Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Содержание и сущность понятия психологической готовности учащихся 4
класса к обучению в основной школе 6
1.2. Характеристика требований к личности школьника при подготовке к
обучению в основной школе 11
Вывод по 1 Главе 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Организация исследования развития психологической готовности учащихся 4
класса к обучению в основной школе 21
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на развитие психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе .. 32
Вывод по 2 Главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Для успешного развития учащихся в ситуации перехода со ступени начального образования на ступень основного необходима хорошая психологическая готовность. Под психологической готовностью подразумеваются: способности, мотивация к учебной деятельности и поведенческие характеристики, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Основными составляющими психологической готовности являются: сформированность у младших школьников основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, рефлексия и произвольность.
Психологическая готовность является главным показателем психологических возможностей учащегося, стимулирует жизнь, позволяет овладеть новой социальной ситуацией развития, определяет успешность адаптационного периода учеников пятых классов в новых для них условиях. При переходе в основную школу выпускники начальной школы не всегда быстро и успешно адаптируются в новых условиях, учащиеся сталкиваются с новыми требованиями со стороны учителей и родителей, с учебными нагрузками. Именно по этим причинам учащиеся и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в школьной дезадаптации. Результатом дезадаптации становится снижение мотивации к учебной деятельности, падение успеваемости, сложности в усвоении школьных предметов. Могут развиваться отрицательные психические состояния, такие как: школьная тревожность, страхи, неуверенность, эмоциональный стресс, нарушения в общении со сверстниками и взрослыми. Если говорить о психологической готовности к переходу в основную школу, важно помнить, что менее готовые учащиеся к переходу на новую ступень обучения подвержены к дезадаптации.
Для успешного обучения в основной школе учащимся нужны психологические и личностные качества: самостоятельность, самокритичность, ответственность, трудолюбие, личная инициатива в учебной и внеучебной деятельности и др. Для достижения учебной ответственности ребенку необходимо самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность. В психологии проблемой психологической готовности к переходу в основную школу занимались многие отечественные психологи, такие как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев [3], [21] и другие.
Л.И. Божович [3] отметила несколько критериев психологической готовности, которые в большей степени влияют на успешное обучение в основной школе: уровень мотивационного развития, который включает в себя социальные и познавательные мотивы, развитие произвольности и интеллектуальной сферы. Мотивация к учению является главнейшим признаком психологической готовности. Потенциал становления личности закладывается именно при переходе на вторую ступень общего образования, потому что ребенок сознательно начинает ставить перед собой задачи и решать их, конечно же, не без помощи взрослых. В этот же период школьник начинает пробовать свои силы и выбирать стили общения. Одновременно в этот же период происходит овладение самостоятельными формами работы. Можно считать, что средний школьный возраст - это время интеллектуальной, познавательной активности.
Несмотря на исследования, в психолого-педагогической практике, можно сказать, что вопрос психологической готовности младших школьников к переходу в основную школу остается недостаточно изученным. На сегодняшний день можно выявить возможные психологические условия, которые позволят выпускникам начальной школы перейти на ступень основного образования, успешно адаптироваться к новым социальным и педагогическим условиям. Для того чтобы учебная деятельность протекала успешно, необходимо педагогам начальной и основной школы осознавать трудности школьников в учебный период.
Современной школе необходим поиск средств, методов и приемов психолого-педагогической поддержки для разработки коррекционно-развивающих мероприятий, необходимых детям с проявлением дезадаптации. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбор темы исследования обоснован как недостаточностью научной разработанности проблемы психологической готовности учащихся к условиям перехода с одной ступени образования на другую, так и значимостью для повышения эффективности психологического сопровождения процесса адаптации детей к новой среде в условиях образовательного учреждения школьными психологами.
Цель: выявить и теоретически обосновать условия развития психологической готовности учащихся четвертого класса к обучению в основной школе.
Объект: процесс развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основную школу.
Предмет: условия развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе.
2. Описать требования к личности школьника при подготовке к обучению в основной школе в аспекте развития психологической готовности.
3. Провести исследование уровня психологической готовности учащихся 4 класса к переходу к обучению в основной школе .
4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие психологической готовности.
