РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БАРЬЕРНОГО БЕГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств обучающихся 11-13 лет на уроках физической культуры 5
1.1 Виды скоростно-силовой выносливости и их характеристика 5
1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития
организма обучающихся 11-13 лет 9
1.3 Средства и методы развития скоростно-силовой выносливости 16
1.4. Использование элементов барьерного бега как средства развития скоростно-силовой выносливости 24
Глава 2. Организация и методы исследования 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 29
Глава 3. Результаты исследования и их анализ 33
3.1. Реализация комплекса средств и методов развития скоростно-силовой
выносливости с использованием элементов барьерного бега 33
3.2. Определение первоначального уровня скоростно-силовой выносливости
у обучающихся 11-13 лет 36
3.3. Сравнительный анализ результатов эксперимента 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств обучающихся 11-13 лет на уроках физической культуры 5
1.1 Виды скоростно-силовой выносливости и их характеристика 5
1.2 Анатомо-физиологические и психологические особенности развития
организма обучающихся 11-13 лет 9
1.3 Средства и методы развития скоростно-силовой выносливости 16
1.4. Использование элементов барьерного бега как средства развития скоростно-силовой выносливости 24
Глава 2. Организация и методы исследования 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 29
Глава 3. Результаты исследования и их анализ 33
3.1. Реализация комплекса средств и методов развития скоростно-силовой
выносливости с использованием элементов барьерного бега 33
3.2. Определение первоначального уровня скоростно-силовой выносливости
у обучающихся 11-13 лет 36
3.3. Сравнительный анализ результатов эксперимента 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Актуальность исследования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьника выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровья школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.
Многие специалисты считают, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено, именно, развитию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует овладению рядом сложных и ответственных профессий, а также достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем [27].
Скоростно-силовая подготовка у детей среднего школьного возраста является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.
Использование в качестве средств развития скоростно-силовой выносливости циклических упражнений с элементами амортизации ударной нагрузки, а именно бега с преодолением препятствий и барьерного бега, послужит правильному формированию осанки, свода стопы, нормальной работе центральной нервной системы, что в свою очередь обеспечит предпосылки для грамотного развития физических качеств. Кроме того, включение в соответствующий комплекс разнообразных по своей форме и структуре упражнений будет способствовать формированию у школьников интереса к урокам физической культуры.
Цель исследования: обоснование результативности применения выявленных методов и средств с использование элементов барьерного бега для повышения уровня развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет на занятиях физической культурой.
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет на занятиях физической культурой.
Предмет исследования: комплекс средств и методов развития скоростно-силовой выносливости у школьников 11-13 лет.
Гипотеза исследования: Предполагается, что использование предложенного комплекса средств и методов на занятиях по физической культуре позволит повысить эффективность педагогического процесса развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить уровень развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет.
3. Определить и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса средств и методов развития скоростно-силовой выносливости с использованием элементов барьерного бега на занятиях по физической культуре у обучающихся 11-13 лет.
Методы исследования:
- Анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Метод математико-статистической обработки материала.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьника выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровья школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.
Многие специалисты считают, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено, именно, развитию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует овладению рядом сложных и ответственных профессий, а также достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем [27].
Скоростно-силовая подготовка у детей среднего школьного возраста является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.
Использование в качестве средств развития скоростно-силовой выносливости циклических упражнений с элементами амортизации ударной нагрузки, а именно бега с преодолением препятствий и барьерного бега, послужит правильному формированию осанки, свода стопы, нормальной работе центральной нервной системы, что в свою очередь обеспечит предпосылки для грамотного развития физических качеств. Кроме того, включение в соответствующий комплекс разнообразных по своей форме и структуре упражнений будет способствовать формированию у школьников интереса к урокам физической культуры.
Цель исследования: обоснование результативности применения выявленных методов и средств с использование элементов барьерного бега для повышения уровня развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет на занятиях физической культурой.
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет на занятиях физической культурой.
Предмет исследования: комплекс средств и методов развития скоростно-силовой выносливости у школьников 11-13 лет.
Гипотеза исследования: Предполагается, что использование предложенного комплекса средств и методов на занятиях по физической культуре позволит повысить эффективность педагогического процесса развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить уровень развития скоростно-силовой выносливости у обучающихся 11-13 лет.
3. Определить и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса средств и методов развития скоростно-силовой выносливости с использованием элементов барьерного бега на занятиях по физической культуре у обучающихся 11-13 лет.
