Развитие скоростно-силовой подготовленности занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ 5
1.1. Физиологические основы и педагогические принципы развития скоростно-силовых способностей 5
1.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ 15-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1. Использование комплексов упражнений скоростно-силовой направленности
занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности 23
3.2. Динамика показателей физической подготовленности занимающихся греко¬
римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности в годичном цикле тренировки 24
3.3. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности
занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности в течение педагогического эксперимента 27
3.4. Изменение уровня технической подготовленности занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности 30
ВЫВОДЫ 33
Практические рекомендации 35
Список использованных источников 38
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ 5
1.1. Физиологические основы и педагогические принципы развития скоростно-силовых способностей 5
1.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 21
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ 15-17 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1. Использование комплексов упражнений скоростно-силовой направленности
занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности 23
3.2. Динамика показателей физической подготовленности занимающихся греко¬
римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности в годичном цикле тренировки 24
3.3. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности
занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности в течение педагогического эксперимента 27
3.4. Изменение уровня технической подготовленности занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности 30
ВЫВОДЫ 33
Практические рекомендации 35
Список использованных источников 38
Проблема рациональных способов построения тренировочного процесса всегда являлась одной из важнейших в общей системе подготовки спортсменов.
Анализ научных исследований по вопросам становления спортивного мастерства борцов греко-римского стиля показал, что в последнее время внимание специалистов направлено на подбор наиболее эффективных средств и методов физической подготовки, которые и определяют рост спортивных достижений.
Соревновательная деятельность в борьбе в значительной степени характеризуется комплексным развитием и проявлением быстроты и силы, в связи с чем, в тренировочном процессе выделена скоростно-силовая подготовка. Важность скоростно-силовой подготовки для борцов не вызывает сомнений, так как рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале их физической подготовленности. В исследованиях А.Д. Егизаряна [15], Ю.М. Закарьяева [17], В.Н. Платонова [40] особое внимание уделяется тому, что повышение уровня физической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть применение большого количества разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки позволяет обеспечить рост физической подготовленности. Однако, используя только специфические средства подготовки, нельзя целенаправленно развивать именно те физические качества, которые позволяют борцу повысить эффективность технических действий.
Если не применять концентрированной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства занимающихся, не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств. Поэтому целенаправленное использование средств скоростно-силовой подготовки является одним из необходимых направлений тренировочного процесса занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить во внеурочную деятельность по греко-римской борьбе занимающихся 15-17 лет, комплексы упражнений, направленных на повышение скоростно-силовой подготовленности.
Объект исследования: внеурочная деятельность по греко-римской борьбе.
Предмет исследования: комплексы физических упражнений скоростно-силовой направленности, формирующих физическую и техническую подготовленность занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что включение комплексов упражнений скоростно-силовой направленности в тренировочный процесс занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности, приведет к увеличению их физической и технической подготовленности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования для выявления оптимальных комплексов упражнений, направленных на развитие скоростно-силовой подготовленности в греко-римской борьбе.
2. Выявить комплексы упражнений для развития скоростно-силовой подготовленности занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
3. Внедрить комплексы упражнений, направленные на повышение скоростно-силовой подготовленности и оценить ее эффективность у занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Полученные результаты, в ходе исследования, могут быть использованы при организации тренировочного процесса занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Анализ научных исследований по вопросам становления спортивного мастерства борцов греко-римского стиля показал, что в последнее время внимание специалистов направлено на подбор наиболее эффективных средств и методов физической подготовки, которые и определяют рост спортивных достижений.
Соревновательная деятельность в борьбе в значительной степени характеризуется комплексным развитием и проявлением быстроты и силы, в связи с чем, в тренировочном процессе выделена скоростно-силовая подготовка. Важность скоростно-силовой подготовки для борцов не вызывает сомнений, так как рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале их физической подготовленности. В исследованиях А.Д. Егизаряна [15], Ю.М. Закарьяева [17], В.Н. Платонова [40] особое внимание уделяется тому, что повышение уровня физической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой борьбы, то есть применение большого количества разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки позволяет обеспечить рост физической подготовленности. Однако, используя только специфические средства подготовки, нельзя целенаправленно развивать именно те физические качества, которые позволяют борцу повысить эффективность технических действий.
