Введение 3
Глава I. Особенности тренировочного процесса биатлонистов 6
1.1 Характеристика тренировочного процесса 6
1.2 Силовая выносливость - как одно из ведущих двигательных способностей
биатлонистов 7
1.3 Факторы, влияющие на проявление силовой выносливости 9
1.4 Развитие силовой выносливости биатлонистов 14 -16 лет в
подготовительный период 16
Глава II. Организация и методика исследования 24
2.1 Цели и задачи исследования 24
2.2 Характеристика методов исследования 24
2.3 Организация экспериментального исследования 28
2.4 Методика развития силовой выносливости в подготовительный
период 29
Глава III. Результаты исследования и анализ полученных данных 33
Выводы 40
Библиографический список 42
Приложение
Настоящая работа посвящена проблемам развития силовой выносливости у биатлонистов в годичном цикле тренировки. Достижение Российских биатлонистов на Олимпийских играх, чемпионатах мира принесли заслуженную славу Российскому спорту. Отмечая успехи наших биатлонистов, не следует забывать о том, что популярность биатлониста растет из года в год и число претендентов из разных стран на призовые места постоянно увеличивается. Расширяется география победителей и призеров крупнейших международных соревнований, что говорит о возрастающей конкуренции среди сильнейших спортсменов, о популярности биатлона во многих странах мира.
С 1978 года международный союз современного пятиборья и биатлона решил перейти в соревнованиях по биатлону на стрельбу из мелкокалиберной винтовки с соответствующими изменениями дистанции стрельбы. Данное решение о переходе на стрельбу из малокалиберного оружия, по мнению ряда ведущих тренеров и спортсменов, предъявляются более высокие требования к гоночной подготовленности биатлонистов, к скорости прохождения соревновательных трасс. Кроме того, соревнования по малокалиберному биатлону в силу широкой доступности значительно расширят массовость и потребуют новых разработок и исследований по вопросам техники, тактики, методики обучения и тренировки (Дубровский В.И., 2004).
Биатлон - вид лыжного спорта, специфической особенностью которого является комплексное сочетание в одном соревновании двух различных по характеру видов спорта - лыжной гонки и стрельбы.
Лыжные гонки - вид спорта, где в основе лежит динамическая работа циклического характера большой мощности. После бега на лыжах происходят значительные сдвиги всех функций организма: увеличивается частота сердечных сокращений, вентиляций легких, амплитуда колебания системы- «стрелок-оружие»; снижается острота зрения, уменьшается проприоцептивная чувствительность мышц, участвующих в производстве выстрела.
Стрельба - вид спорта, где выполняется статическая работа, требующая тончайшей координации всех систем организма и большого психологического напряжения (Власов А.А., 2001).
Стремительный рост результатов в биатлоне постоянно меняет многие положения методики тренировки. Практика выдвигает новые варианты построения тренировочного процесса, требует их изучения.
В целом тренировочный процесс развивается при увеличении объема и интенсивности подготовки, а также повышения доли специальных упражнений. Однако практике явно недостает направляющих теоретических идей.
Данная тема выбрана не случайно поскольку, значимость способности которая характеризуется, как силовая выносливость, является принципиально важной в биатлоне, а именно без развития силовой выносливости невозможно достичь каких-либо результатов так как спортсмен преодолевая длинные дистанции с винтовкой за спиной.
Анализ результатов международных и всероссийских соревнованиях показывает, что при достижении спортсменами высоких результатов, одним из решающих факторов становится скорость бега на лыжах. А в таких видах программы, как в гонке на 10 км с двумя рубежами стрельбы (спринтерская гонка) и в эстафете, где дистанция равна 7,5 км, преимущества имеют те спортсмены, скоростные возможности конечно выше.
В настоящее время соревнования по биатлону проводятся среди мужчин, женщин, юношей, девушек, юниорок и юниоров.
Вместе с другими видами спорта биатлон является важным средством всесторонней физической подготовки.
В связи с этим целью дипломной работы является обоснование и разработка методики развития силовой выносливости у юных биатлонистов в подготовительном периоде с использованием тренажёрных устройств.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы и раскрыть особенности тренировочного процесса биатлонистов.
2. Разработать и экспериментально обосновать методику развития силовой выносливости у юных биатлонистов в подготовительном периоде с использованием тренажёрных устройств.
3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность разработанной методики развития силовой выносливости у юных биатлонистов.
Объект исследования - тренировочный процесс биатлонистов 14-16 лет в подготовительном периоде.
