотивационного развития, который включает в себя социальные и познавательные мотивы, развитие произвольности и интеллектуальной сферы. Мотивация к учению является главнейшим признаком психологической готовности. Потенциал становления личности закладывается именно при переходе на вторую ступень общего образования, потому что ребенок сознательно начинает ставить перед собой задачи и решать их, конечно же, не без помощи взрослых. В этот же период школьник начинает пробовать свои силы и выбирать стили общения. Одновременно в этот же период происходит овладение самостоятельными формами работы. Можно считать, что средний школьный возраст - это время интеллектуальной, познавательной активности.
Несмотря на исследования, в психолого-педагогической практике, можно сказать, что вопрос психологической готовности младших школьников к переходу в основную школу остается недостаточно изученным. На сегодняшний день можно выявить возможные психологические условия, которые позволят выпускникам начальной школы перейти на ступень основного образования, успешно адаптироваться к новым социальным и педагогическим условиям. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, необходимо педагогам начальной и основной школы осознавать трудности школьников в учебный период.
Современной школе необходим поиск средств, методов и приемов психолого-педагогической поддержки для разработки коррекционно-развивающих мероприятий, необходимых детям с проявлением дезадаптации. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбор темы исследования обоснован как недостаточностью научной разработанности проблемы психологической готовности учащихся к условиям перехода с одной ступени образования на другую, так и значимостью для повышения эффективности психологического сопровождения процесса адаптации детей к новой среде в условиях образовательного учреждения школьными психологами.
Цель: выявить и теоретически обосновать условия развития психологической готовности учащихся четвертого класса к обучению в основной школе.
Объект: процесс развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основную школу.
Предмет: условия развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.
2. Описать требования к личности школьника при подготовке к обучению в основной школе в аспекте развития психологической готовности.
3. Провести исследование уровня психологической готовности учащихся 4 класса к переходу к обучению в основной школе .
4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие психологической готовности.
Гипотеза: условиями успешного развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе являются следующие:
- положительная мотивация к обучению;
- благоприятные отношения со сверстниками, положительное отношение к школьной среде;
- уровень интеллектуального развития, соответствующий возрастной норме;
Психологическая готовность является главным показателем психологических возможностей учащегося, стимулирует жизнь, позволяет овладеть новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптационного периода учеников пятых классов в новых для них условиях. При переходе в основную школу выпускники начальной школы не всегда быстро и успешно адаптируются в новых условиях, учащиеся сталкиваются с новыми требованиями со стороны учителей и родителей, с учебными нагрузками. Именно по этим причинам учащиеся и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в школьной дезадаптации. Результатом дезадаптации становится снижение мотивации к учебной деятельности, падение успеваемости, сложности в усвоении школьных предметов. Могут развиваться отрицательные психические состояния, такие как: школьная тревожность, страхи, неуверенность, эмоциональный стресс, нарушения в общении со сверстниками и взрослыми. Если говорить о психологической готовности к переходу в основную школу, важно помнить, что менее готовые учащиеся к переходу на новую ступень обучения подвержены к дезадаптации.
Для успешного обучения в основной школе учащимся нужны психологические и личностные качества: самостоятельность, самокритичность, ответственность, трудолюбие, личная инициатива в учебной и внеучебной деятельности и др. Для достижения учебной ответственности ребенку необходимо самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность. В психологии проблемой психологической готовности к переходу в основную школу занимались многие отечественные психологи, такие как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев [3], [21] и другие.
Л.И. Божович [3] отметила несколько критериев психологической готовности, которые в большей степени влияют на успешное обучение в основной школе: уровень мотивационного развития, который включает в себя социальные и познавательные мотивы, развитие произвольности и интеллектуальной сферы. Мотивация к учению является главнейшим признаком психологической готовности. Потенциал становления личности закладывается именно при переходе на вторую ступень общего образования, потому что ребенок сознательно начинает ставить перед собой задачи и решать их, конечно же, не без помощи взрослых. В этот же период школьник начинает пробовать свои силы и выбирать стили общения. Одновременно в этот же период происходит овладение самостоятельными формами работы. Можно считать, что средний школьный возраст - это время интеллектуальной, познавательной активности.
Несмотря на исследования, в психолого-педагогической практике, можно сказать, что вопрос психологической готовности младших школьников к переходу в основную школу остается недостаточно изученным. На сегодняшний день можно выявить возможные психологические условия, которые позволят выпускникам начальной школы перейти на ступень основного образования, успешно адаптироваться к новым социальным и педагогическим условиям. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, необходимо педагогам начальной и основной школы осознавать трудности школьников в учебный период.
Современной школе необходим поиск средств, методов и приемов психолого-педагогической поддержки для разработки коррекционно-развивающих мероприятий, необходимых детям с проявлением дезадаптации. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбор темы исследования обоснован как недостаточностью научной разработанности проблемы психологической готовности учащихся к условиям перехода с одной ступени образования на другую, так и значимостью для повышения эффективности психологического сопровождения процесса адаптации детей к новой среде в условиях образовательного учреждения школьными психологами.
