Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: муниципальное бюджетное учреждение «СШ ВВС Волна» (г. Рязань).
Выборка: 45 спортсменов (стаж занятий плаванием 7 лет, возраст 15-16 лет).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы возникновения травм в плавании 5
1.1 Плавание как вид спорта 5
1.2 Обзор и классификация травм в плавании 8
1.3 Анализ ситуаций, связанных с вероятностью получения травм в плавании 13
Глава 2. Методы и организация исследования 15
2.1. Методы исследования 15
2.2 Организация исследования 17
Глава 3 Экспериментальная методика 19
3.1 Содержание экспериментальной методики 19
Заключение 24
Список литературы 25
В мире спорта существует множество проблем, и травматизм является одной из наиболее серьезных. Плавание, как вид активной и интенсивной деятельности, часто сталкивается с различными экстремальными условиями, которые могут привести к травмам. Достижение высоких результатов в плавании возможно только при наличии хорошего здоровья у спортсмена. Однако занятия плаванием способствуют укреплению и развитию здоровья только в том случае, если они организованы правильно, с учетом оптимальной нагрузки и соблюдением всех необходимых гигиенических условий. Поэтому изучение причин и условий, которые способствуют возникновению травм в плавании, является важной задачей для обеспечения безопасности и эффективности этого вида спорта.
Актуальность исследования. Плавание является одним из самых популярных видов спорта и активного отдыха в мире. Однако, несмотря на свои очевидные преимущества для здоровья, плавание также связано с определенным риском получения травм. Понимание причин и условий, которые способствуют возникновению травм в плавании, имеет важное значение для разработки эффективных стратегий профилактики и обеспечения безопасности занятий.
Проблема исследования: несмотря на многочисленные исследования в области спортивной травматологии, вопросы о причинах и условиях возникновения травм в плавании остаются недостаточно изученными.
Объект исследования: Плавание как вид спорта и активного отдыха.
Предмет исследования: Причины и условия возникновения травм в плавании.
Цель: исследовать и анализировать причины и условия, способствующие возникновению травм в плавании.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы травматологии в плавании.
2. Проанализировать статистические данные о травмах в плавании.
3. Определить основные причины и условия, ведущие к травмам в плавании.
4. Разработать рекомендации по предотвращению травм в плавании.
Гипотеза исследования: предполагается, что травмы в плавании чаще всего вызваны комбинацией факторов, включая неправильную технику, переутомление, недостаток подготовки или предварительного разминания, а также неблагоприятные условия в бассейне.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования помогут спортсменам, тренерам и организаторам спортивных мероприятий лучше понять причины и условия, способствующие возникновению травм в плавании, и разработать эффективные меры по их предотвращению, что в свою очередь повысит безопасность занятий плаванием и уменьшит риск травматизма.
На основе проведенного анализа, мы пришли к следующим ключевым выводам:
1. Возникновение травм в плавании является результатом взаимодействия множества факторов. Среди наиболее значимых причин выделяются неправильная техника плавания, перенагрузка, недостаточное время на восстановление и использование неподходящего оборудования. Понимание этой многомерности позволяет более эффективно предотвращать травмы и повышать безопасность занятий плаванием.
2. Индивидуальные физиологические и анатомические особенности спортсмена играют важную роль в возникновении травм. Это подчеркивает необходимость индивидуализации тренировочного процесса, учета состояния здоровья и физической подготовленности каждого спортсмена.
3. Предотвращение травм в плавании требует комплексного подхода, включающего регулярный медицинский контроль, коррекцию техники плавания, адекватное планирование тренировочных нагрузок и использование качественного оборудования.
В заключении стоит сказать, что курсовая работа подчеркнула важность всестороннего исследования причин и условий возникновения травм в плавании. Это позволит оптимизировать тренировочный процесс, уменьшить риск травм и повысить общую эффективность занятий этим видом спорта.
1. Агранович В. О. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению / В. О. Агранович, Н.В. Агранович // Здоровье и образование в XXI веке. — 2022. — №2. — с. 77–81.
2. Булгакова Н.Ж, Попов О.И., Распопова Е.А. «Теория и методика плавания», 2015.
3. Володина И.В. Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом / И.В. Володина, М.В Любин // Инновационное развитие строительного комплекса региона: задачи, состояние, перспективы; – Волгоград : Московский институт стали и сплавов, 2018. – c. 231-236.
4. Дудченко П.П. Концепция совершенствования тренировочного процесса и развития плавания в ластах / П.П. Дудченко // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 5-1. — с. 138-143.
5. Дудченко П.П. Совершенствование физической подготовленности пловцов в ластах средствами аквафитнеса / П.П. Дудченко , С.А. Шепеленко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2022. — № 10. — с. 79-88.
6. Котляров А.Д. Специальная физическая подготовка пловцов-подводников 15-16 лет / А.Д. Котляров , А.Ю Довнар // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. — 2016. — № 3(11). — с. 3-7.
7. Литвинов А.А. «Теория и методика обучения плаванию». Изд.: Академия, 2022год
8. Лукьяненко В.П. «Сущность понятия и основное предназначение учебного предмета «Физическая культура». «Физическая культура в школе. №6»М. «Школьная пресса»,2022г.
9. Лях В.И., А.А. Зданевич. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов». – М.: «Просвещение», 2019г.
10. Педролетти Мишель. «Основы плавания. Обучение и путь к совершенству» Издательство: Феникс.2016г.
11. Перова Е.И. «Комплекс ГТО в XXI веке». Физическая культура в школе. №6. М. «Школьная пресса», 2021г
12. Петренко А.А. Острые повреждения позвоночника и спинного мозга у спортсменов (причины, симптомы, профилактика) / А.А. Петренко. - URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/02/19/ostrye-povrezhdeniya-pozvonochnika-i-spinnogo-mozga-u-sportsmenov (дата обращения 31.01.2024)
13. Примерные программы основного общего образования / Физическая культура. – М.: «Просвещение», 2020г.
14. Сейтмухаметова М.В. «ФГОС для учителей физической культуры». «Физическая культура в школе. №7».М. «Школьная пресса», 2019г.
15. Собянин Ф.И. Особенности травматизма спортсменов в некоторых циклических видах спорта / Ф.И. Собянин , М. Алрадван , Б. Исмаил // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 7. — с. 178-182.
16. Турманидзе. В.Г. Физическая культура. V-XIклассы: примерная программа (для учителей общеобразовательных учреждений) /Омск: Изд-во. Ом ГУ, 2019г.
17. Шихов А.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма / А.В. Шихов — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. — 128 c.