Предмет исследования - развитие силовой выносливости у юных биатлонистов с использованием тренажёрных устройств.
Определив цель, задачи, объект, предмет исследования можно сформулировать рабочую гипотезу:
Гипотеза. Предполагается, что использование тренажерных устройств в подготовительном периоде позволят повысить уровень силовой выносливости и улучшить спортивные достижения юных биатлонистов.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогический эксперимент.
3. Контрольные испытания.
4. Методы математической статистики
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать как методическое пособие тренерами на занятиях по биатлону.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Использование в тренировочном процессе ограниченного круга упражнений может способствует росту технических результатов. Он может быть быстрым, но относительно непродолжительным. Это объясняется тем, что повышение результатов достигается благодаря совершенствованию временных связей, обеспечивающих только весьма узкую, конкретную структуру данного движения без широкого использования функциональных возможностей организма в целом. Соединение же конкретного упражнения (бег, ходьба на лыжах) со средствами разносторонней физической подготовки позволяет использовать функциональные возможности организма в гораздо большей степени.
Однако применение широкого круга средств тренировки не всегда оказывает положительное влияние. Рост результатов обеспечивает только такая разносторонняя подготовка, которая построена с учетом положительного взаимодействия с основным спортивным упражнением.
Основной особенностью соревновательной деятельности в биатлоне является то, что биатлонистам приходится бежать на лыжах с оружием вес которого от 3 до 4 кг, что предъявляет повышенные требования к развитию силовой выносливости. Силовая выносливость в значительной мере связана с высоким уровнем развития мышечной силы, направленной на поддержание устойчивости определенных поз и других двигательных навыков, что обеспечивает в биатлоне точную стрельбу на огневом рубеже.
2. В результате анализа научно-методической литературы была разработана методика развития силовой выносливости у юных биатлонистов на основе использования тренажёрных устройств в подготовительном периоде.
3. В результате проведенного исследования были получены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой в упражнениях: «подтягивание на перекладине», «поднимание туловища» и тесте «Руфье». В упражнениях «десятерном прыжке» результаты не достоверными.
В контрольной группе прирост спортивного результата составил 5% в экспериментальной 9%, что может свидетельствовать об эффективности разработанной методики развития силовой выносливости у юных биатлонистов на основе использования тренажёрных устройств в подготовительном периоде.
1. Авдеев А.А. Морфологические особенности лыжников-гонщиков. - М.: Изд-во Просвещение, 2006.
2. Агаджанян Н. А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И., Основы физиологии человека. - М.: Изд-во РУДН 2001.
3. Безруких М.М., Возрастная физиология. - М.: Изд-во Просвещение 2002.
4. Браун Н. Подготовка лыж. - М.: Изд-во Просвещение 2004.
5. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Изд-во Academia, 2000.
6. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие. - М.: Изд-во Владос-Пресс2003.
7. Верк М. атлас анатомии для силовых упражнений и фитнеса. - М.: Изд- во Астрель 2007.
8. Власов А.А. Большой спорт и совсем маленький. - М. : Изд-во МГАФК 2001.
9. Гибадуллин И. Г. Структура физической подготовленности и систем комплексного контроля в многолетней подготовке биатлонистов.
10. Гибадуллин И. Г., Зверева С. Н. Стрелковая подготовка юных биатлонистов. Изд-во ИжГТУ 2005.
11. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практических занятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Советский спорт 2004.
12. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.: Изд-во СпортАкадемПресс 2001.
13. Демко Н.А. Корбинский М.Е. Научное обоснование тренировочного процесса в лыжных гонках и стрелковых видах спорта. Материалы VIII Международной сессии по итогам НИР за 2004г // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки 2005.
14. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. - М.: Изд-во Владос- Пресс 2004.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности
в физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Изд-во Академия 2002.
16. Зинчук В.В., Балбатун О. А., Емельянчик Ю.М.Практика по нормальной физиологии. - Минск: Изд-во Высшая школа 2010.
17. Зубрилов Р. А. Стрелковая подготовка биатлониста : Изд-во Советский спорт 2013.
18. Ильинич В.И. Физическая культура и спортивная жизнь. - М.: Изд-во Гайдарики 2005.
19. Ингерлейб М.Б., Анатомия физических упражнений. - М.: Изд-во Феникс 2009.
20. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография. - М.: Изд-во Советский спорт 2010.
21. Капилевич Л.В. Давлетьярова К.В. Кошельская Е.В. Бредихина Ю.П. Андреев В.И.Физиологические методы контроля в спорте. - Томск.: Изд-во Томского политехнического университета 2009.