Если не применять концентрированной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства занимающихся, не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств. Поэтому целенаправленное использование средств скоростно-силовой подготовки является одним из необходимых направлений тренировочного процесса занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Цель исследования: Выявить, обосновать и внедрить во внеурочную деятельность по греко-римской борьбе занимающихся 15-17 лет, комплексы упражнений, направленных на повышение скоростно-силовой подготовленности.
Объект исследования: внеурочная деятельность по греко-римской борьбе.
Предмет исследования: комплексы физических упражнений скоростно-силовой направленности, формирующих физическую и техническую подготовленность занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что включение комплексов упражнений скоростно-силовой направленности в тренировочный процесс занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности, приведет к увеличению их физической и технической подготовленности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования для выявления оптимальных комплексов упражнений, направленных на развитие скоростно-силовой подготовленности в греко-римской борьбе.
2. Выявить комплексы упражнений для развития скоростно-силовой подготовленности занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
3. Внедрить комплексы упражнений, направленные на повышение скоростно-силовой подготовленности и оценить ее эффективность у занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
Практическая значимость. Полученные результаты, в ходе исследования, могут быть использованы при организации тренировочного процесса занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности.
1. Скоростно-силовая подготовка является важнейшим разделом тренировочного процесса занимающихся греко-римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности. Для эффективного развития скоростно-силовых способностей борцов разработаны комплексы упражнений, которые проводятся на подготовительном этапе тренировки три раза в неделю. Используются упражнения с весом внешних предметов; упражнения, с отягощением весом собственного тела и рывково-тормозные упражнения.
2. Комплексы упражнений скоростно-силовой направленности способствуют росту физической подготовленности. У спортсменов экспериментальной группы выявлены более интенсивное развитие быстроты, координации и выносливости. Темпы улучшения результатов в челночном беге, беге на 30 метров, подтягиваниях, тесте Купера и глубине наклона составляли в экспериментальной группе 5,6; 4; 16,2; 9,2 и 14,7%, в контрольной - 2,2; 3,8; 20,5; 3,4; 24,6%.
3. Внедрение в годичный тренировочный цикл, занимающихся греко¬римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности, комплексов упражнений скоростно-силовой направленности способствует достоверному повышению развития скоростно-силовых способностей. По окончанию педагогического эксперимента спортсмены, которые занимались по методике, включающей комплексы скоростно-силовой подготовки, значительно улучшили результаты во времени забегов вокруг головы и 10 бросков манекена (р<0,05). Сокращение результатов в забегах и времени бросков манекена у юных борцов экспериментальной группы составил 8,1% и 9,7%, в контрольной 3,4% и 3,2%. Также, значительно повысились результаты в прыжках в длину с места, броске набивного мяча, количестве подъемов туловища за 30 секунд по сравнению с борцами контрольной группы (р<0,05). Прирост результатов у борцов экспериментальной и контрольной групп составил: в прыжке в длину - 12 и 4,4%;
в подъеме туловища из положения лежа - 24,4 и 14,7%; в броске набивного мяча - 9,4 и 16,7 соответственно.
2. Комплексы упражнений скоростно-силовой направленности способствуют росту физической подготовленности. У спортсменов экспериментальной группы выявлены более интенсивное развитие быстроты, координации и выносливости. Темпы улучшения результатов в челночном беге, беге на 30 метров, подтягиваниях, тесте Купера и глубине наклона составляли в экспериментальной группе 5,6; 4; 16,2; 9,2 и 14,7%, в контрольной - 2,2; 3,8; 20,5; 3,4; 24,6%.
3. Внедрение в годичный тренировочный цикл, занимающихся греко¬римской борьбой 15-17 лет во внеурочной деятельности, комплексов упражнений скоростно-силовой направленности способствует достоверному повышению развития скоростно-силовых способностей. По окончанию педагогического эксперимента спортсмены, которые занимались по методике, включающей комплексы скоростно-силовой подготовки, значительно улучшили результаты во времени забегов вокруг головы и 10 бросков манекена (р<0,05). Сокращение результатов в забегах и времени бросков манекена у юных борцов экспериментальной группы составил 8,1% и 9,7%, в контрольной 3,4% и 3,2%. Также, значительно повысились результаты в прыжках в длину с места, броске набивного мяча, количестве подъемов туловища за 30 секунд по сравнению с борцами контрольной группы (р<0,05). Прирост результатов у борцов экспериментальной и контрольной групп составил: в прыжке в длину - 12 и 4,4%;
в подъеме туловища из положения лежа - 24,4 и 14,7%; в броске набивного мяча - 9,4 и 16,7 соответственно.