Гипотеза: условиями успешного развития психологической готовности учащихся 4 класса к обучению в основной школе являются следующие:
- положительная мотивация к обучению;
- благоприятные отношения со сверстниками, положительное отношение к школьной среде;
- уровень интеллектуального развития, соответствующий возрастной норме;
Проблема развития психологической готовности детей младшего школьного возраста к моменту перехода на основную ступень общего образования не всегда протекает у школьников бесконфликтно, о чем свидетельствует анализ психолого-педагогической работы. Не все учащиеся при переходе из начальной школы в основную всегда быстро и успешно адаптируются в новых условиях, не все в своем развитии поднимаются до того уровня, который требует основная школа. При переходе психологически неготовых детей в основную школу существует риск возникновения у школьников негативного отношения к процессу обучения и к школе в целом. В этом мы убедились и сами после проделанной работы.
Работа состояла из 4 этапов: поисково-теоретического, методологического, диагностического и формирующего. На первом этапе мы провели анализ психолого-педагогической литературы. Под понятием «психологическая готовность младших школьников к переходу в основную школу», мы понимаем «Овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
Исходя из данного определения мы вслед за Н.В. Лебедевой [19] выделили компоненты психологической готовности к переходу в основную школу: операциональная, интеллектуальная готовность и личностная готовность. На втором, методологическом этапе нами были подобраны методы исследования.
На третьем, диагностическом этапе мы провели диагностику начального уровня развития психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в основную школу - констатирующая диагностика. Констатирующая диагностика показала, что не все учащиеся 4 «А» класса были готовы к обучению в основной школе. Тем самым на четвертом этапе появилась необходимость в разработке и реализации программы, направленной на развитие психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе. Далее было проведено повторное диагностическое исследование (контрольное). Формирующий эксперимент нам показал, что нам удалось незначительно повысить интеллектуальный (самостоятельность мышления), операциональный (навык чтения) и личностный (школьная мотивация) компоненты психологической готовности, так как эти элементами является важнейшими составляющими при подготовке учащихся четвертого класса к обучению в основной школе. Как и говорилось ранее, успешное развитие психологической готовности учащихся четвертого класса к обучению в основной школе будет удачно осуществлено, если учащиеся имеют положительную мотивацию к обучению, благоприятные отношения со сверстниками, положительное отношение к школьной среде, уровень интеллектуального развития, соответствующий возрастной норме, что и удалось нам достичь.
По результатам проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что цель исследования была нами достигнута, основные положения гипотезы подтвердились, а поставленные задачи были решены в полном объеме.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. 7-е издание / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 366с.
2. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.96 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
4. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. Дис. ... канд. Психол. Наук. - М., 2013. - 24 с.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. / М.: Изд - во «Совершенство», 1998. - 352 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Особенности взаимодействия начальной и основной школы / Н.Ф. Виноградова // Математика. - 2007. - No 18. - С. 16-18.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Спб.: Союз, 2002. - 220с.
8. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
9. Глоточкин А.Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. / Славянск, 1991. - 185 с.
10. Дональсон М. Мыслительная деятельность. / М., 2001. - С. 98-146.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
12. Зайцев В.Н. Потерянные навыки. Первая четверть. Восстановление общеучебных умений // Учительская газета (Директорский клуб). № 29. 21 июля 2015. С. 11-14.
13. Зильберг Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно - методической конференции. / Псков: ПГПИ, 2014. C.252 - 254.
14. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, Автореф. Дисс. ... канд. Психол. Наук. Л., 2010. 96 с.
15. Косма Т.В. Мышление младшего школьника. Автореф. Дис. ... канд. Психол. Наук. - Киев, 2013
16. Костикова М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Автореф. Дисс. ... канд. Психол. Наук. М., 2014. 27 с.
17. Круглов В.С. Некоторые проблемы содержания и организации психологической службы в системе народного образования // Психологическая служба в школе: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 18-29.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. возрастная психология. / М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
19. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. - Псков: ПГПИ, 2004. - 49 с.
20. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / М.: Политиздат, 1977..- 304 с.
22. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. / М.: Просвещение, 1988. - 192 с./
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
24. Матвеева О., Львова Е. Программа психолого - педагогического сопровождения. «Каждому пятикласснику - творческий шанс» // Народное образование. 2016. № 8. С. 143 -148.
25. Платонов К.К. Структура и развитие личности. /М.: Наука, 1986. -254с
26. Разборова Л.И. Психологические особенности формирования готовности студентов педвуза к работе в дошкольных учреждениях: Ав- тореф. дисс. ... канд. психол. наук. Душанбе, 1979. 16 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./М.: Учпедгиз, 1946.-704с.
28. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. Пособие. / Свердловск, 1986. - 142 с.
29. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. 124 с.
30. Фильдс Г. Открытие «Я». [Текст] Пер. англ. / М.: Политиздат. 2003 - С.251-367.
31. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как
психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 19 -31.