22. Каринцев И.А., Чумаков В.Н. Физическая культура. - М.: Изд-во Просвещение 2005.
23. Ковязина В.М., Потапова В.Н., Субботина В.Я. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. - Тюмень.: Изд-во ТГУ 2001.
24. Кожокин В.Ф. Кожокин Р.В., Тактическая подготовка лыжника. - Спб.: Изд-во Олимп 2004.
25. Коренберг В.Б. Спортивная метрология. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Изд-во Советский спорт 2004.
26. Корчевой Л.Н. Гущена И.В. Совершенствование подготовки квалифицированных спортсменов в лыжных гонках и биатлоне. - Хабаровск.: Изд-во Просвещение 2008.
27. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Изд- во Советский спорт 2004.
28. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. - М.: Изд-во Советский Спорт 2007.
29. Луньков С.М. Обучение технике лыжных ходов. // Физическая культура в школе №7. 2001.
30. Михалев В. И., Аикин В. А., Медико-биологические аспекты. Подготовка биатлонистов Изд-во Советский спорт 2014.
31. Морман Д., Хеллер Л., Физиология сердечно-сосудистой системы. - Спб.: Изд-во 4-е международное издание 2000.
32. Мулик В.В. Система многолетнего спортивного совершенствования в усложненных условиях сопряжения основных сторон подготовленности спортсменов (на материале лыжного спорта) доктор педагогических наук. -Киев 2002.
33. Начинская С.В. Спортивная метрология. Учебное пособие для высших
учебных заведений. - М.: Изд-во Академия 2005.
34. Нельсон А., Кокконен Ю., Анатомия упражнений на растяжку. - М. : Изд-во Поппури 2002 .
35. Новиков А.М. Физиология физического воспитания. - М.: Изд-во
Владос-Пресс 2002.
36. Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. - М.: Изд-во Владос-пресс, 2001.
37. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев.: Изд-во Олимпийская литература 2004.
38. Покровский В. М., Коротько Г. Ф., Физиология человека. - М.: Изд-во Просвещение 2003.
39. Попов Д. В., Грушин А. А. Физиологические основы оценки аэробных возможностей и подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне Изд-во Советский спорт 2014.
40. Попов В. Д., Грушин А. А, Виноградова О. Г., Физиологические основы оценки аэробных возможностей и подбора тренировочных нагрузок в лыжном спорте и биатлоне. - М.: Изд-во Советский спорт 2014.
41. Раменская Т. И., Баталов А. Г., Лыжный спорт. Физическая культура. - М.: Изд-во Советский спорт 2005.
42. Раменская Т. И., Юный лыжник. - М.: Изд-во СпортАкадемПресс 2004.
43. Раменская Т.И., Техническая подготовка лыжника. Физкультура и спорт - М.: Изд-во Просвещение 2001.
44. Решетников Н.В. Физическая культура. - М. :Изд-во Академия 2006.
45. Решетников Н.В., Кислицин Ю. Л. Физическая культура. - М.: Изд-во Мастерство 2002.
46. Сергеев Г. Б., Теория и методика обучения базовым видам спорта. - М.: Изд-во Академия 2012г.
47. Слимейкер Роб, Браунинг Рей Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость : Изд-во Тулума 2013.
48. Слимейкер Роб., Браунинг Рей., Лыжные гонки. - М.: Изд-во Тулума 2007.
49. Смирнов В. М., Дубровский В. И., Физиология физического воспитания и спорта. - М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС 2002.
50. Смирнов В.М. Спортивная метрология. Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Изд-во Академия 2000.
51. Солодков А.С., Сологуб Е.Б., Физиология человека. - М.: Изд-во Олимпия пресс 2001.
52. Стивен Г., Беговые лыжи для всех. - М.: Изд-во Тулума 2012.
53. Усаков В.И. Красноярский спорт от А до Я. Издание переработанное 2-е и дополненное - Красноярск: Красноярское книжное издательство 2001.
54. Усольцева О. А. Биатлон, Изд-во Эксмо 2014.
55. Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека - М.: Изд-во Феникс 2003.
56. Хеммерсбах А., Франке С., Лыжные гонки. - М. : Изд-во Тулума 2014.
57. Хижняк С.В. Методы статической обработки часть 2. - Красноярск.: Изд- во Красноярское книжное издание 2003.
58. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М: Изд-во Академия 2005.
59. Шикунов М. И. Биатлон : Изд-во Советский спорт 2005.
60. Шикунов М. И., Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва, Изд-во Советский спорт 2005.