Введение 3
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Психофизиологические особенности проведения занятий по физической
культуре у учащихся 5
1.2. Особенности подготовки и проведения спортивных соревнований в средней школе 10
1.3. Способы проведения соревнований по спортивным и подвижным играм в
средней школе 16
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА III ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
3.1. Внедрение соревновательных форм досуга учащихся 8 классов во внеурочное время 34
3.2. Выявление различий в результативности воздействия различных систем проведение соревновательных форм досуга в средней школе на учащихся 8
классов 35
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Динамика работоспособности в процессе занятий физической культурой носит волнообразный характер, определяющийся сезонными, возрастными факторами, важную роль в результативности занятий играют психологические факторы, учет которых возможен лишь при разностороннем изучении личности учащихся. Обеспечению двигательной активности служат различные методики организации и проведения занятий. «Следует подчеркнуть, что с гигиенической точки зрения очень важно не допускать однообразия, шаблонности, монотонности занятий». Функцию стимулирования учебновоспитательного процесса выполняют соревнования, изучению способов организации и проведения которых и посвящена выпускная квалификационная работа.
Спортивные соревнования - неотъемлемая часть педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне физически развитой, волевой личности. Трудно переоценить значение соревнований в физическом воспитании учащихся. Принимая участие в соревновании, учащиеся обогащаются новыми впечатлениями, глубже познают себя и своих товарищей, переживают радость победы и горечь поражений. Атмосфера соревнований дает возможность осознать важность занятий физическими упражнениями. Соревнование относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни. В практике школьного физического воспитания применяются различные способы проведения соревнований, однако ответы на вопрос - «какие из них наиболее полно соответствуют задачам подготовки учащихся» - в учебно-методической литературе носят неоднозначный характер. Данное обстоятельство и побудило нас к выбору темы выпускной квалификационной работы.
Цель работы: выявить различия в результативности воздействия различных систем проведение соревновательных форм досуга в средней школе на учащихся 8 классов.
Объект исследования: процесс соревновательных форм досуга учащихся 8 классов.
Предмет исследования: изменения в структуре физической подготовленности участников соревновательных форм досуга.
Гипотеза исследования: процесс проведение соревновательных форм досуга у учащихся 8 классов будет результативным, если:
• Выявить системы проведение соревновательных форм досуга;
• Внедрить различные системы проведение соревновательных форм досуга;
• Выявить различия в результативности воздействия различных систем проведение соревновательных форм досуга в средней школе на учащихся 8 классов.
Задачи исследования:
1) проанализировать основные проблемы в организации проведение соревновательных форм досуга в средней школе с учащимися 8 классов;
2) Внедрить во внеурочное время различные организации проведение соревновательных форм досуга с учащимися 8 классов;
3) экспериментально выявить изменения в структуре физической подготовленности учащихся 8 классов, при различной организации проведение соревновательных форм досуга.
1. Теоретический анализ проблемы соответствия применяемых в школе систем проведения спортивных соревнований задачам подготовки учащихся показал, что эффекты их воздействия на структуру физической подготовленности подготовленности участников соревнований специалистами оцениваются неоднозначно. В процессе подготовки и проведения соревнований важно учитывать не только организационные, но и психологические моменты. Так, готовность к конкретному соревнованию зависит не только от физической формы, но и от психологической готовности его участников. «Апробация себя в сложной ситуации важна с точки зрения получаемого результата и как проверка личной программы действий». В технически и тактически сложных видах спорта (гимнастика, спортивные игры) поражение способно тяжело отражаться на психике его участников, поэтому особенно важно выбирать оптимальную систему организации соревнований, учитывая специфику детской психики. «Стремление проявить себя в спортивном соревновании нельзя связывать с форсированием подготовки. Один известный тренер часто повторял мудрую поговорку: сколько дерево за листья не тяни, оно быстрей не вырастет».
2. Во время проведение педагогического эксперимента были выявлены и обоснованы три системы проведения соревновательных форм досуга: олимпийская, круговая и смешанная, данные системы были внедрены во внеурочное время учащихся 8 классов.
3. По окончанию педагогического эксперимента можно констатировать:
В ЭГ №1 выявлены следующие изменения в структуре физической подготовленности участников школьных соревнований по футболу:
а) достоверно высокий рост уровня технико-тактической подготовленности;
б) значительные положительные изменения поведения участников соревнований в игре, что отражается на результативности и индивидуальных, и групповых, и командных действий;
в) достоверно высокий рост психологической атмосферы в командах ЭГ №1 (109,4%!!!).
2) В ЭГ №2 выявлены следующие изменения:
а) достоверный рост уровня технико-тактической подготовленности;
б) незначительные положительные изменения поведения участников соревнований в игре отмечаются только в результативности индивидуальных действий (9%);
в) достоверный рост психологической атмосферы в командах ЭГ №2 (31,7%).
3) В ЭГ №3 выявлены следующие изменения:
а) невысокий достоверный рост уровня технико-тактической подготовленности отмечен только по технике элементов игры (15,6%);
б) отмечены значительные отрицательные изменения поведения участников соревнований в игре по характеру оценочно-экспрессивных и стимулирующих обращений (15% и 13%);
в) достоверная отрицательная динамика психологической атмосферы в командах (19,4%), что свидетельствует об отсутствии у команд данной группы сплоченности, проявления командного духа, товарищества, взаимоподдерки.
Наиболее значимые положительные изменения в структуре физической подготовленности учащихся во время применение соревновательных форм досуга по футболу наблюдаются при «круговой» системе их проведения. При проведении соревновательных форм досуга по «олимпийской» системе наблюдается значительное ухудшение психологического состояния учащихся. При организации соревновательных форм досуга в течение учебного года чередовать «круговую» и «смешанную» системы в зависимости от задач, конкретных условий и уровня подготовленности участвующих команд.
1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды [Текст] / К.А. Абульханова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 218 с.
2. Адольф, В.А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности [Текст]: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. - Красноярск: КГПУ, 2005. - 212 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого развития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. -608 с.
4. Андреев, В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - 286 с.
5. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе (вопросно-ответное обучение) / отв. ред. М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2013. - 224 с.
6. Беликов В.А. Дидактика учебно-познавательной деятельности: монография. - М.: Изд-во «Перо», 2017. - 296 с.
7. Беляев, В.С. Актуальные проблемы физкультурного образования школьников / В.С. Беляев, А.С. Лопухина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 22-24.
8. Власов, А.В. Методика преподавания учебных знаний на уроках физической культуры с образовательной направленностью учащимся 7-8 классов средней школы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Власов Александр Владимирович. - М., 2001. - 22 с.
9. Воротилкина, И.М. Развитие самостоятельности детей и учащейся молодёжи в двигательной деятельности / И.М. Воротилкина // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 105-113.
10. Глинский, А.С. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Глинский Александр Сергеевич. - Омск, 2007. - 22 с.
11. Горелов, А.А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования [Текст] / А.А. Горелов, С.А. Горелов, В.В. Сокорев // Научнотеоретический журнал «Учёные записки». - 2008. - № 5 (39). - С. 40-44.
12. Даутова, О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС / О.Б. Даутова. - С-Пб.: КАРО. - 2016. - 184 с.
13. Драндров, Г.Л. Интеграция физического и познавательного развития детей 6-7 лет в процессе обучения двигательным действиям: монография / Г.Л. Драндров, Д.В. Никоноров, В.Т. Никоноров. - Чебоксары: ЧГПУ, 2017. - 113 с.
14. Железнякова О.М., Буздалова Н.В. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 124-126.
15. Запорожченко Л.И. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 5-6 (39-40). - С. 219-223.
... всего 47 источников