Цель: выявить и теоретически обосновать условия развития психологической готовности учащихся четвертого класса к обучению в основной школе.
Объект: процесс развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основную школу.
Предмет: условия развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.
2. Описать требования к личности школьника при подготовке к обучению в основной школе в аспекте развития психологической готовности.
3. Провести исследование уровня психологической готовности учащихся 4 класса к переходу к обучению в основной школе .
4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие психологической готовности.
Гипотеза: условиями успешного развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе являются следующие:
- положительная мотивация к обучению;
- благоприятные отношения со сверстниками, положительное отношение к школьной среде;
- уровень интеллектуального развития, соответствующий возрастной норме;
Проблема развития психологической готовности детей младшего школьного возраста к моменту перехода на основную ступень общего образования не всегда протекает у школьников бесконфликтно, о чем свидетельствует анализ психолого-педагогической работы. Не все учащиеся при переходе из начальной школы в основную всегда быстро и успешно адаптируются в новых условиях, не все в своем развитии поднимаются до того уровня, который требует основная школа. При переходе психологически неготовых детей в основную школу существует риск возникновения у школьников негативного отношения к процессу обучения и к школе в целом. В этом мы убедились и сами после проделанной работы.
Работа состояла из 4 этапов: поисково-теоретического, методологического, диагностического и формирующего. На первом этапе мы провели анализ психолого-педагогической литературы. Под понятием «психологическая готовность младших школьников к переходу в основную школу», мы понимаем «Овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
Исходя из данного определения мы вслед за Н.В. Лебедевой [19] выделили компоненты психологической готовности к переходу в основную школу: операциональная, интеллектуальная готовность и личностная готовность. На втором, методологическом этапе нами были подобраны методы исследования.
На третьем, диагностическом этапе мы провели диагностику начального уровня развития психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в основную школу - констатирующая диагностика. Констатирующая диагностика показала, что не все учащиеся 4 «А» класса были готовы к обучению в основной школе. Тем самым на четвертом этапе появилась необходимость в разработке и реализации программы, направленной на развитие психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе. Далее было проведено повторное диагностическое исследование (контрольное). Формирующий эксперимент нам показал, что нам удалось незначительно повысить интеллектуальный (самостоятельность мышления), операциональный (навык чтения) и личностный (школьная мотивация) компоненты психологической готовности, так как эти элементами является важнейшими составляющими при подготовке учащихся четвертого класса к обучению в основной школе. Как и говорилось ранее, успешное развитие психологической готовности учащихся четвертого класса к обучению в основной школе будет удачно осуществлено, если учащиеся имеют положительную мотивацию к обучению, благоприятные отношения со сверстниками, положительное отношение к школьной среде, уровень интеллектуального развития, соответствующий возрастной норме, что и удалось нам достичь.
По результатам проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что цель исследования была нами достигнута, основные положения гипотезы подтвердились, а поставленные задачи были решены в полном объеме.
Работа состояла из 4 этапов: поисково-теоретического, методологического, диагностического и формирующего. На первом этапе мы провели анализ психолого-педагогической литературы. Под понятием «психологическая готовность младших школьников к переходу в основную школу», мы понимаем «Овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
Исходя из данного определения мы вслед за Н.В. Лебедевой [19] выделили компоненты психологической готовности к переходу в основную школу: операциональная, интеллектуальная готовность и личностная готовность. На втором, методологическом этапе нами были подобраны методы исследования.
На третьем, диагностическом этапе мы провели диагностику начального уровня развития психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в основную школу - констатирующая диагностика. Констатирующая диагностика показала, что не все учащиеся 4 «А» класса были готовы к обучению в основной школе. Тем самым на четвертом этапе появилась необходимость в разработке и реализации программы, направленной на развитие психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе. Далее было проведено повторное диагностическое исследование (контрольное). Формирующий эксперимент нам показал, что нам удалось незначительно повысить интеллектуальный (самостоятельность мышления), операциональный (навык чтения) и личностный (школьная мотивация) компоненты психологической готовности, так как эти элементами является важнейшими составляющими при подготовке учащихся четвертого класса к обучению в основной школе. Как и говорилось ранее, успешное развитие психологической готовности учащихся четвертого класса к обучению в основной школе будет удачно осуществлено, если учащиеся имеют положительную мотивацию к обучению, благоприятные отношения со сверстниками, положительное отношение к школьной среде, уровень интеллектуального развития, соответствующий возрастной норме, что и удалось нам достичь.
По результатам проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что цель исследования была нами достигнута, основные положения гипотезы подтвердились, а поставленные задачи были решены в полном объеме.
Подобные работы
- Развитие психологической готовности учащихся 4 класса к переходу в основную школу
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ СКРИПКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие образного мира обучающихся начальных классов средствами иллюстрирования
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕХОДУ В СРЕДНЕЕ
ЗВЕНО ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Использование неадаптированных художественных произведений в обучении экстенсивному чтению учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого потенциала учащихся 9-х классов средствами межпредметных связей на уроках химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