Методы исследования:
- Анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Метод математико-статистической обработки материала.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. На основе анализа специализированной литературы были изучены особенности скоростно-силовой выносливости на уроках физической культуры у школьников 11-13 лет. Мы установили, что развитию скоростно- силовой-выносливости у детей среднего школьного возраста посвящено множество научных исследований, кандидатских и дипломных работ, но исследований по развитию этих качеств, с использованием упражнений с элементами барьерного бега практически нет.
2. В результате теоретического анализа мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития cкopocтнo-cилoвой выносливости у детей среднего школьного возраста на занятиях по физической культуре. Основу комплекса составляют упражнения с применением элементов барьерного бега и скоростно-силовой направленности. При этом включение подобных средств в тренировочный процесс способствует и разностороннему развитию физических качеств, а также помогает избежать монотонности и однообразия в процессе тренировки.
3. Средства и методы с использованием элементов барьерного бега в большем объеме были внедрены в учебно-воспитательный процесс обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Занятия проводились с экспериментальной группой во время учебного процесса, на уроках физической культуры, 3 раза в неделю. Для испытуемых экспериментальной группы обязательным условием являлось применение элементов барьерного бега с использованием поточного метода выполнения упражнений, где учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют упражнения сбоку через середину барьеров в ходьбе и беге. Скоростную выносливость развивали с помощью подвижных играх, эстафет, беге в максимальном темпе с прохождением полосы препятствий (барьеров). В восстановительные части уроков включались методы активного отдыха, игры, дыхательные упражнения.
4. В результате проведенного эксперимента, исследовав уровень развития скоростно-силовой выносливости после использования комплекса упражнений с элементами барьерного бега, в экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента наблюдается существенный прирост, по отношению к результатам первоначального тестирования, до педагогического эксперимента.
1) В беге на 30 м показатели улучшились на 0,3 сек, что составляет прирост на 6,25%.
2) В тесте «Прыжок в высоту (по Абалакову)» показатель улучшился на 3,9 см, что составило прирост 9,5%.
3) В прыжках в длину с места улучшение показателей фиксируется на 9,3 см, а это прирост 5,1%.
На основании полученных результатов можно утверждать, что применение комплекса средств с использованием барьерного бега, будет качественно влиять на уровень развития скоростной и силовой выносливости обучающихся. Таким образом, можно утверждать, что предположение гипотезы об усовершенствовании соотношения средств и методов в тренировочном процессе школьников среднего возраста, имело положительное значение.
2. В результате теоретического анализа мы разработали экспериментальный комплекс упражнений для развития cкopocтнo-cилoвой выносливости у детей среднего школьного возраста на занятиях по физической культуре. Основу комплекса составляют упражнения с применением элементов барьерного бега и скоростно-силовой направленности. При этом включение подобных средств в тренировочный процесс способствует и разностороннему развитию физических качеств, а также помогает избежать монотонности и однообразия в процессе тренировки.
3. Средства и методы с использованием элементов барьерного бега в большем объеме были внедрены в учебно-воспитательный процесс обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры. Занятия проводились с экспериментальной группой во время учебного процесса, на уроках физической культуры, 3 раза в неделю. Для испытуемых экспериментальной группы обязательным условием являлось применение элементов барьерного бега с использованием поточного метода выполнения упражнений, где учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют упражнения сбоку через середину барьеров в ходьбе и беге. Скоростную выносливость развивали с помощью подвижных играх, эстафет, беге в максимальном темпе с прохождением полосы препятствий (барьеров). В восстановительные части уроков включались методы активного отдыха, игры, дыхательные упражнения.
4. В результате проведенного эксперимента, исследовав уровень развития скоростно-силовой выносливости после использования комплекса упражнений с элементами барьерного бега, в экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента наблюдается существенный прирост, по отношению к результатам первоначального тестирования, до педагогического эксперимента.
1) В беге на 30 м показатели улучшились на 0,3 сек, что составляет прирост на 6,25%.
2) В тесте «Прыжок в высоту (по Абалакову)» показатель улучшился на 3,9 см, что составило прирост 9,5%.
3) В прыжках в длину с места улучшение показателей фиксируется на 9,3 см, а это прирост 5,1%.
На основании полученных результатов можно утверждать, что применение комплекса средств с использованием барьерного бега, будет качественно влиять на уровень развития скоростной и силовой выносливости обучающихся. Таким образом, можно утверждать, что предположение гипотезы об усовершенствовании соотношения средств и методов в тренировочном процессе школьников среднего возраста, имело положительное значение.



